Бональд Луи-Габриэль-Амбруа |
|
1753-1840 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Луи-Габриэль-Амбруа БональдБональд Луи-Габриэль-Амбруаз (de Bonald) (1753-1840) - французский публицист и философ, род. 2 окт. 1753 г. в Муна, близ Мильгау (Авейронский департамент). Во время Революции он открыто выступил защитником старой монархии, вследствие чего должен был бежать из Франции и сражался в армии Кондэ. При империи вернулся и скоро вошел в милость у семейства Бонапарта и в 1808 г. получил назначение при министерстве народн. просвещения. По восстановлении Бурбонов, он попал в палату депутатов, в которой принадлежал к ультрамонтанской парии, став, по своему выдающемуся уму и познаниям, одним из ее главарей. В 1816 году был избран в члены академии, а в 1823 году назначен пэром. После июльской революции Б. отказался присягнуть новой династии, удалился в свой замок в Муна и там ум. 23 ноября 1840 г По своим философским и политическим воззрениям, Б. принадлежал феодальному средневековому строю. К главным его сочинениям кот., однако, нельзя отказать в уме, принадлежат: "Theorie du pouvoir politique et religieux" (Констанц, 1796; Париж, 1854, 2 т.); "Legislation primitive" (5 изд., 1857); "Recherches philosophiques" (новое издание 1853) и т.д. Полное собрание вышло в Париже, 1859, 3 т. См. Victor de В. (сын Б., 1780 - 1871), "Dе la vie et des ecrits du vicomte de B." (2 изд., Париж, 1853). Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.
Бональд (Bonald), Луи Габриель Амбруаз (2.Х.1754 - 23.XI.1840) - французский политический деятель и публицист периода реставрации Бурбонов, идеолог ультрароялистов. Французскую буржуазную революцию конца 18 века встретил враждебно; в 1791 году эмигрировал и первоначально сражался в австрийской армии, выступавшей против революционной Франции. В 1796 году Бональд опубликовал главное свое сочинение: "Теория политической и религиозной власти" ("Théorie du pouvoir politique et religieux", v. 1-3, 1796), написанное с ультрароялистских позиций, на которое Директория наложила арест. После государственного переворота 18 брюмера (9 ноября 1799 года) Бональд возвратился во Францию под именем Сен-Северена (Saint-Severin) и вместе с Ф. Р. Шатобрианом сотрудничал в газете "Mercure de France". Наибольшую известность приобрел после реставрации Бурбонов (1814); в 1815 году он был избран членом палаты депутатов, где стал одним из лидеров ультрароялистов. В 1816 году избран членом Французской академии; в 1823 году назначен пэром Франции. Фанатический проповедник реакции и клерикализма, Бональд выступал против просветительской философии 18 века и против конституционно-парламентского строя. Общественный идеал Бональда - неограниченная монархия. Система социальных воззрений Бональда получила название "традиционализма". После июльской революции 1830 года Бональд не признал нового правительства и был исключен из палаты пэров. В дальнейшем в политической жизни страны активно не участвовал. E. E. Юровская. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962. Сочинения: Oeuvres complètes..., v. 1-3, P., 1859. Литература: Чернышевский Н. Г., Борьба партий во Франции при Людовике XVIII и Карле X, Соч., т. 5, М., 1950;Bonald V. M. E. de, De la vie et des écrits de m. le vicomte de Bonald, Avignon, 1853; Artz F. В., France under the Burbon restoration, 1814-1830, Camb., 1931; Talvart H. et Place J., Bibliographic des auteurs modernes de langue française (1801-1927), t. 2, P., 1930, p. 74-83.
Бональд, Луи Габриэль Амбруаз виконт (фр. Bonald) (02.10.1754, замок Монна, возле Мийо — 23.11.1840, там же) — французский политический мыслитель и государственный деятель. Из старинного дворянского рода. С 1769 года учился в ораторианском коллеже, по окончании которого поступил на военную службу, став мушкетером короля (до 1776 года). В 1785—1789 годы — мэр Мийо. Первоначально поддержал Французскую революцию XVIII века. В 1790 году избран депутатом собрания департамента Авейрон, затем — его председателем. Начатая революционными властями реформа церкви оттолкнула Бональда от революции. В 1791 году он ушел из собрания и эмигрировал. В армии принца Конде воевал против революционной Франции, затем жил в Германии. В 1796 году выпустил книгу «Теория политической и религиозной власти в обществе» (Théorie du pouvoir politique et réligieux dans) про революцию и восхищался монархией Бурбонов. В 1797 году тайно вернулся в Париж. После амнистии эмигрантов, провозглашенной Бонапартом (см. Наполеон I Бонапарт), сотрудничал в газете «Mercure de France». В 1800 году опубликовал «Аналитические опыты об естественных закономерностях общественного порядка» (Essai analytique sur les lois naturelles de l’ordre social), в 1801 году — «О разводе» (Du divorce), в 1802 году — «Простейшее законодательство» (Législation primitive) — философско-политические труды, в которых пропагандировал дореволюционные ценности. Не скрывая своего роялизма, отказался от ряда постов, предложенных ему властями Первой империи. С 1810 года работал в администрации императорского Университета. После Реставрации вошел в 1814 году в Совет по общественному образованию. В 1815—1822 годы — член Палаты депутатов, где, в частности, предложил отменить право на развод, заменив его раздельным проживанием супругов. Член Французской академии (1816), виконт (1821). С 1823 года пэр Франции. Сотрудничал в роялистских газетах «Conservateur» и «Défenseur». Один из лидеров ультра-роялистов, идеолог легитимизма. В своих выступлениях, статьях и философских трудах критиковал идеи Просвещения. Накануне революции 1830 года отошел от политики и отказался от звания пэра. Социальная философия Бональда — консерватизм. Считал, что общество первично по отношению к индивиду, поскольку тот сам является продуктом общества. Соответственно, человек не может и менять правила, по которым оно живет, а если пытается это сделать, то ввергает общество в хаос. Доказывал, что монархия — наилучшая форма государственного устройства, а католицизм — наилучшая из религий. А. В. Чудинов Цитируется по из.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 121. Сочинения:Écrits sur l’Europe. Paris, 2006; Pensées. Paris, 1998. Литература:Bertran de Balanda F. Bonald: la réaction en action. Lambesc, 2010; Spaemann R. Un philosophe face à la révolution: la pensée politique de Louis de Bonald. Paris., 2008; Alibert J. Les triangles d’or d’une société catholique: Louis de Bonald, théoricien de la Contre-Révolution. Paris, 2002.
БОНАЛЬД (Bonald) Луи-Габриель-Амбруаз (2 октября 1754, Муна — 23 ноября 1840, там же) — французский философ и публицист. Выходец из дворянской семьи. В 1791 эмигрировал из Франции в Гейдельберг и затем в Констанц, где в 1796 опубликовал 3-томную «Теорию политической и религиозной власти в гражданском обществе» (Theorie du pouvoir politique et religieux dans la societe civile, v. 1—3). Возвратившись во Францию, был избран депутатом в период Реставрации, членом Французской академии (1816), ав 1823 назначен пэром Франции. Бональд придал консервативному традиционализму схоластическую форму. В отличие от Ж. де Местра с его теорией «экспериментальной политики», основанной на наблюдении и исторических фактах, Бональд считал возможным ра-ционалистическое построение политической философии, отвергая теории договора общественного и руссоистскую гипотезу о естественном состоянии общества, в котором человек якобы был счастлив и добр. Общество имеет бо-жественное происхождение, оно сотворено Богом, человек создан для общества и полностью реализуется только в нем. Индивидуализм — смертельная опасность для общества, которое является реальностью трансцендентной по отнош-нию к индивиду. Человек должен укореняться в традиции, передаваемой из поколения в поколение, такой традицией для Бональда является социальное христианство — религия общества, а не индивида. В противоположность многочисленным проектам и претензиям человеческой воли на создание лучшего социального и государственного устройства Бональд утверждает существование одной-единственной организации общества, которая выражает собой божественную волю и не может быть кодифицирована в писанных людьми законах и конституциях. Исходя из этих принципов, Бональд отрицает идею прав человека, провозглашенную Французской революцией. По его мнению, единственным правом человека является право быть управляемым, а король имеет только одно право — право управлять. Философия индивидуализма, характерная для просвещения, приводит, по его мнению, лишь к ато- мизации общества и разрушению его естественных оснований. Именно такое общество породила Французская революция. Первоочередной задачей для послереволюционной Франции является, по Бональду, воссоздание органической общности «мы», что было унаследовано «старым порядком» из средневековья. «Мы» — это прежде всего семья, затем производительные (ремесленные) корпорации и, наконец, государство. Власть целиком исходит от Бога и только делегируется государю, она абсолютна по своему характеру, но в то же время подчиняется законам. В отличие от де Местра Бональд не признает власти Церкви над государством, хотя и допускает привилегированное положение духовенства. Бональд заложил основы органицистской и традиционалистской теории общества, отголоски которой можно найти в творчестве Э. Ренана, И. Тэна, И. Мораса и др. M. M. Федорова Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 299.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Франции (биографический указатель). Сочинения:Recherches philosophiqes sur les premiers objets des connaissances morale. P., 1818. Литература:Montesquieu L. Le realisme de Bonald. P., 1911; Maudit R. Les conceptions politiques et sociales de Bonald. P., 1913. Чернышевский Н. Г., Борьба партий во Франции при Людовике XVIII и Карле X, Соч., т. 5, М., 1950; Bonald V. M. E. de, De la vie et des écrits de m. le vicomte de Bonald, Avignon, 1853; Artz F. В., France under the Burbon restoration, 1814-1830, Camb., 1931; Talvart H. et Place J., Bibliographic des auteurs modernes de langue française (1801-1927), t. 2, P., 1930, p. 74-83.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |