Берберова Нина Николаевна |
|
1901-1993 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Нина Николаевна Берберова
Н.Н.Берберова. Париж, 1927 год. Берберова Нина Николаевна (1901 - 1993), прозаик. Родилась 26 июля (8 августа н.с.) в Петербурге в семье служащего Министерства финансов. Получила хорошее домашнее образование, училась в гимназии. После революции в 1919 - 20 училась в Ростове-на-Дону, затем вернулась в Петроград. Как поэтесса в 1921 вошла в литературные круги Петрограда. В июне 1922 получает разрешение на выезд из страны вместе с Ходасевичем, ставшим ее мужем. Сначала жила у М. Горького в Италии, затем - в Париже. В течение 15 лет была литературным сотрудником ежедневной парижской газеты "Последние новости", где была опубликована ее первая проза "Биянкурские праздники", затем романы "Последние и первые" (1930), "Повелительница" (1932), "Без заката" (1938). Высокую оценку критики получила книга "Облегчение участи" (1949), вобравшая рассказы 1934 - 1941 годов. Особый успех имела книга "Чайковский. История одинокой жизни" (1936). Во время второй мировой войны жила в оккупированной Франции. После войны была редактором литературных страниц парижского еженедельника "Русская мысль", где в 1948 - 49 был напечатан ее репортаж из зала суда о деле невозвращенца В. Кравченко. В это же время в Нью-Йорке "Новый журнал" публикует ее лучшие рассказы. В 1950 переезжает в США. С 1958 преподает в Иельском, затем в Принстонском университетах. В 1969 на английском языке (в Лондоне, Нью-Йорке), в 1972 на русском языке (в Мюнхене) выходит автобиографическая книга Берберовой - "Курсив мой", встреченная одобрением критиков и интересом читателей. К числу наиболее значительных работ последних десятилетий относится книга "Железная женщина" (1981). В 1986 выходит нашумевшее исследование "Люди и ложи. Русские масоны XX века". Последние годы жизни Н. Берберова провела в Принстоне, будучи профессором университета в отставке. Здесь и умерла в 1993 году. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Писатель XX векаБерберова Нина Николаевна [26.7(8.8).1901, Петербург — 26.9.1993, Филадельфия] — поэт, прозаик. Берберова родилась в семье работника Министерства финансов. Мать — из тверских помещиков. Берберова окончила Археологический институт и историко-филологический факультет Донского университета в Ростове-на-Дону, где училась в 1919-20. В 1921 Берберова в Петрограде начала писать стихи, из которых лишь одно было опубликовано в сборнике «Ушкуйники» (1922); некоторые из ранних стихотворений — «Тазы, кувшины расписные...», «Честно, весело и пьяно...», «За эту ночь безветренную...» (1921), «Пятое января» (1922) — будут опубликованы в середине 1980-х. Благодаря своим первым стихам Берберова вошла в поэтические круги Петрограда, где познакомилась со многими поэтами, в т. ч. и с В. Ходасевичем, стала его женой и вместе с ним в 1922 выехала за границу. Прежде чем надолго поселиться в Париже, Берберова с Ходасевичем жили у М. Горького в Берлине и Италии, потом переехали в Прагу. Берберова в 1920-е продолжала писать стихи, 4 ее стихотворения вошли в первую антологию эмигрантской поэзии «Якорь» (1936). Берберова выступила переводчиком книги Р.Роллана «Махатма Ганди» (1924), а также автором пьесы «Мадам» (поставлена в Русском театре в Париже в 1936). Однако основным занятием Берберовой стала публицистика. В Берлине она сотрудничала в газете «Дни», а в конце 1920-х, когда Берберова с Ходасевичем обосновались в Париже, она на 15 лет стала сотрудником газеты «Последние новости». В 1926-1927 годы Берберова вместе с поэтами Д. Кнутом и Ю. Терапиано выпускала журнал «Новый дом», но после третьего номера изд. по финансовым причинам было прекращено. Помимо работы в «Последних новостях» Берберова писала ежедневные обзоры советской литературы для конкурирующей газете «Возрождение» под псевдонимом Гулливер, который, по общему мнению, принадлежал В. Ходасевичу. В одном из этих обзоров Берберова первая в эмигрантской прессе заметила и высоко оценила только что вышедший роман Ю.Олеши «Зависть» (1927). С середины 1920-х годов Берберова начала писать прозу. Первые ее рассказы появились еще в «Днях» и в «Новом доме», но настоящий успех принес Берберовой цикл «Биянкурские праздники», печатавшийся в «Последних новостях» на протяжении нескольких лет. Это была лирико-юмористическая, иронико-символическая серия рассказов о жизни русских эмигрантов в Биянкуре — нищих, пьяниц, рабочих завода Рено, уличных певцов, деклассированных чудаков. Здесь чувствовалось влияние М. Зощенко и раннего А.Чехова, но много было и своего. Первый роман Берберовой «Последние и первые» (1930) также был посвящен жизни русских эмигрантов, работавших на парижских предприятиях и стремящихся переселиться на юг Франции. Как и «Биянкурские праздники», это была редкая, почти единственная попытка художественно изобразить временный быт русских за границей. Роман был оценен положительно критиками (В. Вейдле и др.). До Берберовой практически никто беллетристически не описывал жизнь и быт, мечты и чаяния рядовых русских эмигрантов. Второй роман Берберовой «Повелительница» (1932) повествовал о любви, о подробностях быта третьего поколения эмигрантской молодежи. «Хочется отметить очень характерную для Берберовой ее верность человеку нашего времени,— сказал о "Повелительнице" Ю.Терапиано.— Это всегда, даже в более слабых вещах ее, нас задевает — столкновение победителей и побежденных жизнью, внутренняя красота будничного русского подвига, русской женщины особенно» (Числа. 1933.№7-8. С.269). Третий роман Берберовой «Без заката» (1938) публиковался в журнальном варианте под названием «Книга о счастье» (Современные записки. 1936. №61) и был встречен более сдержанно. Роман этот был излишне дидактичен: он ставился перед героями и читателями вопрос о том, как и чем жить русской женщине-эмигрантке, и однозначно отвечал, что счастье может дать только взаимная любовь. Повествование представляло собою ряд отдельных рассказов, искусственно связанных между собой. И все же критика отмечала: «Рассказы эти нередко — занимательны, остры, поучительны, порой пленяют неженской зоркостью к вещам и людям. В книге много ярких страниц, прекрасных лирических строк, глубоких и значительных (хоть и спорных, разумеется) мыслей» (Русские записки. 1938. №10. С.198-199). Берберова обладала достаточной долей самокритичности, чтобы понять свое предназначение в литературе. «Уже в середине тридцатых годов,— вспоминала она,— я начала понимать, что самая подходящая для меня форма есть повесть (длинный рассказ)» (Курсив мой. С.403). Ее блестящие рассказы (или маленькие повести), печатавшиеся в 1930-е в «Современных записках» и собранные после войны в отдельную книгу, получили высокую оценку и выдержали испытание временем. Но особый успех в предвоенные годы принесли Берберовой два ее биографических произведения о великих русских композиторах. В начале 1930-х была опубликована переписка Чайковского с фон Мекк, настолько заинтересовавшая Берберовц, что она решила написать о композиторе книгу. Берберова побывала тогда у Рахманинова, у Глазунова, встречалась со многими еще жившими людьми, знавшими Чайковского. В освоении биографического жанра Берберовой, безусловно, помог ее давний опыт перевода Р. Роллана и наблюдения за работой Ходасевича (с ним она разошлась в 1932, но осталась в дружеских и творческих отношениях) над книгой о Г.Р. Державине. Роман Берберовой «Чайковский» был не только хорошо принят критикой, но и признан новым словом в избранном Берберовой жанре. Почти сразу же по выходе «Чайковский» был переведен на несколько языкам. Вслед за «Чайковским» вышла еще одна биография русского композитора — «Бородин» (в отрывках — 1937; отдельным изданием — 1938). Хотя эта книга была значительно меньше «Чайковского», нечто вроде брошюры (скорее род «новеллы» на тему жизни композитора) (Современные записки. 1938. №67. С.454), она тем не менее также была высоко оценена в печати (В.Ходасевич, С. Савельев и др.). Накануне Второй мировой войны Ходасевич умер. Берберова посвятила ему некролог в «Современных записках» (1939. №69). В том же номере журнала была опубликована и ее повесть «Облегчение участи». Во время войны Берберова жила в оккупированной Франции. Она вновь вернулась к поэзии, но теперь это уже были не те «блоко-ахматовские» стихи, с которых Берберова начинала. Все чаще и больше в ее произведениях звучал белый стих и свободные размеры. Берберова -поэтесса из «традиционалиста» превратилась в поэзии в авангардиста. В 1948 в Париже на французском языке вышла книга Берберовой «Блок и его время», а в 1949 она выпустила собранные свои предвоенные повести, озаглавив сборник «Облегчение участи». В книге шесть повестей. В «Аккомпаниаторше» рассказывается о молодой женщине, обиженной судьбой сначала дома, в России, а затем и в эмиграции. Она, дочь учительницы музыки, вынуждена была покинуть родной город, где у нее было много учеников, где ее как будто бы любили и ценили, но где все отвернулись от нее после рождения «незаконного» ребенка. Героиня уехала за границу в качестве аккомпаниаторши знаменитой певицы, но и там не стала прежней независимой и уважаемой личностью, прожив всю жизнь в тени знаменитости и не испытывая ничего, кроме моральных страданий. В повести «Облегчение участи» описана драма уже немолодой застенчивой женщины, полюбившей законченного пошляка и ничего, кроме страданий, от этого не получившей. Рядом с этими достаточно остросюжетными произведениями стоит повесть «Роканваль», в которой почти ничего не происходит и основными героями являются старинный французский замок и парк. А вслед за ней идут повести «Лакей и девка», которую В. Ходасевич еще в 1938 выдвинул как пример произведения, где «за кажущейся беспощадностью изображения чувствуется большая, настоящая боль за людей» (Возрождение. 1938. 25 февр.), «Воскрешение Моцарта» и «Плач». Выходящий в Нью-Йорке «Новый ж.» написал по поводу этого сб.: «Выход новой книги рассказов Н.Берберовой является событием в зарубежной русской литературе» (1950. №23. С.300). В том же 1949 вышла еще одна книга Берберовой — «Процесс Кравченко» — собрание ее репортажей из зала суда, на котором советский невозвращенец Кравченко, автор книги «Я выбираю свободу», обвиненный французской коммунистической прессой в клевете, судился с ней, защищая свою честь и достоинство. В 1950 Берберова переселилась в США. Там она преподавала в различных университетах, входила (1958—68) в редакции альманаха «Мосты», выступала как критик и продолжала писать стихи и прозу. В 1951 «Новый журнал» (№24-26) опубликовал роман Берберовой «Мыс бурь», затем вышли «Большой город» (1953), «Мыслящий тростник» (1958) и «Памяти Шлимана» (1958) — фантастический роман, действие которого перенесено в 1984, когда люди попали в зависимость от машин, задыхаются от последствий цивилизации и перенаселения. В 1959 вышла книга Берберовой «Черная болезнь», а в 1961 в Мюнхене — прокомментированное Б. собрание стихотворений В.Ходасевича. В 1969 в переводе на английский языке впервые вышла главная книга Берберовой «Курсив мой». Она была написана под влиянием воспоминаний И.Эренбурга, с которым Б. была лично знакома еще по Берлину 1920-х и к мнению которого всегда была внимательна, а его мемуары «Люди, годы, жизнь» Б. считала «одной из выдающихся книг нашего столетия» (Курсив мой. С.710). «Курсив мой» — книга, основными героями которой являются одновременно и сама Берберова, и люди, которых она знала, и XX в., и философские раздумья. В 1972 «Курсив мой» вышел на русском языке, а затем переиздавался с изменениями и дополнениями, сделанными автором. В 1981 вышла сенсационная книга Берберова «Железная женщина», роман о выдающейся женщине-авантюристке Марии Закревской-Бенкендорф-Будберг. Успех книги был ошеломляющий, вызвал огромное количество откликов. Критика немедленно признала «Железную женщину» лучшей книгой писательницы. В 1984 в Нью-Йорке вышел большой сборник Берберовой «Стихи. 1921-1983», подытоживающий ее поэтическое творчество за несколько десятков лет и ставший одновременно не только итоговой, но и ее первой поэтической книгой, ибо до этого стихи Берберовой отдельными книгами не издавались. В первые два раздела сборника вошли стихотворения, ранее появлявшиеся лишь в различных периодических изданиях; стихи 3-го раздела были опубликованы впервые. «Три раздела книги Берберовой — это три этапа лирического самопознания яркой, независимой и вместе с тем чуткой к ходу времени личности»,— указал в книге автор послесловия А.Сумеркин. Последним крупным сочинением Берберовой стала книга-исследование о масонах «Люди и ложи». «Мой интерес к русскому масонству,— написала в предисловии Берберова,— начался в тот день, когда началось мое личное знакомство с русскими масонами, не потому, что это были исключительные люди, а потому, что они были людьми исключительного времени и играли в нем исключительную роль». В 1989 Берберова впервые после отъезда в 1922 побывала в России. А вслед за ее приездом на родину пришли и многие ее книги, широко издающиеся в России в последние годы. В.В. Попов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 203-206.
Далее читайте:Макеев Николай Васильевич (1889-1975), муж Берберовой. Геннадий МУРИКОВ. Февральская революция 1917 – 2017. Нина Берберова и русское масонство. (Суждения) Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Люди и ложи. М., 1990; Железная женщина. М., 1991; Повести. М., 1992; Чайковский. СПб., 1993; Рассказы в изгнании. М., 1994; Курсив мой. М., 1996; Избранное. Чертова кукла: роман, повести и рассказы. М. 1997; Биянкурские праздники. Рассказы в изгнании. М., 1997; Неизвестная Берберова: Роман. Стихи. Статьи. СПб., 1998. Литература:Витковский Е. Почерк Петрарки // Берберова Н. Курсив мой. М., 1996; Медведев Ф. «Кристальным» пером о «железной женщине» // Берберова Н. Железная женщина. М., 1991.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |