Бобров Евгений Александрович |
|
1867-1933 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Евгений Александрович Бобров
Бобров Евгений Александрович (24.01[5.02].1867—12.03.1933), историк литературы, русской общественной мысли, философ, переводчик. Родился в Риге. Сын землемера, вышедшего из крестьян. Окончил Екатеринбургскую гимназию. Учился в Казанском, затем (1889) в Юрьевском университете, который окончил по историко-филологическому и философскому отделениям. Перевел на русский язык «Монадологию» Г. Лейбница. Магистерская диссертация — «Отношение искусства к науке и нравственности» (1895). Преподавал в Юрьевском (1893—1996), Казанском (1896—1903) и Варшавском (1903—1915) университетах. После 1917 — заслуженный профессор Донского (Северо-Кавказского) университета. Собственную систему взглядов называл «критическим индивидуализмом». Исходным пунктом его философии стал индивидуум. Идея индивидуализма оказывается приоритетной вследствие того, что в своем самосознании человек находит себя прежде всего в качестве отдельной сущности. В отличие от персонализма он дополняет онтологию понятием «бытия координального». Личность есть координация функций между собой и с «я». Вселенная есть координация существ между собой и с Богом. Бобров — автор фундаментального труда (в 6 т.) по истории русской философии. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Бобров Евгений Александрович (24.01(5.02).186 Рига - 12.03.1933, Ростов-на-Дону) - религиозный философ писатель, публицист и критик. Последователь Г. Лейбница Г. Тейхмюллера, сторонник панпсихизма Козлова, Бобров перевел на русский язык «Монадологию» Лейбница (см.: Труды Московского психологического общества. 1890. Т. 4), посвятил лейбницианству ряд исследований. По окончании Дерптского (Юрьевского) университета, где занятия по философии проходили под руководством профессора Г. Тейхмюллера, Бобров, защитив диссертацию «Отношение искусства к науке и нравственности» (1895), получил должность доцента этого университета. После 1898 года, когда ему была присвоена степень кандидата русской словесности за диссертацию о Веневитинове, он работал профессором Казанского университета, а с 1906 года - Варшавского. После 1917 года - профессор Донского университета (Ростов-на-Дону). Основные труды Боброва посвящены популяризации персонализма и панпсихизма, но он не ограничивался ролью популяризатора и комментатора идей Тейхмюляера и Козлова, а пытался развить собственную систему «критического индивидуализма». В этой системе идея индивидуализма оказывалась приоритетной потому, что, полагал Бобров, в своем самосознании человек находит себя прежде всего в качестве отдельной сущности или индивида. Таким образом, исходным пунктом его панпсихизма является личность. Вместе с тем большое внимание он уделял анализу онтологических проблем, ибо «вопрос о бытии есть центральный вопрос всей метафизики» (Бытие индивидуальное и бытие координальное. Юрьев, 1900. С. 98). К типам бытия - идеальное, реальное и субстанциальное (по Тейхмюллеру) - он добавлял бытие координальное. Координация, по Боброву, - это верховная форма бытия. Все в мире существует во взаимосвязи, индивидуальные элементы - отдельные субстанции, акты души, элементы сознания и т. д. связаны воедино. «Мысль есть координация элементов сознания. Личность есть координация функций между собою и с «я». Вселенная есть координация существ между собою и с Богом» (Там же. С. 154). В сочинении «О понятии искусства» (Юрьев, 1894), анализируя художественное творчество, Бобров делает вывод, что оно не координирует элементы сознания в соответствии с категориями и потому не является мышлением. Бобров - автор значительного числа работ по истории философии и русской словесности. Им опубликовано 6 сборников под общим названием «Философия в России. Материалы, исследования и заметки» (1899-1902). Но его мнению, развитие философии в России протекало по двум руслам. Первое - это «школьная философия», преподававшаяся в университетах, гимназиях, духовных академиях и семинариях и объединявшая такие философские направления, как схоластика, вольфианство, различные оттенки универсализма. Второе включает в себя философские течения, популярные в среде русской интеллигенции. Такую роль «философии всех образованных» в XVIII веке играли материализм («вольтерьянство»), мистика и масонство; во 2-й половине XIX века - материализм, социализм, позитивизм и спиритизм. Эти философские учения отражались на страницах периодических изданий и имели хождение в различных кружках. Сборники содержат как характеристики творчества отдельных русских мыслителей, так и подробную библиографию их сочинений. Л. В. Фирсова Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 60-61. Сочинения: Новая реконструкция монадологии Лейбница. Юрьев, 1896; О самосознании. Казань, 1898; О понятии бытия. Казань, 1898; Бытие индивидуальное и бытие координальное. Юрьев, 1900; Философия в России. Казань, 1899-1902. Вып. 1 -6; Философские этюды. Варшава, 1911. Т. 1-4; Историческое введение в логику. Варшава, 1913; Историческое введение в психологию. Снб.; Варшава, 1913; Заметки по истории русской литературы, просвещения и культуры. Варшава, 1913; История новой философии. Варшава, 1915.
Бобров Евгений Александрович [24 января (5 февраля) 1867, Рига — 12 марта 1933, Ростов-на-Дону] — русский религиозный философ, историк русской философии и общественной мысли. Окончил историко-филологическое и философское отделения Юрьевского (Дерптского) университета (1889), где под руководством Г. Тейхмюллера защитил диссертацию «Отношение искусства к науке и нравственности» (1895). Преподавал в Юрьевском (1893—96), Казанском (1896—1903) и Варшавском (1903—15) университетах, с 1917 профессор Донского университета. Как философ Бобров сформировался в атмосфере русского лейбницианства, сторонник панпсихизма и персонализма А. А. Козлова. Автор опубликованного в Трудах Московского психологического общества перевода «Монадологии» Лейбница (т. 4, 1890); ему принадлежат также исследование «Новая реконструкция монадологии Лейбница» (1896) и «Этюды по метафизике Лейбница» (1905). Сформулировал собственную систему «критического индивидуализма», согласно которой человек находит себя прежде всего в качестве отдельной сущности, или индивида. Проблемам онтологии посвящены работы «О понятии бытия. Учение Г. Тейхмюллера и А.А.Козлова» (1898), «Бытие индивидуальное и бытие координальное» (1900). Понятие бытия координального было философским открытием Боброва, который добавил его к трем уровням бытия Тейхмюллера — идеальному, реальному, субстанциальному. Координация понимается им как верховная форма бытия; «мысль есть координация элементов сознания. Личность есть координация функций между собою и с «я». Вселенная есть координация существ между собою и с Богом» (Бытие индивидуальное... с. 154). Важное значение имеет историко-философское исследование Боброва «Философия в России. Материалы, исследования и заметки» (в. 1—6,1899—1902), в котором в структуре русского философствования вычленяется «школьная философия» со схоластикой и вольфианством, а также вольтерьянство, мистицизм, масонство, материализм, позитивизм, спиритизм. Боброву принадлежат также многочисленные работы по истории русской литературы. Сочинения: О понятии искусства. Умозрительно-психологическое исследование. Юрьев, 1894; О самопознании. Казань, 1898; Из истории критического индивидуализма. Казань, 1898; К 100-летней годовщине смерти Иммануила Канта. Варшава, 1904; Логика Аристотеля (исторический и критический этюд). Варшава, 1906; Дела и люди. Юрьев, 1907; Философские этюды, т. 1—4. Варшава, 1911; Историческое введение в логику. Варшава, 1913; Историческое введение в психологию. СПб.— Варшава, 1913; Заметки по истории русской литературы, просвещения и культуры. Варшава, 1913; История философии. Варшава, 1915. А. И. Абрамов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 281-282.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа) Сочинения:О понятии искусства. Умозрительно-психологическое исследование. Юрьев, 1894; Новая реконструкция монадологии Лейбница. Юрьев, 1896; Из истории критического индивидуализма. Казань, 1898; О самосознании. Казань, 1898; О понятии бытия. Учение Г. Тейхмюллера и А. А. Козлова. Казань, 1898; Философия и литература. Сб. статей 1888—98. Казань, 1898; Философия в России. Матер., исследования и заметки. Т. 1—6. Казань, 1899—1902; Бытие индивидуальное и бытие координальное. Юрьев, 1900; К 100-летней годовщине смерти Иммануила Канта. Варшава, 1904; Этюды по метафизике Лейбница. Варшава, 1905; Логика Аристотеля (ист. и критич. этюд). Варшава, 1906; Дела и люди. (Сб.). Юрьев, 1907; Психологические воззрения древних греческих философов. Варшава, 1910; Философские этюды. Т. 1—4. Варшава, 1911; Из истории новой педагогики. Юрьев, 1911; Заметки по истории русской литературы, просвещения и культуры. Варшава, 1913; Историческое введение в логику. Варшава, 1913; Изд. 4-е. Витебск, 1916; Историческое введение в психологию. Изд. 2-е. СПб.—Варшава, 1913; Изд. 5-е. Ростов-н/Д., 1916; Этюды по истории древней философии. Варшава, 1914; История древней философии. Варшава, 1915; История древней философии. Ростов-н/Д., 1916.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |