Будилович Антон Семенович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Будилович Антон Семенович

1846-1908

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Антон Семенович Будилович

Будилович Антон Семенович (24.05.1846—1908), филолог-славист, публицист. Окончил Литовскую духовную семинарию. В 1863 поступил на историко-филологический факультет С.-Петербургского Императорского университета. После окончания в 1867 Будиловича оставляют при университете для приготовления к профессорскому званию по славянской филологии, под руководством проф. И.И. Срезневского и проф. В.И. Ламанского. С 1869 — приват-доцент славянских наречий в С.-Петербургской духовной академии. С 1871 — преподаватель славянских наречий в С.-Петербургском историко-филологическом институте. Защитил магистерскую диссертацию «Исследование языка древнеславянского перевода XIII слов Григория Богослова, по рукописи Императорской публичной библиотеки XI в.» в 1871. В 1872—1875 — в научной командировке по славянским странам и областям. В 1875—1881 — ординарный профессор Историко-филологического института кн. Безбородко по русско-славянской филологии. С 1881 — профессор кафедры русского и церковнославянского языков Варшавского Императорского университета. Член-корреспондент С.-Петербургской Академии наук. В 1892—1901 — ректор и профессор кафедры сравнительной грамматики славянских наречий Юрьевского Императорского университета. В 1899 — получил звание заслуженного профессора. С 1901 — член Совета Министерства народного просвещения. Член Сербской Королевской академии. Член Русского Собрания. Был членом Монархической партии правового порядка, членом Русского Окраинного Общества, ставившего своей целью борьбу с сепаратизмом в Империи.

В 1907—1908 — редактор газеты «Московские ведомости».

После участия в славянском съезде в Москве (1867) и затем во время первых своих заграничных командировок, с к. 60-х Будилович настолько увлекся славянской политикой, что чисто научные работы, начатые диссертацией, отошли на второй план. В дальнейшем Будилович является по преимуществу политическим деятелем, публицистом и популяризатором, принимает живое участие в делах Петербургского Славянского благотворительного общества, развивает теорию Ламанского о культурном единстве всего греко-славянского мира, проводит идею гегемонии России и кирилло-мефодиевской миссии зарубежных славян. Таковы его: «О литературном единстве народов славянского племени» (СПб., 1877); «Общеславянский язык в ряду других общих языков древней и новой Европы» (Варшава, 1892); «Вопрос об общеславянских языках в западническом освещении» («Славянское обозрение», 1892, V—VI, 45—64) и др. Одновременно Будилович работает над русификацией русских окраин, незадолго перед смертью основывает специальный орган «Окраины России». Публицистический элемент проникает и в преподавательскую деятельность Будиловича (в Петербургской духовной академии, в историко-филологических институтах в Петербурге и Нежине, в Варшавском и Юрьевском университетах), в многочисленные статьи по этнографии, статистике, истории, истории литературы и культуры славян и в учено-журнальные труды, начиная с широко задуманного и неоконченного исследования «в области лингвистической палеонтологии славян», докторской диссертации «Первобытные славяне в их языке, быте и понятиях по данным лексикальным» (Киев, 1873—82).
Во всех своих научных и публицистических работах Будилович отстаивал идеи славянофильства. Широкую известность получили его работы «Славянские матицы и ученые дружества» (1869), «Не был ли православным человеком Иероним Пражский» (1870), «Мечта ли панславизм» (1872), «Несколько мыслей о греко-славянском характере деятельности свв. Кирилла и Мефодия» (1885), «К вопросу о племенных отношениях в Угорской Руси» (1903), «По вопросу об упрощении русского правописания» (1904).
Искренность и последовательность деятельности Будиловича уважали даже его политические противники. «Все сочувствующие политическому освобождению и культурному развитию славянских народностей с тяжелым чувством примут известие о кончине Будиловича, — писал С. Котляревский в «Русских ведомостях». — Каковы бы ни были разногласия по другим вопросам внутренней политики с покойным, нельзя забыть всего, что сделано Будиловичем в области ознакомления России со славянским миром и возбуждения у нас к нему симпатий. Нельзя не оценить те качества ума и чувства, которые никогда не могут заслоняться политическими различиями, чтобы оценить искреннюю, горячую веру покойного в славянство».

Смолин М.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Будилович Антон Семенович (24.05.1846-12.12.1908), тайный советник, ученый-славист, редактор-издатель «Московских ведомостей», член Русского Собрания (PC), один из инициаторов создания Русского Окраинного Общества (РОО).

Родился в с. Комотово Гродненского у. одноименной губ. в белоруской семье православного сельского протоиерея. Образование получил в Жировецком ДУ и Литовской ДС, окончив средние классы которой, в 1864 поступил на историко-филологический ф-т С.-Петербургского ун-та. В ун-те посвятил себя изучению славянских наречий и русской литературы. За свое студенческое сочинение «О литературной деятельности Ломоносова» был удостоен золотой медали. Окончив ун-т в 1868, был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию по славянской филологии, под руководством проф. И. И. Срезневского, В. И. Ламанского и М. И. Сухомлинова. С 1869 — приват-доцент славянских наречий в С.-Петербургской Духовной академии; с 1870 — преподаватель славянских наречий в С.-Петербургском историко-филологическом институте. В 1871 защитил магистерскую диссертацию «Исследование языка древнеславянского перевода XIII слов Григория Богослова, по рукописи Императорской Публичной библиотеки XI века». В 1872—1875 находился в научной командировке в славянских странах. В 1875—1881 являлся ординарным проф. Историко-филологического ин-та кн. Безбородко в г. Нежине. В 1878 защитил докторскую диссертацию «Первобытные славяне в их языке, быте и понятиях», получив степень доктора славянской филологии. В 1881 был назначен в Варшавский ун-т ординарным проф. русского и церковнославянского языка, с совмещением должности декана историко-филологического ф-та. Будилович также являлся почетным членом С.-Петербургской ДА и членом-корреспондентом АН (с 4 декабря 1882). В 1892—1901 он состоял ректором Императорского Юрьевского ун-та, прославившись утверждением русских национальных начал и гонениями на все немецкое. 18 мая 1901 назначен членом Совета министра народного просвещения, а в 1905 — председателем Особого совещания по вопросам об образовании инородцев.

После участия в славянском съезде в Москве (1867) и затем во время первых своих заграничных командировок, с конца 60-х годов, Будилович настолько увлекся славянской политикой, что научная работа отошла на второй план. В дальнейшем Будилович является по преимуществу политическим деятелем, агитатором и популяризатором славянофильских идей, принимает живое участие в делах петербургского Славянского благотворительного общества (тов. председателя которого он являлся), развивает теорию проф. Ламанского о культурном единстве всего греко-славянского мира, проводит идею гегемонии России и кирилло-мефодиевской миссии для зарубежных славян. Выступая горячим поборником славянского единства, как на будущий общий литературный язык Будилович указывал на язык русский, на котором говорят 2/3 всего славянского мира и который, по его мнению, из всех славянских диалектов один только стоит в непосредственной преемственной связи с языком церковнославянским, и потому является преемником его прав и его призвания. Будилович также являлся основателем и первым председателем Галицко-русского общества, членом нескольких ученых обществ и академий в славянских странах. Со славянством Будилович сроднился и семейными узами, женившись на дочери видного галицийского политического деятеля и писателя ревностного русофила Адольфа Добрянского (1813—1901). Являясь человеком прямолинейным, хорошим оратором и полемистом, искренне отстаивавшим свои взгляды, Будилович, в то же время, как отмечали его современники, всегда оставался романтиком, сохранившим связь со старым славянофильством и его красивой утопичностью.

Будилович активно публиковался со статьями, посвященными истории славян и славянскому вопросу, в «Журнале министерства народного просвещения», «Русском обозрении», «Известиях славянского благотворительного общества», аксаковской «Руси», «Русском вестнике», «Новом времени», «Московских ведомостях» и др.

Также Будилович принимал участие и в право-монархическом движении: был членом PC, работал над проблемой русификации окраин, в 1906 основал специальный печатный орган «Окраины России». В к. 1907 Будилович разработал проект специального общества (РОО), которое в качестве самостоятельной независимой организации должно было заниматься изучением национальных окраин России и разрабатывать меры по борьбе с антирусскими и антигосударственными течениями, распространяющимися среди инородцев. Идеалом русского политического строя считал самодержавную монархию, опирающуюся на законосовещательный всесословный Земский собор. В одной из своих политических статей, написанной в 1905, пророчески предсказывал будущее России, если она увлечется западными конституционными идеями: «Святая Православная Русь исчезнет как таковая; она превратится в Русь неправославную, даже нехристианскую, а, скорее всего, масонскую <...> во главе всех церквей и исповеданий будет поставлен ответственный перед своей партией министр культов, каковым легко может оказаться инородец или иноверец; <...> в числе первых законов будет издан закон о гражданском браке, о праве христиан переходить в еврейство или мусульманство, а несколько позже и закон об отделении церкви от государства». «Лучше уж России помириться с немедленной гибелью, как царства христианского и славянского, — в отчаянии восклицал Будилович, — чем постепенно перерождаться во вторую Индию». Разделяя правые взгляды, от активного участия в политической деятельности Будилович воздерживался. Как написал в посвященном ему стихотворении В. Иванов, Будиловича путь политической борьбы

«Своею ложью лицемерной
Его души не соблазнял
На ложный путь политиканства...
В нем жил один лишь идеал:
Христос, Россия и Славянство...».

С 1 января 1908 Будилович являлся издателем и редактором «Московских ведомостей», со страниц которых отстаивал русские и славянские интересы, предоставляя московским монархистам, в особенности Московскому отделу Союза Русского Народа и Русскому Монархическому Собранию, страницы своей газеты в качестве трибуны. Как профессиональный ученый-славист особенно увлекался балканскими делами, подробно останавливаясь на вопросах внешней политики, касающихся славян; развивал идею объединения балканского славянства, особенно останавливаясь на македонском вопросе (за что газета получила от критиков ироничное название «Македонских ведомостей»).

Скончался в ночь с 12 на 13 декабря 1908 в одной из лечебниц С.-Петербурга, не перенеся операции по удалению почки. Одну из первых панихид у гроба Будиловича совершил прот. И.И. Восторгов. Отпевал его архиеп. Антоний (Храповицкий) в сослужении с еп. Евлогием (Георгиевским) и многочисленным духовенством. Проститься с Будиловичем пришли многие правые деятели: Н.А. Зверев, А.А. Нарышкин, А. С. Стишинский, П. А. Кулаковский, М.М. Бородкин, А.А. Башмаков, В. А. Бобринский, А. С. Гижицкий и др. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры С.-Петербурга.

А. Иванов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.


Сочинения:

Об ученой деятельности Ломоносова по естествознанию и филологии. СПб., 1869; Ломоносов, как писатель. Сборник материалов для рассмотрения авторской деятельности Ломоносова. СПб., 1871; XIII слов Григория Богослова в древнеславянском переводе по рукописи Императорской Публичной Библиотеки XI века. СПб., 1875; Очерки из сербской истории // Славянский сборник. Т. 2. СПб., 1875; Анализ составных частей славянского слова с морфологической точки зрения. Киев, 1877; Первобытные славяне в их языке, быте и понятиях по данным лексикальным. Исследования в области лингвистической палеонтологии славян. 4.1. Киев, 1878; Очерки из церковной истории западных славян. Варшава, 1880; Начертание церковно-славянской грамматики применительно к общей теории русского и других родственных языков. Варшава, 1883; Учебник церковно-славянского языка для средних учебных заведений. Варшава, 1883; Несколько мыслей о греко-славянском характере деятельности свв. Кирилла и Мефодия. Варшава, 1885; Обзор областей западного и южного славянства со включением червонно-русских в орографическом и гидрографическом отношениях. СПб., 1886; Об образовании общих языков в древней и новой Европе. Варшава, 1890; Культурная деятельность народов Греко-славянского мира. М, 1896; Историческая заметка о русском Юрьеве старого времени в связи с житием св. Исидора и 72 юрьевских мучеников. Юрьев,1901; К вопросу о племенных отношениях в Угорской Руси. СПб., 1904; Наука и политика. СПб., 1905; Вопрос об окраинах России в связи с теорией самоопределения народностей и требованиями государственного единства. СПб., 1906; О единстве русского народа. СПб., 1907; Может ли Россия отдать инородцам свои окраины? СПб., 1907 и др.

Литература:

Будилович А. С. [Некролог] // Московские ведомости. 1908. 14, 16, 18, 21 дек.; Будилович как политический мыслитель // Московские ведомости. 1908. 20 дек.; Иванов А. А. На страже русских интересов. Антон Семенович Будилович (1846—1908) и Николай Дмитриевич Сергеевский (1849-1908) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века. / Сост. и ред. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006; Пальмов И. С. Памяти почетного члена С.-Петербургской Духовной академии Антона Семеновича Будиловича. СПб., 1908; У гроба А. С. Будиловича // Окраины России. 1908. № 51-52; Грот К. Будилович А. С. [Некролог] // Исторический вестник. 1909. Т. CXV; Карский Е. Ф. Будилович. Варшава, 1909; Он же. Памяти Будиловича // Русский филологический вестник. 1909. № 1; Антон Семенович Будилович: Библиографический указатель. Нежин, 1993; Смолин М.Б. Будилович Антон Семенович // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. М., 2003.

Далее читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Россия в первые годы XX века  (хронологическая таблица).

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

СЛАВЯНСТВО (Специальный проект ХРОНОСа в рамках программы "Форум славянских культур").

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС