Бокль Генри Томас |
|
1821-1862 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Бокль Генри Томас
Бокль Генри Томас (1821-1862) - английский историк, автор "Истории цивилизации Англии". Основная мысль этого труда заключается в том, что цивилизация является необходимым результатом закономерной цепи причин и что основным фактором общественного развития в странах умеренного климата, где человек не находится в рабстве у природы, является разум, т. е. знание, наука, просвещение, тогда как в нецивилизованных странах общественная жизнь находится целиком во власти природы. Для установления законов исторического процесса необходимо поэтому изучить законы разума и природы. + + + Бокль Генри Томас (1821–1862). Видный английский историк и социолог-позитивист, представитель географического направления в социологии. Решающее значение в общественном развитии Бокль придавал таким географическим природным факторам, как климат, почва, ландшафт и др. Его главный труд – “История цивилизации в Англии” (1857–1861). А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.
Бокль Генри Томас (1821—1862) — английский историк и социолог-позитивист. Подвергая критике теологическую трактовку истории, Бокль ставил своей задачей открыть закономерности исторического процесса и показать их действие на примере ряда стран. Вслед за Контом он считал главным фактором исторического развития интеллектуальный прогресс и накопление практических знаний, отрицая наличие нравственного прогресса. Будучи представителем географического детерминизма, объяснял особенности исторического развития отдельных народов влиянием естественных факторов (ландшафта, почвы, климата, а также характера пищи). Сочинение — «Истории цивилизации в Англии» (1857—1861). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 50.
Бокль (Buckle) Генри Томас (24.11.1821, Ли, графство Кент,— 29.5.1862, Дамаск), английский историк, представитель географической школы в социологии. Под влиянием позитивизма Канта взялся за создание многотомной естественнонаучной истории человечества, из которой успел завершить лишь первые два тома — «Историю цивилизации в Англии» (1857—61, рус. пер. 1863—64). С позиций механистического детерминизма и эволюционизма, господствовавших в естествознании его эпохи, В. выступил против традиционных идеалистических объяснений истории предопределением, сверхъестественным вмешательством или случайным стечением обстоятельств. Согласно Боклю, развитие общества — столь же закономерный процесс, как и развитие природы, но лишь более сложный и многообразный. При этом Бокль стремился вывести эмпирическим путём главные законы истории, настаивая на их универсальности, а познание статистических закономерностей в поведении больших масс людей и преобладающей роли экономического фактора противопоставлял коллекционированию биографий великих личностей и событий политической жизни. Преувеличивая влияние география, условий (климата, рациона питания, плодородия почвы и ландшафта) как стимула общественного развития, Бокль вместе с тем подчёркивал, что достигнутый уровень экономического благосостояния «зависит не от благости природы, а от энергии человека», которая безгранична в сравнении с ограниченностью и стабильностью естественных ресурсов («История...», СПБ, 1895, с. 18), а также от соотношения сил между классами трудящихся и нетрудящихся. В интеллектуальном развитии человечества и в накоплении практических знаний Бокль усматривал решающий фактор поступательного движения истории, тогда как нравственный уровень общества считал неизменным. В политических взглядах Бокль разделял убеждения буржуазных радикалов и пацифистов, выступал с яркими памфлетами в защиту эмансипации женщин, веротерпимости, естественного равенства людей и улучшения жизненных условий трудящихся. Социологические и политические идеи Бокля оказали большое влияние на передовую интеллигенцию 19 века во многих странах, в том числе на народников в России. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения в рус. пер.: Этюды, СПБ, 1867; Влияние женщин на успехи знания, СПБ, 1896». Литература: Чернышевский Н. Г., Замечания на книгу Г. Т. Бокль. «История цивилизации в Англии», ПСС, т. 16, М., 1953, с. 535 — 635; Соловьев Ε. Α., Бокль, его жизнь и науч. деятельность, СПБ, 1895; История бурж. социологии 19 — нач. 20 в., М., 1979, гл. 4, § 3.
Бокль (англ. Buckle), Генри Томас (24.11.1821, Ли, графство Кент — 29.05.1862, Дамаск) — английский историк, социолог-позитивист, представитель географической школы в социологии. Размышляя над историей развития человечества, Бокль пришел к выводу, что политические и экономические преобразования в обществе являются результатами накопления знаний, которое возможно благодаря всесилию разума. С помощью накопленных знаний, т. е. науки, разум способен раскрывать законы и постигать механизмы мироустройства. Считая человеческое общество частью материального мира, Бокль утверждал, что к истории общества применимы те же природные законы, которые лежат в основе технических и естественных наук. Веря в прогресс, основанный на безграничных возможностях разума, Бокль отвергал гипотезы о предопределенности, вмешательстве высших сил и т. п., считая их проявлением невежества и предрассудками. Связывая эволюцию общества с сознанием людей, Бокль доказывал, что уровень умственного развития наций и индивидов определяется географическими условиями среды обитания. Развивая идеи географического детерминизма, опираясь на статистический анализ активности широких общественных групп, Бокль объяснял особенности национального развития, мировосприятия и норм поведения народов различиями в географическом положении стран, ландшафте, климате, рационе питания и т. п. В политике Бокль был сторонником английского либерализма, свободной торговли, принципов государственного невмешательства в экономическую жизнь. 18-летним юношей Бокль задумал многотомное издание «История умственного развития человечества». Посвятил всю жизнь подготовке к реализации своего замысла. Успел выпустить два тома «Истории цивилизации в Англии» (History of Civilization in England) в 1857 и 1861 годы. Оба тома были с интересом восприняты широкой публикой, в том числе в России (русский перевод в «Отечественных записках», 1861; отдельное издание — 1863—1864). Путешествуя по Сирии в 1862 году, Бокль заболел тифом и умер. Его труд остался незавершенным. Е. А. Доброва. Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015, с. 54-55.. Сочинения:История цивилизаций. История цивилизации в Англии. Т. 1—2. М., 2002; The Miscellaneous and Posthumous Works of Henry Thomas Buckle / Ed. par H. Taylor. 3 V. London, 1872. Литература:Соловьев Е. А. Генри Томас Бокль. Его жизнь и научная деятельность. СПб., 1895; Fuchs E. Henry Thomas Buckle: Geschichtschreibung und Positivismus in England und Deutschlan. Leipzig, 1994; Huth Th. The Life and Writings of H. T. Buckle. 2 Vol. London, 1880.
БОКЛЬ (Buckle) Генри Томас (24 ноября 1821, Ли, графство Кент —29 мая 1862, Дамаск) — английский историк, теоретик истории. Родился в семье состоятельного лондонского купца. В детстве отличался успехами в математике и шахматах, с 13 лет занялся самообразованием. Рано увлекся политикой, в спорах вокруг свободной торговли и покровительственных пошлин занял сторону аристократов против «мещан». В возрасте 18—19 лет Бокль задумал написать историю человеческой цивилизации, много читал, около полутора лет путешествовал по Европе, изучая языки; к 25 годам знал 19 языков, свободно читал на них. Из путешествия вернулся радикалом. Бокль начал работать над историей цивилизации ранее 1850. Со временем изменил замысел и решил ограничиться историей цивилизации в Англии. Бокль считал, что история Англии обладает особым достоинством, поскольку англичане менее других народов подвергались действию двух главных источников вмешательства: фанатизма и влияния иностранцев. В 1856 была готова рукопись 1-го тома задуманного труда. Помимо методологических глав 1-й том содержит очерк истории умственного движения в Англии с 14 до конца 18 столетия и более подробную умственную историю Франции того же периода. Издательство посчитало труд недостаточно интересным, и он был опубликован в 1858 за счет автора. Через год книга была переведена на все европейские языки, за исключением турецкого и испанского. Несмотря на сдержанность критиков, отметивших чрезмерную грандиозность плана, атеизм и «безнравственность» Бокля, успех книги у публики (в т. ч. материальный) был очевиден. 19 марта 1859 Бокль выступает с единственной в своей жизни лекцией, посвящая ее влиянию женщин на прогресс знаний. Он доказывает, что женщина инстинктивно предпочитает дедуктивное мышление индуктивному и, влияя на мышление мужчин, способствует научному прогрессу. В 1861 вышел 2-й том «Истории цивилизации в Англии», содержащий очерк умственного движения в Испании с 5 до середины 19 в., очерки о состоянии (до 14 в., в 15—18 вв.) и умственном движении в Шотландии (17—18 вв.). 20 октября 1861 Бокль отбыл пароходом для отдыха в Александрию, после путешествия по Египту и Палестине отправился на Синай, тяжело заболел и умер в Дамаске. В духе времени, когда человечество рассматривалось как естественное явление, Бокль стремился дать истории естественнонаучный фундамент. Он ставил перед собой двойственную задачу: с одной стороны, написать историю цивилизации, с другой — создать философию истории, основанную на изучении деталей, из которых вырисовывались бы законы истории, общие причины событий. Из предшественников Бокль особенно высоко ценил Монтескье, отмечая, что тот ввел полное отделение биографии от истории и, исследуя связи между социальными условиями страны и ее законодательством, обратился к помощи естествознания. Вслед за Монтескьё Бокль стремился сделать из истории естественную историю. Как и Конт, Бокль признает главенствующую роль развития идей и знаний в развитии общества, но, в отличие от Конта, делает обобщения на основе анализа обширного материала. Различны и практические выводы: Конт видит спасение в сильной центральной власти, Бокль выступает против духа излишней опеки (централизации), полагая, что она приводит к задержке умственного развития и цивилизации; по мнению Бокля, чрезмерный контроль препятствует нормальной жизни общества. Ключом и основанием истории Боклъ считает уверенность в «правильности» нравственных явлений, в том, что действия людей не бывают непоследовательными, но всегда вытекают из предшествовавших им причин и, несмотря на кажущуюся произвольность, являются частью всеобщего порядка. Граница между двумя главными «отраслями исследования», естествознанием и историей, является искусственной, поскольку человек постоянно сталкивается с внешним миром и поскольку должна существовать связь между действиями человека и законами природы. История должна заниматься действиями людей — результатами столкновения явлений внешнего и внутреннего мира, а историки должны стать посредниками между естествоиспытателями и моралистами и теологами. Бокль ввел в историю данные статистики и политической экономии, доказывая с их помощью положение о несвободе человека и о причинной обусловленности человеческих поступков. В нравственных действиях людей Бокль видел продукт предшествующих обстоятельств. По его мнению, хотя чувства и страсти играют определенную роль в поступках человека, в совокупности действий человеческого рода их роль сглаживается в результате их столкновения с чувствами и страстями других людей, и поэтому действия человечества как целого зависят единственно от суммы знания, которым люди обладают. Вслед за Монтескьё Бокль утверждает, что человек подвергается влиянию четырех естественных факторов: климата, пищи, почвы и общего вида природы. Бокль признает важность для развития общества распределения богатств, утверждая, что при прочих равных условиях исследование распределения богатства есть исследование распределения силы. Бокль полагал, что политико-экономическое исследование зависимости заработной платы от численности населения, соотношения между ростом народонаселения, средств производства и голодом и др. чрезвычайно важно для понимания истории, поскольку позволяет понять важность потребности человека в пище и одежде, а значит, и широкое движение за «реабилитацию плоти». По Боклю, политическая экономия позволяет связать физические явления с законами неравного распределения богатств и тем самым объяснить общественные проблемы. Но центром исследования Бокля является все же умственное развитие, которое, по его мнению, определяет развитие цивилизации, поскольку все изменения в жизни образованного народа зависят от количества знаний, какими владеют наиболее развитые люди, от характера и направления этих знаний, от их распространенности и свободы, с какой они проникают во все классы общества. При этом первенствующую роль играют именно умственные законы, нравственным же Бокль отводит второстепенную роль, считая их косными и связанными с обычаем. В конечном счете Бокль сводит свою философию истории к четырем основным положениям: 1) прогресс человечества зависит от успешности познания законов явлений и от меры распространенности знания этих законов; 2) такому познанию всегда должен предшествовать дух скептицизма, который сначала помогает исследованию, а после развивается им; 3) открытия, делаемые таким образом, усиливают влияние умственных истин и относительно ослабляют действие нравственных, потому что нравственным истинам более свойственно состояние застоя и они гораздо слабее развиваются, чем умственные; 4) задержка этого движения, а следовательно, и цивилизации вызывается духом излишней опеки со стороны государства. И. В. Борисова Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 294-295.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Этюды. СПб., 1867; История цивилизации в Англии, пер. с англ. К. Бестужева- Рюмина, т. 1—2, СПб., 1863—64; История цивилизации в Англии, пер. с англ. А. Н. Буйницкого и Ф. Н. Ненарокова, т. 1—2. СПб., 1863-64. Влияние женщин на успехи знания, СПБ, 1896». History of Civilization in England, v. 1—3. L., 1872; Miscellaneous and Posthumous Works, v. 1 — 3. L., 1872; в рус. пер.: Влияние женщины на успехи знания. СПб., 1864; Литература:Соловьев Е.А. Г. Т. Бокль, его жизнь и научная деятельность. СПб., 1895. Чернышевский Н. Г., Замечания на книгу Г. Т. Бокль. «История цивилизации в Англии», ПСС, т. 16, М., 1953, с. 535 — 635; Соловьев Ε. Α., Бокль, его жизнь и науч. деятельность, СПБ, 1895; История бурж. социологии 19 — нач. 20 в., М., 1979, гл. 4, § 3.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |