Бюхнер Людвиг
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бюхнер Людвиг

1824-1899

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Людвиг Бюхнер

Бюхнер (Buchner) Людвиг  (1824-1899) — немецкий философ и врач, естествоиспытатель, представитель вульгарного материализм Исследования. Основывался на взглядах Л. Фейербаха и П. Ж. Кабаниса. Ставил знак равенства между материей и веществом, одним из важнейших качеств которого является движение. Рассматривал сознание как функцию высокоорганизованной материи мозга.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 85.

Бюхнер (Buchner), Людвиг (Фридрих Карл Христиан Людвиг) (1824-1899) — немецкий врач, естествоиспытатель, философ, вульгарный материалист. Написал книги: «Природа и наука», «Психическая жизнь животных», «Дарвинизм и социализм». В своей философии Бюхнер отрицал дух (идею) как реальность; единственной реальностью считал материю. Лучшим философским учением считал философию Л. Фейербаха; был последователем «социал-дарвинизма» — механически переносил законы жизни и взаимоотношений животных на жизнь человека и общества.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 51.

Бюхнер (Buchner) Людвиг (29. 9. 1824, Дармштадт,- 1. 5. 1899, там же), немецкий врач, естествоиспытатель и философ. Сын врача, брат писателя Г. Бюхнера. Представитель вульгарного материализма, в духе которого Бюхнер отрицал диалектику и социальную природу человека; Бюхнер разделял идеи так называемого социального дарвинизма. Утверждая, что сознание (понимаемое как зеркальное отражение действительности) является продуктом материи, Бюхнер, однако, критиковал идею К. Фохта о том, что мозг выделяет мысль, подобно тому как печень - желчь (см. "Сила и материя", СПБ, 1907, с. 161). Вера в безграничные возможности науки и критика агностицизма сочетались у Бюхнера с некоторыми оговорками о "непознаваемом остатке" в предметном мире. Вслед за Ф. Энгельсом, с работами которого Бюхнер был знаком, он считал движение атрибутом материи.

А. П. Огурцов.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 4. Брасос – Веш. – М., Советская энциклопедия. – 1971. – 600 с. с илл., 39 л. илл., 8 л. карт (630.000 экз.).

Бюхнер (Büchner) Людвиг (29.9.1824, Дармштадт,— 1.5.1899, там же), немецкий философ и врач, естествоиспытатель. Представитель вульгарного материализма. Первоначально находился под сильным влиянием философии Фейербаха, которую, однако, трактовал упрощённо, ориентируясь на антропологизм и отрицательное отношение Фейербаха к диалектике Гегеля. Другим источником философских взглядов Бюхнера были идеи Кабаниса. Исходным у Бюхнера является понятие материи, тождественной веществу и обладающей рядом свойств, или сил, среди которых наиболее важное — движение. Утверждая, что мысль, сознание (понимаемое как зеркало природы) является продуктом высокоорганизованной материи — мозга, Бюхнер рассматривал духовное лишь как совокупность функций мозга (см. «Сила и материя», СПБ, 1907, с. 178). Вера в безграничные возможности науки и критика агностицизма сочетались у Бюхнера с некоторыми оговорками о непознаваемости материи самой по себе. Защищал идеи социального дарвинизма, провозглашал борьбу за существование (капиталистическую конкуренцию) основой социального развития. Передовые учёные 19 века критически использовали некоторые идеи Бюхнера для борьбы с идеализмом.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения в рус. пер.: Природа и наука. К., 1881; Психическая жизнь животных, СПБ, 1902; Дарвинизм и социализм, СПБ, 1913.

Литература: История философии, т. 3, М., 1959 (см. именной указатель); Бакpадзе К., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, гл. 1, с. 26—56.

БЮХНЕР (Buchner) Людвиг (29 сентября 1824, Дармштадт — 1 мая 1899, там же) — немецкий философ и врач, естествоиспытатель, представитель натуралистического материализма. Первоначально находился под сильным влиянием философии Фейербаха. Другим источником его философских взглядов были идеи Кабаниса. Исходным является понятие материи, тождественной веществу и обладающей рядом свойств, или сил, среди которых наиболее важное — движение. Утверждая, что мысль, сознание (понимаемое как зеркало природы) является продуктом высокоорганизованной материи — мозга, рассматривал духовное лишь как совокупность функций мозга (см. Сила и материя. СПб., 1907, с. 178). Вера в безграничные возможности науки и критика агностицизма сочетались с идеями о непознаваемости материи самой по себе. Защищал идеи социального дарвинизма, провозглашал борьбу за существование (капиталистическую конкуренцию) основой социального развития. Идеи Бюхнера оказали влияние на классификацию Ф. Энгельсом форм движения материи, на борьбу со спиритуализмом в европейской философии.

Сочинения: Природа и наука. К., 1881; Психическая жизнь животных. СПб., 1902; Дарвинизм и социализм. СПб., 1923.

Литература: История философии, т. 3. М., 1959; Бакрадзе К. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960, с. 26-56.

А. П. Огурцов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 353.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

В рус. пер.: Природа и наука. Киев, 1881;

Психическая жизнь животных. СПб., 1902;

Сила и материя СПб., 1907.

Литература:

История философии, т. 3, М., 1959 (см. именной указатель);

Бакрадзе К., Очерки по истории новой и новейшей современной буржуазной философии, Тб., 1960, гл. 1, с. 26 - 56.

Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС