Беркли, Джордж
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Беркли, Джордж

1685-1753

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Джордж Беркли

Беркли (Berkeley) Джордж (12.3.1685, близ Килкенни, Ирландия,— 14.1.1753, Оксфорд), английский философ, представитель субъективного идеализма. С 1734 года епископ в Клойне (Ирландия). Основные сочинения: «Опыт новой теории зрения» (1709, рус. пер. 1912); «Трактат о началах человеческого знания» (1710, рус. пер. 1905); «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713, рус. пер. 1937); «Алсифрон, или Мелкий философ» (v. l—2, 1732, рус. пер. 1978); «Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований...» (1744, рус. пер. 1978). Философское учение Беркли проникнуто стремлением опровергнуть материализм в дать обоснование религии. Выступил с критикой понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также учения Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Локка о происхождении понятий материи и пространства. Согласно Беркли, в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлечённую идею общего для них веществ, субстрата. Однако это, по Беркли, невозможно: у нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущений или, по терминологии Беркли, «идей». Для вещей «быть» всегда означает «быть в восприятии». В противоположность Локку Беркли утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются наука и философия, ибо идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может дать чувственное восприятие. Используя метафизическую односторонность номинализма, отвергавшего объективность общего в единичных вещах, Беркли выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстрактных понятий. Номинализм Беркли смыкается с эмпирической ограниченностью, с недооценкой рационального познания. Беркли выступил против различения первичных и вторичных качеств: все качества — вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к способности быть воспринятыми. Признав ошибочной идею разделения первичных и вторичных качеств, Беркли отрицал и основанную на ней идею материи как «подпорки», или «субстрата» («субстанции»), всех объективных качеств тел. Отвергнув бытие материи, Беркли признавал существование только духовного бытия, которое он делил на «идеи» и «души». «Идеи» — воспринимаемые вами субъективные качества — пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и восприятий совершенно не зависит от нас. Напротив, «души» деятельны, активны, могут быть причиной. Все «идеи» существуют, по Беркли, только в душе (как мысли и страсти, так и различные ощущения). «Идеи» не могут быть копиями или подобиями внешних вещей: «идея» может быть сходна только с «идеей». Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма выводы, ведущие к солипсизму, Беркли утверждал, что воспринимающий субъект — не один, и вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься другими субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога — субъекта, который вечно существует и «вкладывает» в сознание отдельных субъектов содержание их ощущений. Здесь Беркли «...подходит... к объективному идеализму...» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 24). Беркли не ограничился выступлением против атеизма и материализма в философии. Используя слабые стороны современного ему метафизического и механистического материализма, он выступал против передовых, материалистических идей в науке. Философия Беркли, как показал Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме», явилась прообразом и одним из источников субъективно-идеалистических теорий в буржуазной философии конца 19 — начала 20 веков (см. Махизм).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: The works,  ν. 1 — 9, L., 1948—57; в рус. пер.— Соч., М., 1978. Б л о н с и и й    П. П., Учение Беркли о реальности, К., [1907]; огомолов      А. С.,     Критика     субъективно-идеалиетич. философии   Дж. Б., М., 1959;  Б ы х о в с к и й   Б. Э., Дж. Б., М.,   1970; H a p с к и й   И. С., Зап.-европ. философия .18 в., М., 1973, гл. 2; M e t z R., G. Berkeley, Stuttg., 1925; Luce  A. Α., Berkeley's   immaterialism,  L.,   1945;  Warnock    G. J.,   Ber-keley,  L., 1953;   L его у  A. L.,    G.Berkeley,   P.,   1959;  Nitchie A.D., G. Berkeley, [Manchester, 1967]; S e Π a r s R. W., Lending  a hand to Hylas, [Michigan], 1968.


Вернуться на главную страницу Беркли

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС