Белозёров Тимофей Максимович |
|
1929-1986 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Тимофей Максимович БелозёровБелозёров Тимофей Максимович [23.12. 1929, с. Камыши Куртамышского р-на Курганской обл.— 15.2.1986, Омск] — детский поэт. Родился в многодетной крестьянской семье, в 5-летнем возрасте лишился матери. В годы коллективизации семья подверглась репрессиям. Отец был арестован, впоследствии реабилитирован. После освобождения отец с младшим сыном Тимофеем переехал сначала в Усть-Каменогорск и Лениногорск, затем в Омскую обл. В с.Старо-Карасук Омской обл. Белозёров закончил 7-летнюю школу. Очень хотел учиться, но продолжать образование не было возможности. Чтобы заработать средства к существованию, был столяром, рабочим по очистке железнодорожных путей, лесозаготовителем по найму. С 1948 по 1952 учился в Омском речном училище, затем работал мастером на судоремонтных заводах в Барнауле, Омске. Первая публикация стихов — в журнале «Алтай» (1954). В 1957 издает в Омском книжном издательстве первый сб. стихов для детей «На нашей реке». Тема сибирской природы, труда, связанного с ее освоением, стала основной в творчестве Белозёрова, давая ему возможность быть одинаково внятным и для детей, и для взрослых. С 1957 по 1963 учился на заочном отделении Литературного института им. Горького, в 1962 стал членом СП СССР. После окончания Литературного института занимается литературным творчеством, сочетая его с широкой общественной деятельностью: с 1965 по 1967 был депутатом Омского горсовета, с 1967 по 1970 — уполномоченный Литфонда СССР по Омской области, в течение многих лет он член бюро Омской писательской организации. В дек. 1980 участвовал в работе V съезда писателей РСФСР. Наиболее важными для себя занятиями считал общение с детьми, с творческой молодежью. Будучи редактором детских и литературных передач на Омской студии телевидения, а также литературным консультантом при областной газете «Омская правда», вел семинары с начинающими поэтами — детьми и взрослыми, о которых последние вспоминают с глубокой благодарностью. Постоянными были выступления в школах, пионерских лагерях, детских домах, дворцах пионеров. Своим пониманием детства, детской психологии Белозёров делился с будущими педагогами — студентами педучилищ, пединститута. Творческий путь Белозёрова можно разделить на два периода: 2-я половина 1950-х — 1960-е и 1970-80-е. 1960-е были для поэта периодом интенсивных творческих исканий: от ученичества и подражания (К.Чуковскому, С.Михалкову, А.Барто — в детской поэзии) — к обретению собственной стилевой манеры в диалоге с близким ему почвенным направлением русской поэзии, где особенно значимыми для Б. именами были И.Суриков, И.Никитин, И.Бунин, С.Есенин, а среди современников — те, кого критики отнесли к лагерю «тихих» (В.Соколов, Н.Рубцов и др. ) Дидактическое начало, проявившееся в первых сборниках поэта («Весна», 1958; «Моим друзьям», 1963), очень быстро было осознано Белозёровым как чужеродное для его нравственно-эстетической позиции. Для умного поучения, так необходимого детству, были найдены иные худож. способы выражения — использован опыт, фольклор. В сборниках 1960-х («Огородный Подрастай», 1962; «Таежный светофор», 1968; «Орешки», 1968 и др.), помимо жанровых и пейзажных зарисовок, были включены жанры, ориентированные на фольклорную традицию: скороговорки, считалки, загадки, бесконечки, небылицы и т.д., к которым в дальнейшем поэт обращался неоднократно. Возможности развития детской наблюдательности, воображения поэт реализовал в игре со словами и понятиями, в звуковых повторах, ассоциациях, в неожиданных сравнениях и метафорах. Однако игровое начало не стало ведущим в его лирике, настоянной, прежде всего, на достоверной правде обыденного. Метафора, сравнение у Белозёрова, даже самое необычное, «не сближение далековатостей» (О.Седакова), а сопоставление двух жизненных наблюдений, поражающих реальностью сходства: «В станок из бревен, в землю врытых, / Пастух заводит жеребца. / И, как воробушек, копыто / Дрожит в руке у кузнеца» («Кузнец»); «День прошумел сухим горячим сеном / Меж пальцев грабель, / Меж трезубца вил» («Вечер»). В 1970-80-е ведущим жанром в творчестве Белозёрова становится лаконичная пейзажная зарисовка. Критика отмечает тяготение Белозёрова «к акварельному эскизу, миниатюре, наброску» (С.Поварцов), вбирающим темы сибирской природы, малой родины, детства, гармоничной жизни в социуме, обеспеченной патриархальным бытовым укладом, крестьянским трудом. В центральных издательствах «Детская литература», «Малыш», а также в различных региональных издательствах страны (Новосибирске, Омске, Свердловске, Барнауле, Алма-Ате, Перми и др.) выходят лучшие стихотворные сборник поэта («Кладовая ветра», 1970; «Зимушка-зима», 1974; «Волшебный посошок», 1977; «Жаворонок», 1978; «Журавкин праздник», 1980; «Лебедушка», 1986, и др.), получившие высокую оценку критиков и читателей. Всего поэтом было издано при жизни 54 книги, подборки его стихотворений, рассказов, сказок регулярно печатались в журналах «Огонек», «Урал», «Нева», «Сибирские огни», «Простор», «Земля сибирская, дальневосточная», «Сибирские огни», «Пионер», «Костер», «Мурзилка», «Веселые картинки». Книга «Журавкин праздник» экспонировалась в 1981 на Международной книжной ярмарке в Москве и была удостоена диплома 2-й степени. Стихотворения Белозёрова вошли в хрестоматии для детского чтения, серийные издания. Ряд стихотворений Белозёрова положен на музыку омским композитором Г.Пантюковым. О творчестве Белозёров высоко отзывались многие известные детские поэты, писатели: Е.Благинина, Ю.Коринец, С.Баруздин, А.Барто, И.Токмакова, Я.Аким, В.Берестов и др., отмечая некую «пограничность» мироощущения сибирского поэта, которая проявилась в органическом сочетании детскости видения мира, обеспеченной живой, памятью детства, с зоркостью и наблюдательностью, глубоким знанием реального мира, что и определяет своеобразие творчества Белозёрова, занявшего нишу между «взрослой» и детской поэзией. Л.В.Деменкова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 190-192. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Кладовая ветра: стихи и сказки. М., 1970; Чудеса: Загадки, считалку скороговорки, веселки, стихи. М., 1971; Зимушка-зима. М., 1974; Волшебный посошок: стихи и рассказы. 1977; Журавкин праздник: стихи. М., 1980; Подснежники: стихи и сказки. Омск., 1982; Апрель: стихи. М., 1983; Лебедушка: стихи и сказки. Омск., 1986; Звездный свет: стихи. Омск, 1997. Литература:Барто А. О литературе для детей // Детская литература М, 1970 С.3-27, Коринец Ю. О поэтическом мастерстве в деталях и общем // Детская литература М, 1972 С.95-118, Седакова О. [Рец. на сб. «Зимушка-зима»] // Детская литература 1975 №2, Сергеев М. Делить души своей богатство // Детская литература 1976 №2, Пальчиков В. Добрый мир детства // Наш современник 1981 №9, Павлова Н. Когда строку диктует чувство // Детская литература 1984 №9, Поварцов С. Дерево, птица, цветок // Юность 1984 №8, Пальчиков В. Добрый мир детства // Наш современник 1981 №9, Киреева О. И Лирика природы в детской поэзии Сибири 2-й половины 80-х годов // Советская литература 80-х годов и ее осмысление в критике Омск, 1990 С.14-16, Деменкова Л.В. Особенности художественного пространства лирики Тимофея Белозерова на фоне поэтической традиции // Вопросы фольклора и литературы Омск, 2002 С.114-124
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |