Бэкон, Фрэнсис |
|
1561–1626 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Фрэнсис Бэкон
IGDA Путями насекомыхБЭКОН (Bacon), Фрэнсис (1561-1626) — английский философ-материалист, родоначальник английского материализма, перенесший вместе с Дж. Локком «из естествознания в философию... метафизический способ мышления». Суть основной философской идеи Б. — эмпиризма — заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Б., не может быть самоцелью. Главная задача знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, преобразованию природы. Б. были сформулированы афоризмы, которые сжато выражают его философское кредо: «Знание— сила»; «Все сложное подлежит разложению»; «Изобретающий ум есть орган науки»; «Добро есть то, что полезно человеку и человечеству». Б. выдвинул новаторскую идею о том, что главным методом познания должна стать индукция (восхождение от частного к общему). Метод индукции Б. противопоставил методу дедукции (восхождение от общего к частному), предложенному Р. Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию четких логических приемов. Б. выделяет пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. «Путь паука» — получение знания из «чистого разума», т. е. рациональным путем. Данный путь игнорирует роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, по Б., — «ткут паутину мысли из своего ума». «Путь муравья» — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, т. е. догматический эмпиризм, противоположный рационализму. Данный метод также несовершенен. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание только на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений. «Путь пчелы» — идеальный способ познания. Используя его, философ берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя «по пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их и, используя возможности разума, заглянуть «внутрь» проблемы, понять ее сущность. Б. не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет «призраками» («идолами») и определяет четыре их разновидности: «призраки рода» и «призраки пещеры» — врожденные заблуждения людей, заключающиеся в смешении природы познания с собственной природой. В первом случае («призраки рода») речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода), во втором случае («призраки пещеры») речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. «Призраки рынка» и «призраки театра» — приобретенные заблуждения. «Призраки рынка» — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений. «Призраки театра» — влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло. Исходя из наличия четырех препятствий познания, Б. советует максимально абстрагироваться от существующих призраков и получать свободное от их влияния «чистое знание». Б. принадлежит одна из попыток классифицировать науки. Основания классификации — свойства человеческого ума: память (исторические науки); воображение (поэзия); рассудок (философия, которая составляет основу всех наук). Философия Б. оказала огромное влияние на философию Нового времени, английскую философию, философию последующих эпох. Основной философский труд Б. — «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620, русский перевод 1935), в котором определена новая цель философии — помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 49-51. Вернуться на главную страницу Фрэнсиса Бэкона
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |