Бухарин Николай Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бухарин Николай Иванович

1888-1938

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Иванович Бухарин

БУХАРИН

Бухарин Николай Иванович (27.09(9.10). 1888, Москва - 15.03.1938) - политический деятель, экономист, философ. Учился в Московском ун-те на экономическом отделении юридического ф-та. В 1911 г. был арестован и сослан. В эмиграции, разделяя позиции большевиков, принимал активное участие в революционном движении. С конца 1917 по 1929 г. - ответственный редактор газ. «Правда». В 1924 г. избран членом Политбюро, занимал руководящие посты в ЦК, ЦИК СССР, Исполкоме Коминтерна, став в 1926 г. его председателем. Работал в Институте красной профессуры, Коммунистической академии, Институте К. Маркса и Ф. Энгельса. С 1929 г. - академик АН СССР. В 1934-1936 гг. в ВСНХ, возглавлял Институт истории естественных наук и техники, участвовал в издании журн. «Сорена» («Социалистическая реконструкция и наука»), созданного по его инициативе. Был обвинен в контрреволюционной деятельности, исключен из ВКП(б). В 1937 г. арестован, в марте 1938 г. приговорен к расстрелу. В 1988 г. реабилитирован. Мировоззренческие ориентиры Бухарина сформировались уже в гимназические годы. От увлечения идеями Писарева он переходит к марксизму, привлекавшему его «необычайной логической стройностью» концепции (Бухарин Н. И. Избр. труды. Л., 1988. С. 9). Первые теоретические работы посвящены экономической проблематике («Политическая экономия рантье» (1914); «Мировое хозяйство и империализм» (1915); «К теории империалистического государства» (1915) и др.), в которых представлена концепция империализма и его политики, рассматриваются перспективы социалистической революции. После революции 1917 г., разделяя представления об экономической и политической отсталости России, он апеллировал к идее мировой социалистической революции. Идеология «военного коммунизма» нашла свое воплощение в написанной совместно с Б. Преображенским книге «Азбука коммунизма» (1920). В «Экономике переходного периода» (1920), в вопросе о возможном построении социализма, Бухарин отошел от традиционного марксистского понятия о социализме, вырастающем в недрах капитализма, и, таким образом, приспособил теорию Маркса к условиям отсталой России; основу такого построения он видел в процессе планомерной и организованной работы пролетариата, а ядром этой работы в тот период считал революционное насилие, принуждение как метод выработки коммунистического человечества из человеческого материала современной эпохи. Наиболее известной социально-философской работой Бухарина является «Теория исторического материализма» (1921). Исторический материализм рассматривался им как научная теория, продуцирующая социальное знание. Систематизируя его основные категории, Бухарин ввел новые для ортодоксального марксизма трактовки отношения между природой и обществом как главной детерминанте общественной эволюции в целом, производительных сил, экономического базиса, надстройки и их взаимовлияния, Многие положения труда Бухарина (понимание «механического» и «органического», характеристика диалектического метода на основе теории равновесия и др.) стали предметом философских дискуссий 20-х годов. После 1917 г. возрос интерес Бухарина к философским основаниям поднимаемых им экономических, политических, организационных проблем. Во многом это было связано с выявлением теоретической самобытности ленинизма, марксизма в целом. Политические и идеологические симпатии Бухарина определяли и его теоретическую эволюцию. В партийной публицистике середины 20-х годов Бухарин формулирует альтернативу курсу социалистического строительства, предложенного Троцким, выступая против тотального политического принуждения к социализму. Он подчеркивал значение экономических методов в управлении хозяйственными процессами, рассматривал кооперацию как прообраз социалистической экономики, отмечал роль научно-технического прогресса в укреплении социалистических форм хозяйствования. Оценка философского творчества Бухарина неоднозначна. Одни исследователи, начиная с Д. Лукача, К. Корша, А. Грамши, рассматривают его социально-философскую концепцию как апологетику объективизма, механицизма, экономического детерминизма марксистского толка. Другие (С. Коэн, А. Майер, К. Тарбак, У, Штер) характеризуют ее как теоретическое развитие, вклад большевизма, одно из последних проявлений плюрализма русской марксистской мысли. Формулируя свое отношение к марксизму, Бухарин исходил из того, что «марксизм есть классовая идеология», «революционное учение» (Учение Маркса и его историческое значение // Избр. труды. Л., 1988. С. 120, 121). В социологическом плане марксизм есть идеология революционного пролетариата эпохи капитализма; логически марксизм есть научная система, «научное мировоззрение, научная практика» (Там же, С. 126). Применительно к анализу общества важнейшим научным его принципом Бухарин считал принцип равновесия, системности, целостности. Основная общая закономерность - это стремление систем к равновесию, под которым понималось, во-первых, соответствие элементов системы друг другу во-вторых, соответствие системы окружающей внешней среде. Нарушение внутреннего или внешнего равновесия восстанавливается на прежнем уровне (достигается «устойчивое равновесие») или на новом уровне, выше или ниже предыдущего (прогресс или регресс), тогда речь идет о «подвижном равновесии». Общество - это открытая развивающаяся система, обменивающаяся материей и энергией с внешней средой - природой и, следовательно, находящаяся в подвижном равновесии. «Оно устанавливается и тотчас нарушается, вновь устанавливается на новой основе и снова нарушается и т. д.» (Теория исторического материализма. М., 1921. С. 75). Общество прогрессирует, когда обмен с природой осуществляется в его пользу, оно как бы «всасывает» энергию, накопленную в природе. Этот неэквивалентный обмен, идущий через нарушение и восстановление равновесия между обществом и природой, есть не что иное, как развитие производительных сил, лежащее в основе общества в целом. С помощью некоторых общенаучных категорий (причинность, система, равновесие) Бухарин стремился, с одной стороны, обосновать собственно материалистическую сторону истмата (первичность экономики, общественного производства, производительных сил), с другой - прояснить его динамические механизмы, показать характер общественной эволюции. Понятие равновесия в смысле соответствия, пропорциональности первично, с его точки зрения, по отношению к понятию противоречия, поскольку противоречие — это нарушение равновесия внутри или вне системы. Бухарин рассматривал исторический материализм как тождественный социологической теории. В его обосновании структуры общества, социального детерминизма, соотношения материальных и идеальных факторов общественной эволюции присутствует аргументация ведущих немарксистских социологов - Э. Дюркгейма, М. Вебера, Р. Михельса, Э. Парето (см.: Сорокин о Бухарине // Социологические исследования. 1988. № 6). Это и позволило ему дать анализ общества, по сути дела, с позиций системно-функционального анализа. Общество «есть наиболее широкая система взаимодействующих людей, обнимающая все длительные их взаимодействия и опирающаяся на их трудовую связь». Основная «общественная связь — связь людей в производстве. Самой широкой общностью людей является мировое хозяйство» (Теория исторического материализма. С. 95, 100). Понятие «общественно-экономическая формация» Бухарин не употребляет. Он говорит о социальных системах, общественных формах. Развитие общественных форм - капитализма, феодализма и др. он рассматривает как «ряд звеньев в общей цепочке, задетых и с одного, и с другого конца» (Там же. С. 72). Существующий тогда в стране строй представлялся ему самостоятельной общественной формой, занимающей положение звена между капитализмом и социализмом. Отсюда и возникает идея «врастания» этого строя в будущую общественную систему - социализм. Структуру общества Бухарин рассматривал как отношение людей к природе (производительные силы), отношения их друг к другу (производственные отношения и др. общественные связи), общественное сознание. «Общество не могло бы существовать, если бы строй вещей, строй людей и строй идей не соответствовали друг другу» (Там же. С, 148), Нарушение равновесия между этими компонентами определяет в конечном счете движение любой общественной системы. Одной из главных проблем творчества Бухарина являлась проблема науки как рационального знания объективных законов. Такой характер науки проистекал из понимания им причинности. В плане причинного объяснения наука об обществе не отличается принципиально от наук о природе. Идея всеобщности исторической необходимости доминирует в социально-философском творчестве Бухарина, сближая его взгляды со сторонниками экономического детерминизма. Но примат практики являлся исходным в его миросозерцании. Для него «проблема внешнего мира» являлась «проблемой его преобразования» (Теория и практика исторического материализма. М.; Л., 1931. С. 8), тогда как проблема познания выступает как интегральная часть проблемы преобразования мира. Бухарин выступал против абсолютизации логического мышления, он считал совершенно «неверным рассечение, абсолютное, механическое, так называемой духовной жизни на замкнутые сферы чувств и интеллекта, или сознательного и бессознательного, или непосредственно чувственного и логического. Это не отдельные моменты абстрактных категорий. Это - диалектические величины, составляющие единство» (Поэзия, поэтика и задачи поэтического творчества в СССР. М, 1934. С. 11). Мышление в образах - необходимый компонент духовного познания мира. Результатом является не «научное отражение действительности, а чувственно-обобщенная картина феноменологического ряда, не сущности, а явления» (Там же, С. 12). Говоря о вкладе Бухарина в социальную теорию, называют своеобразную «нэповскую философию» (Каэн С. Бухарин: политическая биография. М., 1989. С. 385), основанием к-рой явилась теория равновесия; на ее основе разработаны бухаринские версии теории империализма, теории революции и теории модернизации общества. Она стала бухаринской платформой в спорах Бухарина с левой оппозицией, а затем со Сталиным по вопросам развития советского общества.

E. Л. Петренко

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 78-80.

Сочинения: Теория исторического материализма. М., 1921; Енчмениада (К вопросу об идеологическом вырождении) // Красная новь. 1923. № 6; К постановке проблем теории исторического материализма // Вестник Социалистической академии. 1923. Кн. 3: Атака: Сб. теоретических статей. М., 1924; Судьбы русской интеллигенции // Печать и революция. 1925. Кн. 3; Три речи (к вопросу о наших разногласиях). М; Л., 1926; Ленинизм и проблема культурной революции. М.; Л., 1928; Гейне и коммунизм // Большевик. 1931. № 9; Борьба двух миров и задача науки. М.; Л., 1931; Гёте и его историческое значение // Социалистическая реконструкция и наука. 1932. Вып. 4; Дарвинизм и марксизм. Л., 1932; Учение Маркса и его историческое значение // Социалистическая реконструкция и наука. 1933. № 3-6; Избр. произв. М., 1990; Этюды. М., 1988; Тюремные тетради: В 2 кн. М., 1996.

Литература: Леман Н., Покровский И. Идейные истоки правого уклона: об ошибках и уклонах тов. Бухарина. Л., 1930; Валентинов Н. Доктрина правого коммунизма. Мюнхен, I960; Николаевский Б. Проблема десталинизации и дело Бухарина // Социалистический вестник. 1965; Горелов И. Е. Николай Бухарин. М., 1988; Емельянов Ю. В. Заметки о Бухарине: революция, история, личность. М., 1989; Н. И. Бухарин. Человек, политик, ученый. М., 1989; Шевченко В, Н. Н. И, Бухарин как теоретик исторического материализма. М., 1990; Negt О. Zur Rekonstraktion ties historischen Materialismus // Bucharin N. Theorie des historischen Materialismus. Hannover, 1969; Stehr U. Vom Kapitalismus zum Kommunismus: Bucharins Beitrag zur Entwicklung einer sozialistischen Theorie und Gesellschaft. Dusseldorf. 1973; Haynes M. Nikolai Bukharin and the transition from capitalism to socialism. L., 1985; Tarbuch K. Bukharin's theory of equilibrium. L., 1989.


Вернуться на главную страницу Бухарина

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС