Чиаурели Михаил Эдишерович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Чиаурели Михаил Эдишерович

1894-1974

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Михаил Эдишерович Чиаурели

Чиаурели Михаил Эдишерович (1894-1974). Советский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1948). Любимый режиссер Сталина. Родился в Тифлисе. Окончил там же школу живописи и скульптуры. Постановщик фильмов «Саба» (1929), «Великое зарево» (1938), «Георгий Саакадзе» (1943), «Клятва» (1946), 1) «Падение Берлина» (1950). Большинство фильмов создано под сильным влиянием культа Сталина. Отец актрисы Софико Чиаурели (р. 1937 г.) и кинорежиссера Отара Чиаурели (1917-1966).

Автор статьи о Сталине «Лучший друг советского искусства» (Правда. 1949. 20 дек.). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946,1947,1950).

Г. Марьямов рассказывает: «Памятуя свои слова о кино, как "величайшем средстве массовой агитации", Сталин стремился максимально использовать его для того, чтобы заложить в памяти народа то, что нужно. Методика мифотворчества была заложена Чиаурели в картине "Клятва", где сама клятва перенесена на Красную площадь, до краев заполненную людьми, чтобы подчеркнуть "явление вождя народу". Самой беспардонной мистификацией был в картине эпизод, когда Сталин наблюдает за тем, как на Красной площади застрял из-за какой-то неисправности трактор. Ни тракторист, ни советчики, оказавшиеся в толпе, не в силах были сдвинуть его с места. Тогда молча подошел Сталин. Отстранив тракториста, он, повозившись, продул свечу, взял в руки штурвал, и на глазах удивленных зрителей трактор, фыркая и выпуская клубы дыма, сделал несколько кругов по Красной площади. Вот что значит "вождь" — на все руки мастер!» (Марьямов Г. Кремлевский цензор. М., 1992. С. III).

С 1943 г. Чиаурели жил в Москве. Он пользовался расположением Сталина и неоднократно приглашался на сталинскую дачу или «на уголок» 1) в Кремль. 2) Последняя встреча с вождем состоялась на похоронах, о которых он снял фильм "Великое прощание".

Ю. Кротков пишет: «Маститый советский кинорежиссер Михаил Чиаурели, создатель нескольких киноэпопей о Сталине, приближенный Сталина, даже его собутыльник, через месяц после смерти своего кумира написал в соавторстве с драматургом Семеном Нагорным 3) новый сценарий о "великом вожде". Поехав на дачу к Берии, с которым он был на короткой ноге и который подхалимничал перед Чиаурели, потому что тот мог замолвить за него словечко перед Сталиным, он попросил Берию прочитать сценарий. Но Берия грубо отшвырнул сценарий и совсем по-мужицки, употребляя матерные слова, рявкнул: "Забудь об этом с...! Сталин был негодяем, мерзавцем, тираном! Он весь народ угнетал страхом! Только в этом была его сила. К счастью, мы от него избавились..." Чиаурели чуть было не лишился разума. Вернувшись домой, он сказал своей жене, актрисе Верико Анджапаридзе 4): "Мой час пробил. Я погиб..." И он был прав. Не прошло и года, как Чиаурели был исключен из партии и сослан в Свердловск, где исполнял какие-то незначительные обязанности на местной киностудии» (Кротков Ю. Я выполнял приказ Берии // Голос Родины. 1990, октябрь. № 42).

Примечания

1) Так называлась располагавшаяся в здании бывшего Сената кремлевская квартира Сталина, куда приглашались лишь особо избранные. Сталин переехал в эту квартиру (ранее она принадлежала Н. Бухарину) из Потешного дворца после трагической гибели Н. Аллилуевой. Этажом выше находился его кабинет.

2) Г. Марьямов пишет: «Из кинематографистов приглашался к „сталинскому застолью" Чиаурели, обладавший недюжинными музыкальными способностями. Когда хозяин и гости были уже в подпитии, репертуар менялся: классические арии и народные песни сменялись частушками на „актуальные темы", весьма непристойного содержания. Подбрасывал их сам Хозяин. За пианино резвился Жданов. Вот образец подобного фольклора: 

"Слушай, ты, Калинин, детка, 
За... нас пятилетка..."

Ворошилов пел дуэтом с Михайловым. От голоса знаменитого баса звенела на столе посуда. Если присутствовал Хрущев или Буденный, на их долю оставался гопак. Микоян развлекался по-своему: на сидение стула поднявшегося произнести тост он незаметно подкладывал торт. Это вызывало всеобщее веселье. Сталин пробавлялся обычными издевками. Шверника он называл не иначе как "Шкверник", над Вышинским издевался за его польское происхождение, от которого тот решительно отрекался, приводя в свидетельство всю свою родословную» (Там же. С. 108); о том, как проходили ночные «мальчишники» у Сталина см. также в книге Н. Хрущева «Воспоминания» ( М., 1996). 

3) С.Г. Нагорный (Васбейн) (р. 1905 г.) — писатель, сценарист. 

4) В.И. Анджапаридзе (1897-1987) — артистка театра и кино. Народная артистка СССР (1950). Герой Социалистического Труда (1979). Трижды лауреат Сталинской премии (19.43, 1946, 1952).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС