Бонавентура |
|
1221-1274 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Бонавентура
Сурбаран. Посещение св. Бонавентуры Фомой Аквинским. 1629 год. Бонавентура (Bonaventura), Джованни Фиданца (1221-1274), монах-францисканец, теолог и философ, с 1273 года - генерал ордена; кардинал; канонизирован в 1482 году; в 1587 году причислен к пяти великим учителям церкви. + + + Бонавентура (Джованни Фиданца) (1221—1274) — итальянский схоласт, учился в Парижском университете, где был затем профессором, с 1257 года — глава францисканского ордена. В 1482 году был канонизирован. Объявлен одним из учителей католической церкви. Отстаивал августинианскую (Августин) теологию в противоположность своему современнику Фоме Аквинскому, учение которого (Томизм) представляло собой попытку синтеза христианской теологии и аристотелизма. Теория познания Бонавентуры опирается на неоплатонизм и пронизана мистикой. Человеческое познание Бонавентура оценивает, даже имея в виду его вершины, включая учение Аристотеля, как темноту по сравнению с божественным светом. Истина постигается озарением, которое христианин получает как благодать; условие познания истины — благочестивая жизнь и молитва. В споре об универсалиях придерживался позиции реализма (Реализм средневековый). Бонавентура — олицетворение католической ортодоксии, гонитель Р. Бэкона. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 50-51.
Сурбаран. Погребение св. Бонавентуры. 1629 год. Деталь. Бонавентура (Bonaventura), настоящее имя - Джованни Фиданца (1217-1274) - средневековый схоласт. Доктор теологии (1253), епископ Албанский, удостоен титула "Серафического Доктора". Окончил факультет искусств в Париже, где изучал философию и встретился со своим будущим учителем Александром из Гельса (1185- 1245), который произвел сильное впечатление на молодого Бонавентуру. Благодаря своему учителю Бонавентура стал склоняться к неоплатонизму, рафинированному в святоотеческой христианской традиции. В 1243 году Бонавентура принимает сан монаха ордена францисканцев, в рамках которого выступает - при ретроспективной оценке его статуса во францисканской традиции - как центральная фигура концептуализации францисканства, исходно артикулировавшего себя в качестве противостоящего книжной учености. Бонавентура - автор трактата "Путеводитель души к Богу", где раскрывается его талант как богослова и глубокого мистика. Основная идея этого труда - переход ("транзитус") из мира рабства в мир свободы с помощью жезла креста Господнего. Это путь духовного просветления по шести ступеням духовной иерархии. Подъем начинается с низшей - тварного мира. Тут Бог познается через следы, оставленные в природе, так как мир есть образ и подобие Бога, вся Его сущность выражена в нем. Затем на следующей ступени человек должен понимать гармонию в мире вещей, виновник которых Бог. Третья ступень - узрение Бога внутри себя, в душе с помощью благодати. На четвертой ступени душа преображается, благодаря чему на пятой ступени духовной эволюции, души практикующих созерцают Бога в Его непереходящей славе. На шестой ступени душа сливается с Ним, но при этом остается личностью. В 1267-1268 годы Бонавентура, будучи уже генералом францисканского ордена (с 1257), вступает с аверроистами в диспут и пишет трактат "Сопоставления". В эту трилогию входят такие шедевры средневековой мысли, как "Декалог", "Дары Св. Духа", "Шестоднев". Бонавентура не разделяет теологию и философию. Он призывает видеть в теологии философию, обретшую вертикаль от конечного к бесконечному в свет Откровения. Философия эта - пролог к богословию. Мир - это книга, которую нужно прочесть и понять, что это микрокосмос, участвующий в бытии, а бытие - Бог. Бонавентура сравнивает Бога с сеятелем, разбрасывающим семена. В Боге есть причинный разум, от которого исходят законы мироздания. Именно здесь находятся идеи вещей, созерцая которые Бог творит мир и посредством которых управляет миром. Материя также не лишена некоторой активности, ибо содержит зародыши форм, которые Бог актуализирует окончательно. Бонавентура не смог ясно ответить на вопрос о том, что если материя сотворена Богом "из ничего", то откуда она приобретает присущую ей определенную активность. В вопросах гносеологии Бонавентура был верен теории иллюминации. Нужно озарение, неземной свет, который сцепляет единичные вещи и соотносит их с Творцом. За свою жизнь Бонавентура написал 65 сочинений, что очень много для средневековья. Его сочинения (в 11 томах) были изданы в 1882-1902 годы отцами Bonaventura-Collegium во Флоренции. И.А. Нестерович Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.
Бонавентура (Bonaventura), собственно — Джо-ванни Фиданца (Fidauza) (1221, Тоскана,— 15.7.1274, Лион), средневековый теолог и философ. Глава францисканского ордена, кардинал (с 1273 года), один из крупнейших представителей поздней схоластики, соединивший её с традицией средневековой мистики, «серафический доктор» (doctor seraphicus). Был причислен к лику святых (1482) и к числу десяти величайших учителей церкви (1588). Учился у Александра из Гэльса в Парижском университете, где был затем профессором. В своей философской системе развил доктрину средневекового реализма, последовательно придерживаясь традиции августинианства и принимая в то же время некоторые элементы аристотелизма. По Бонавентуре, каждое сущее имеет множество форм (см. Форма и материя), единство которых упорядочивается высшей субстанциальной формой. Формы — это идеи божественного ума, возможность бытия. Они изначально запечатлены в материи как некие семенные причины, т. е. даны в возможности, и их актуализация и вызывает к существованию индивидуальную вещь. Бытие идей в боге есть чистый акт (см. Акт и потенция), через который существуют сотворённые субстанции. Всё сотворённое — материально, но материя может быть и телесной, и духовной; душа — это духовная субстанция особого рода, её материей являются способности, реализующиеся в действиях одушевлённого существа. Душа есть единство нескольких форм, подчинённых высшей — уму (интеллекту). Высшая форма телесности — форма света, источник завершённости телесного существа как тела. Абстрагирующие функции интеллекта необходимы для познания внешнего мира. Знание о духовных субстанциях, в том числе о себе самой, душа имеет непосредственно благодаря «просвещению», идущему от бога, равно как знание основных принципов и возможность достоверного знания вообще. В основном сочинении «Путеводитель души к богу» изложено мистическое учение о восхождении души к богу: сначала душа прозревает присутствие бога в мире, затем, обратившись от внешнего мира к себе, видит в себе образ бога и, наконец, сознаёт явное присутствие бога в себе. Учение Бонавентуры, продолжавшее традиции августинианства и в этом противостоявшее томизму, положило начало целой школе средневековой философии (так называемая 1-я францисканская школа). Бонавентура оставался самым влиятельным францисканским мыслителем вплоть до Дунса Скота. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Opera omnia, t. 1—10, [Quaracchi], 1882—1902. Литература: Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 197У, с. 316—20; Gilson E., La Philosophie de St. Bonaventura, P., 19432; B o u g e r o l J. G., Introduction ä l'etude de St. Bonaventure, Strasbourg, 1961; G u a r d i n i R., Systembildende Elemente in der Theologie Bonaventuras, Leiden, 1964; Stoevesandt H., Die letzten Dinge in der Theologie Bonaventuras, Z., 1969.
Бонавентура, Джованни Фиданца, magister Bonaventurus (ок. 1217, Баньореджо — 15.07.1274, Лион) — выдающийся итальянский богослов, философ, прозванный современниками «серафическим доктором» (doctor seraphicus). Обучался в местной школе при францисканском монастыре, после — в Парижском университете (1236—1248) под руководством Александра Гэльского. Во время пребывания во Франции сблизился со многими крупными богословами и деятелями церкви первой половины XIII века; утвердившись в желании принять монашество, сделал выбор в пользу ордена францисканцев (1242). Позднее стал генералом ордена (2 февраля 1257 года), а также кардиналом-епископом (3 июня 1273 года). Вел последовательную борьбу с крайними позициями в теологии (сторонниками учения Иоахима Флорского) и философии (аверроистами). Современники высоко чтили Бонавентуру, с 1248 по 1257 годы читавшего лекции в Парижском университете, за его глубокий ум и удивительную одаренность. Наследие Бонавентуры обширно и включает в себя труды по философии (Комментарий к четырем книгам «Сентенций» [Петра Ломбардского] [Commentaria in libros IV Sententiarum, начало 1250-х годов]), богословию (О возвращении наук к теологии [De reductione artium ad theologiam], Беседы о семи дарах Святого Духа [Collationes de septem donis Spiritus Sancti], Беседы на Шестоднев [Collationes in Hexaemeron, 1273] и др.), агиографии («Краткое» [Legenda minor] и «Пространное» [Legenda maior] житие святого Франциска), трактаты, посвященные ордену францисканцев (Нарбонские установления [Constitutiones Narbonenses, 1260]) и экзегетические сочинения. Особое место в творческом наследии Бонавентуры принадлежит опубликованному в 1259 году трактату «Путеводитель души к Богу» (Itinerarium mentis in Deum) и пользовавшемуся большой популярностью в Западной Европе вплоть до XV столетия. Данное «мистическое руководство», как назвал его Э. Жильсон, было призвано помочь страждущим обрести исцеление собственной души от греха и найти истинный (а не ложный, предлагаемый многими высокоучеными мужами) путь к спасению. Для Бонавентуры постижение Божественного творения и раскрытие великого многообразия Откровения возможно лишь при гармоничном соединении науки и веры; именно поэтому он не отвергал в полной мере употребление аристотелевской научной терминологии для анализа теологических проблем. Бонавентура скоропостижно скончался 15 июля 1274 года в Лионе во время работы церковного собора; его духовный авторитет и ученые заслуги были столь велики, что уже 14 апреля 1482 года Бонавентуру канонизировали. Спустя столетие, 14 марта 1588 года, он был признан Учителем церкви (память — 15 июля). А. К. Гладков Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015. Сочинения:Путеводитель души к Богу / Пер. В. Л. Задворного. М., 1993; О возвращении наук к теологии / Пер. А. Г. Вашестова // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. Т. 2. СПб., 2002. С. 122—140; Opera omnia. Vol. I—X. Quaracchi, 1882—1902. Литература:Gilson E. La philosophie de saint Bonaventura. Paris, 1953; Quinn J. F. The Historical Constitution of St. Bonaventure’s Philosophy. Turnhout, 1973; Maio di A. Vita spirituale e riflessione filosofico-teologica: Bonaventura e il paradigma francescano e antoniano della riedificazione mediante le virtù // Revista Portuguesa de Filosofia. 2008. T. 64. P. 73—103.
Бонавентура, собственно Иоанн Фиденца - один из знаменитейших схоластиков, прозванный "doctor seraphicus", род. в 1221 г. в Боньярее (в Тоскане), вступил в францисканский орден, был учителем теологии в Париже, в 1256 г. генералом своего ордена, 1278 кардиналом и епископом албанским, наконец, папским легатом на церковном соборе в Лионе, где он 15 июля 1274 г. умер от последствий своего аскетизма. По своей безупречной жизни, громадной учености и необыкновенной доброте, он пользовался всеобщей любовью и смерть его искренно оплакивалась всеми. Сикст IV при числил его в 1482 году к лику святых, а Сикст V в 1687 году к пяти величайшим учителям церкви. Как мистика, его высоко ценил даже Лютер. Францисканцы противопоставляли его, как своего величайшего ученого, столпу схоластики, доминиканскому монаху Фоме Аквинату. Лион, где покоятся останки Бонавентуры, избрал его своим патроном. Теология является для Бонавентуре владычицей всех светских наук, которые он обнимает под общим понятием философии, а единение с Богом, к которому любовь ведет человека шестью ступенями познания - величайшим благом. Это подробно доказывается им в схоластическом сочинении; "Itinerarium mentis in Deum" и в мистическом сочинении: "Reductio artium in theologiam". По его учению у человека три ока: телесное, мысленное и созерцательное; последнее вырабатывается самоуглублением в душу, как отражение Бога, самоуничижением, самоотречением и искренней молитвой. Как было 6 дней творения, так есть 6 степеней созерцания, за которыми следует высшее благо, слияние с божеством. Для обоснования мистической теологии, как науки, Бонавентура сделал больше других своих предшественников. Из сочин. его надо также отметить: "Breviloquium" и "Centiloquim" (руков. догматики), а также комментарий к "Sententiae" Петра Ломбарда. Его "Biblia pauperum"представляет искаженное аллегорическимистическими толкованиями изложение священной истории для мирян. Самое полное издание его сочинений вышло в Риме (1588 - 96, 8 т.), но между ними много и подложных. См. Hollenberg, "Studien zu В." (Берлин, 1862); Richard, "Etude sur le misticisme speculatif de Saint В." (Пар., 1873); Borgognoni, "Le dottrine filosofiche di В." (Рим, 1874); Da-Vicenza, "Des heiligen B. Leben und Wirken" (с итальянск., Падер., 1874). Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.
Бонавентура (Bonaventura), наст, имя Иоанн Фиданца (ок. 1217, Баньореджо, Тоскана — 15 июля 1274, Лион) — философ-схоласт, богослов и мистик, «серафический доктор» (doctor seraphicus). С 1235 учился в Парижском университете, где в 1243 получил степень магистра искусств. В 1244 вступил в орден францисканцев. В 1254 стал магистром теологии и до 1257 преподавал во францисканской школе в Парижском университете. В 1257 был избран генералом францисканского ордена. В 1273 стал кардиналом и епископом Альбано. Принимал участие в подготовке и деятельности 2-го (Экуменического) Лионского Собора, посвященного примирению Западной и Восточной церквей (7 мая — 17 июля 1274). Канонизирован Римско-католической церковью в 1482, учитель Церкви (с 1587). «Путь души к Богу» (Itinerarium mentis in Deum) — одно из главных сочинений Бонавентуры. Двигателем на этом пути, который должен завершиться экстатическим созерцанием, является вера, т.е. любовь и устремление к Богу, проявляющиеся прежде всего в покаянии, молитве, милосердии (добрых делах). В продвижении по пути к Богу принимает участие и разум, но он может делать это, лишь опираясь на веру, деятельность его не самодостаточна. Познание человеком внешнего мира, в котором разум, используя способность чувственного восприятия, с помощью абстрагирования восходит к познанию общего, принципиально не может быть завершено его собственными силами. Самое большее, к чему может прийти естественный разум, — это к пониманию необходимости существования первой причины всего сущего, но эта Первопричина, Бог-Творец, непостижима для естественного разума. И здесь вера выступает наставницей разума: принимая открытое в Св. Писании, разум удостове-ряется, чтомир, сотворенный Богом, есть развернутое свидетельство о Творце. Тогда каждый фрагмент окружающей реальности осознается как «след Бога», поэтому, познавая мир как символически говорящий о своем Создателе, мы продвигаемся к Богу «по его следам» во внешнем мире. И не только характеристики познаваемого, но и сам способ познания оказывается доказательством его существования. Таков первый шаг ума как участника в восхождении человеческого духа к Богу. Еще более ясным свидетельством о Боге является сам че-ловеческий дух. Тройственный состав его, неразрывная взаимосвязь трех его способностей — памяти, разумения и воли — указывают по аналогии (подобно тому как образ указывает на прообраз) на единство трех ипостасей Троицы. Однако самым отчетливым свидетельством о Боге является человеческий дух не в его обычном состоянии, когда он может лишь констатировать наличие своих способностей, а сам искажен страстями, но когда он преобразуется благодатью, являя подобие внутрибожественной жизни. Обращаясь к поискам свидетельств о Боге в собственно интеллектуальной сфере (это высшая, непосредственно предшествующая экстатическому единению с Богом ступень продвижения ума к Богу), Бонавентура предлагает вариант онтологического доказательства бытия Бога. Он задается вопросом: может ли разум, просветленный верой, иметь представление о чистом бытии, бытии как таковом, которое присуще только Богу? Чистое бытие, утверждает он, и есть собственный объект нашего интеллекта; это первое, ближайшее, что доступно разумению: всякое частное бытие понимается только потому, что нам известно бытие как таковое. Но наш ум не сознает этого, подобно тому как глаз, различающий при свете цвета, формы и т. п., самого света видеть не может. Доктрина творения Бонавентуры характеризуется экземпляризмом — представлением, что все сотворенное имеет в Боге свои прообразы (exempla), идеи, существующие во втором Лице Троицы, в Боге Слове. Поскольку Отец рождает Сына в вечном акте самопознания, то Сын может быть назван мудростью Отца, через Слово (Логос) проявляются все творческие возможности Бога. О Логосе как принципе устроения мира учили и философы, но полностью Логос открывается в начале Евангелия от Иоанна, где он появляется как тот, через которого созданы все вещи (т. е. как причина-образец) и кто просвещает всякого человека, приходящего в мир: «Со своего трона на небесах Христос учит нас изнутри» (In Hexaemeron, I, 13). Через Христа осуществляется и возвращение всех творений к Богу. Это возвращение (reductio) в случае низших творений достигается в человеке и через человека, воздающего хвалу Богу за творение, стоящее ниже его. Возвращение самого человека, в свою очередь, становится возможным во Христе. Ибо человек возвращается к Богу, живя праведной жизнью (т. е. когда он находится в правильном отношении к Богу), что выполнимо только благодатью Христа. Ум человека является правильным (rectus), когда он обрел истину, и прежде всего вечную истину. Его воля правильна, когда она любит то, что действительно есть благо. Проявление его силы правильно, когда оно является продолжением управляющего могущества Божия. В результате первородного греха челозек утратил эту троякую правильность. Его интеллект, увлеченный пустым любопытством, запутался в бесконечных сомнениях и бесплодных противоречиях; его волей правят алчность и вожделение, в реализации своих сил он стремится к автономии. Но хотя человек утратил состояние изначальной справедливости, он все-таки жаждет ее. Это стремление к бесконечному благу проявляется в его беспрестанных поисках удовольствий. Посредством веры и любви (при благодатном содействии Христа) человек может возвратиться к Богу. Согласно Бонавентуре, когда мы знаем некий внешний объект, наш ум одновременно бывает просветлен, так что он правильно судит об этом объекте, и потому находится в согласии с собственной мыслью Бога об этом предмете. Бонавентура считает, что интеллект может обращаться и внутрь, размышляя о душе и ее стремлениях. Анализируя подлинную природу объекта этих устремлений, ум открывает Бога и себя самого как образ Бога. Используемый при этом процесс рассуждения не является ни дедуктивным, ни индуктивным; его Бонавентура и называет «редукцией». В ходе редукции происходит все более глубокое усмотрение Божественного присутствия в самом нашем стремлении к истине и совершенному счастью. Всякая область знания — дар свыше, от «Отца светов», и может быть поставлена на службу теологии. Это тема трактата Бонавентуры «О возвращении наук к теологии» (De reductione artium ad theologiam). Божественные идеи, существующие в Боге Слове, суть знание Бога, и в этом смысле некое подобие Бога, — но в этом знании провидятся и формы, умопостигаемые сущности всего имеющего быть сотворенным; это Божественное провидение несет в себе и творческую энергию, действующую силу, которой творится мир. Богом создается и подобающая материя, своя для телесных субстанций, своя для умопостигаемых. Материя не является абсолютно неопределенной и лишь пассивно принимающей определяющую ее форму. В материю в акте творения вложены семенные разумные причины, как бы непроявленные зародыши будущих форм. Поэтому в материи есть предрасположенность к форме. Всякая вещь — результат действия не одной, а ряда форм, последовательно определяющих материю. Внутренним стержнем учения Бонавентуры о мире и о познании является доктрина Божественного просвещения. Форма вещи, т.е. ее рациональный строй, делающий ее постижимой для человеческого ума, обнаруживает присутствие в ней «логоса», начала, сообщающего порядок и определенность и познаваемого посредством умосо- зерцания. Как глаз видит свет, так ум созерцает умопостигаемые светы — логосы вещей. Но формы вещей являются лишь отсветами того формообразующего умопостигаемого Света, который сияет в Божественных идеях. Частные светы — формы вещей — суть отражения, которые устремляют ум человека к Логосу, Свету всех светов. В трактате «Breviloquium» Бонавентура, объясняя видимую вселенную, использует учение о свете Роберта Гроссетеста. Он различает свет (lux), сияние света (lumen) и цвет. Первый есть основа субстанциальных форм; он делает и земные, и небесные тела способными к существованию и является источником их внутреннего динамизма. Lumen — это невидимое излучение, источник которого преимущественно в небесных телах, таких, как Солнце, оно распространяется в промежуточной прозрачной среде. Благодаря своей чистоте и сходству с духовным это субстанциальное излучение предрасполагает тела к получению формы жизни и действует как своего рода посредник между душой и выводит они существуют как «семенные причины». В. П. Гайденко Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 297-298.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Opera omnia, 10 vol., Qunracchi, 1882-1902; Collationes in Hexaemcron. Quaracchi, 1934; Questions disputees «De caritate», «De novissimis». P., 1950; в рус. пер. — Путеводитель души к Богу. М., 1993; О возвращении наук к теологии. Путеводитель души к Богу. — «ВФ», 1993, № 8. Литература:Bissen J. М. L'exemplarism divin scion s. Bonaventure. P., 1929; Veuthey L. Sancti Bonaventurae philosophia Christiana. Rome, 1943; De Benedictis M. M. The Social Thought of St. Bonaventure. Wash., 1946; Gilson E. La philosophie de saint Bonaventure, 2 ed. P., 1953. Spargo E. J. M. The Category of the Aesthetic in the Philosophy of St. Bonaventure. N.Y., 1953; Prentice R. P. The Psychology of Love According to St. Bonaventure. N.Y., 1957; Ratzinger J. Die Geschichtstheologie des hi. Bonaventura. MUnch.—Z., 1959; Bougerol J. G. Introduction a l'etude de s. Bonaventure. P., 1961; Idem. S. Bonaventure et la sagesse chretienne. P., 1963; Guardini R. Systembildende Elemente in der Theologie Bonaventuras. Leiden, 1964; Wiegels M. Zum Gedanken der Schopfung bei Bonaventura. Freiburg — Munch., 1969; Quinn J. F. The Historical Constitution of St. Bonaventure's Philosophy, 1973; Weber E.-H. Dialogue et dissensions entre s. Bonaventure et s. Thomas d'Aquin a Paris (1252-73). P., 1974; S. Bonaventura 1274-1974, ed. J. G. Bougerol, 5 vol. Roma, 1972-74.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |