Чжу Си |
|
1130–1200 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Чжу Си
Чжу Си (1130-1200). Философ эпохи Южная Сун. Создатель целостной философской системы, которую западная традиция обозначает термином «неоконфуцианство». Чжу Си — рационалист, моралист и метафизик; оказывал ни с чем не сравнимое влияние до самого конца Китайской империи в 1911 г. Его учение стало официально признанным, а на его толкованиях конфуцианского канона были основаны экзамены на чин. Его ригоризм во взглядах на отношения мужчин и женщин привел к тому, что женщины заняли гораздо более низкое положение, чем было в эпоху Тан. Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 282.
Чжу Си (1130—1200) — китайский философ, видный представитель неоконфуцианской школы эпохи Сун. Учение Чжу Си носит ярко выраженный идеалистический характер. В нем были систематизированы идеи конфуцианства. Первичным Чжу Си считал идеальное начало ли, вторичным — материальное начало ци. Идеальная субстанция ли лишена формы и качеств, она недоступна чувственному восприятию. В процессе постоянной смены движения и покоя (Инь и ян) образуются пять материальных первоэлементов мира: вода, огонь, дерево, металл, земля. Чжу Си решительно отстаивал этико-политическое учение конфуцианства. «Врожденную природу» человека он выводил из идеального начала (ли). Основой общественной жизни Чжу Си считал строжайшее выполнение конфуцианских этико-политических установлений. Позднее канонизированное учение Чжу Си явилось основой традиционной системы образования. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 520.
Чжу Си, Чжу Юаньхуэй, Чжу-цзы (учитель Чжу) (18.10.1130, Юци, провинция Фуцзянь,—23.4. 1200, Каотин, провинция Фуцзянь), китайский философ, представитель неоконфуцианства, завершивший процесс его формирования. Был талантливым и энергичным администратором, выдающимся учёным-энциклопедистом, комментатором классических книг, педагогом. В 1179—1180 годы, будучи правителем области Нанькан (провинция Цзянси), восстановил школу «Бай-лу дун» («Пещера белого оленя»), ставшую благодаря его лекциям известнейшей школой Сунской империи. Чжу Си синтезировал идеи конфуцианских мыслителей от Конфуция до Чжоу Дуньи, Чжан Цзая и бр. Чэн, произведения которых он снабдил собственным комментарием и написал о них исследование «Цзинь сы лу» («Записи о современных мыслителях и идеях»). В учении Чжу Си систематизированы и развиты все шесть основных идей неоконфуцианства. При этом Чжу Си пошёл дальше, чем Чэн И, в развитии дуалистической концепции двух начал — идеального, первичного, «ли» и материального, вторичного, «ци»: ли нуждается в прикреплении к определенному ци, ци же нуждается в ли как законе своего существования, поэтому они неразделимы. Все принципы, действительные и возможные, а также и ци содержатся в лишённом физической формы великом пределе, существующем во всех вещах, взятых в совокупности (Вселенная) и в отдельности. Ли человека (или вещи) является его природой, реальной и конкретной, причём ли его первоначальной природы, ничем не затронутой и совершенной, является моральным разумом, тогда как ли его природы, смешанной с человеческими желаниями и физическим элементом, является человеческим разумом, подверженным как добру, тан и злу. Жэнь в трактовке Чжу Си обрело форму «характера человеческого разума и правила любви». Обобщающее учение Чжу Си стало впоследствии главным течением китайской философии, а через систему государственных экзаменов, базировавшихся на классических трактатах с его комментариями, играло важную роль в образовании и воспитании молодёжи вплоть до начала 20 века. Чжу Си оказал также сильное воздействие на философию Корей и Японии. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Литература: Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923; Philo-sophy of Chu Hsi, ed. and transl. by D. Bodde, Camb., 1942; см. также лит. к ст. Неаконфуцианство.
Чжу Си, Чжу-цзы (1130-1200), - китайский философ, историк, комментатор классических книг; один из основоположников сунского неоконфуцианства. Уроженец провинции Фуцзянь. Происходил из семьи чиновника. В 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши. Занимал ряд крупных чиновничьих должностей. Большую часть жизни посвятил изучению конфуцианской философии. Будучи в 1179-1183 годы начальником области Нанькан (провинция Цзянси), Чжу Си создал широко известную тогда в Китае школу Бай-лу дун («Пещера белого оленя»), в которой занимались его многочисленные ученики. Учение Чжу Си носило синтетический характер: он обобщил основные идеи конфуцианских философов - от Конфуция до сунских конфуцианцев 11-12 веков. На учении Чжу Си, выступавшего против даосизма и буддизма, сказалось вместе с тем определенное влияние их идей. В трудах Чжу Си развивается дуалистическая концепция двух начал: идеального – «ли» («закон», «принцип», «правило»), предшествующего всему и возвышающегося надо всем, и материального – «ци» («вещество», «материальная сила»), взаимосвязанных и неразделимых. «Ли» нуждается в прикреплении к определенному «ци», в то же время «ли» для «ци» необходимо как закон его существования. Оба эти начала соединяются в лишенном физической формы «тай-цзи» («великом пределе», «великом праначале»). Все настоящие и возможные принципы содержатся в «тай-цзи», которое существует во всех вещах, взятых как целое, и каждой в отдельности. Идеи Чжу Си стали доминирующим течением в последующей китайской философии, оказав сильное влияние и на развитие философской мысли в Корее и Японии. Отобранное и прокомментированное Чжу Си конфуцианское «Четверокнижие» (см. «Сы шу») являлось главным предметом государственных экзаменов в Китае с 14 века до начала 20 века. Чжу Си - автор исторического труда «Тун цзянь ган му» («Главные устои всеобщего зерцала») - новой версии известного произведения Сыма Гуана «Цзы чжи тун цзянь». С. Кучера. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976. Сочинения:Чжу-цзы да-цюань (Поли. собр. соч.), Шанхай, 1936. Литература:Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923; Bodde D., The philosophy of Chu Hsi, Camb., 1943; Chan Wing-Tsit, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 588-653; Fokke A., Geschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb., 1938, s. 164-202.
Чжу Си, Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань (1130–1200), выдающийся китайский философ, ученый-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, главный представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму (Чэн [братьев] – Чжу [Си] школа, или «ли сюэ» – «учение о принципе»), в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии и культурного трандартав Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее. Родился 18 октября 1130 в Юси провинции Фуцзянь. Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение 20 лет занимался главным образом научным и литературным трудом. С 1178, находясь на государственной службе, Чжу Си неоднократно, но не надолго назначался на высокие административные посты. В 1196 за критические настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул го-гун («державный князь»), в 1241 причислен к величайшим конфуцианским авторитетам, а с 1313 при правлении инородной (монгольской) династии Юань его учение официально включено в систему государственных экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности (кэ цзюй). Умер он 23 апреля 1200 в Каотине провинции Фуцзянь. Литературное наследие Чжу Си чрезвычайно велико. Многие его основополагающие идеи выражены в комментариях к конфуцианской классике (прежде всего Пятиканонию и Четверокнижию) и беседах, записанных учениками (юй лу). Чжу Си публиковал, комментировал и интерпретировал произведения своих непосредственных предшественников – четырех корифеев неоконфуцианства эпохи Сун (960–1279): Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао и Чэн И, в частности, составив из них первую и ставшую образцовой неоконфуцианскую антологию Цзинь сы лу («Записи размышлений о близком», 14 глав, в соавторстве с Люй Цзуцяном, 1173). Наиболее полные собрания различных видов сочинений Чжу Си – Чжу-цзы юй лэй (Классифицированные беседы учителя Чжу [Си], 140 глав, 1270), Чжу-цзы вэнь цзи (Собрание письмен учителя Чжу [Си], 121 глава, 1532, серия СББЯ), Чжу-цзы цюань шу (Полное [собрание] произведений учителя Чжу [Си], издано по императорскому указу, 66 глав, 1714, т. 1–25). Чжу Си в противовес своему другу и оппоненту Лу Цзююаню истолковал связь описанных Чжоу Дуньи «Великого предела» (тай цзи) и «Беспредельного / предела отсутствия» (у цзи) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн И концепцию универсального общемирового «принципа/резона» (ли1). Тай цзи, по Чжу Си, – это совокупность всех ли1, тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей «тьмы вещей» (вань у). В каждой конкретной «вещи» (у3), то есть предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны – в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, «Великий предел» определялся как «бесформенный и безместный», т.е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в «вещах» делает основной задачей человека их «выверение», или «классифицирующее постижение» (гэ у), которое состоит в «совершенном [раскрытии] принципов» (цюн ли). Эта процедура «доведения знания до конца» (чжи чжи) своим результатом должна иметь «искренность помыслов», «выправленность сердца», «усовершенствованность личности», а затем – «выправленность семьи», «упорядоченность государства» и «уравновешенность [всей] Поднебесной» (формулы Да сюэ), поскольку ли1 совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы: «настоящий принцип не имеет недоброго», «принцип – это гуманность (жэнь2), должная справедливость (и1), благопристойность (ли2), разумность (чжи1)». Каждая «вещь» есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального «принципа» (ли1) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (ци1). Физически они неразделимы, но логически ли1 имеет приоритет над ци1. Восприняв проведенное Чэн И различение «предельно коренной, совершенно изначальной природы» (цзи бэнь цюн юань чжи син) и «природы пневменной материи» (ци чжи чжи син), связав их с ли1 и ци1 соответственно, Чжу Си окончательно сформировал концепцию изначально-общей «доброй» человеческой «природы», обладающей вторичными и конкр. модусами, которым в разной степени присущи «добро» и «зло». В 16 – первой половине 17 в. в Китае идейно возобладало второе важнейшее течение в неоконфуцианстве – Лу [Цзююаня] – Ван [Янмина] школа («синь сюэ» – «учение о сердце»), сформулировавшая основные тезисы античжусианской критики. Учение Чжу Си поддерживалось правившей затем в Китае инородной маньчжурской династией Цин (1644–1911). В 1930-е годы оно было модернизировано Фэн Юланем в «новом учении о принципе» (синь ли сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд китайских философов, проживающих за пределами КНР и представляющих так называемое постконфуцианство, или постнеоконфуцианство. Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".
Чжу Си (Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань) (18 октября 1130, Юси провинции Фуцзянь — 23 апреля 1200, Каотин провинции Фуцзянь) — китайский философ, ученый-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, главный представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму, в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии в Китае и ряде со-предельных стран, особенно в Японии и Корее. Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение двадцати лет занимался гл. о. научным и литературным трудом. С 1178, находясь на государственной службе, Чжу Си неоднократно, но ненадолго назначался на высокие административные посты. В 1196 за критические настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул го-гун («державный князь»), в 1241 причислен к величайшим конфуцианским авторитетам; с 1313 его учение официально включено в систему государственных экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности. Основополагающие идеи Чжу Си выражены в комментариях к конфуцианской классике и беседах, записанных учениками. Он составил первую и ставшую образцовой неоконфуцианскую антологию «Цзинь сы лу» («Записи размышлений о близком», в соавторстве с Люй Цзу-цяном, 1173). Чжу Си истолковал связь «Великого предела» (тай цзи) и «Беспредельного / предела отсутствия» (у цзи) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн И концепцию универсального общемирового «принципа/резона» (ли). Тай цзи, по Чжу Си, — это совокупность всех ли-принципов, тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей «тьмы вещей» (ваньу). В каждой конкретной «вещи», т. е. предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны — в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, «Великий предел» определялся как «бесформенный и безместный», т. е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в «вещах» делает основной задачей человека их «выверение», или «классифицирующее постижение», которое состоит в «совершенном [раскрытии] принципов». Эта процедура «доведения знания до конца» (чжи чжи) своим результатом должна иметь «искренность помыслов», «выправленность сердца», «усовер шенствованность личности», а затем — «выправленность семьи», «упорядоченность государства» и «уравновешенность [всей] Поднебесной», поскольку ли-принцип совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы. Каждая «вещь» есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального «принципа» (ли) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (ци). Физически они не разделимы, но логически ли-принцип имеет приоритет над ци-пневмой. Восприняв проведенное Чэн И различение «предельно коренной, совершенно изначальной природы» и «природы пневменной материи», связав их с ли и ци соответственно, Чжу Си окончательно сформировал концепцию изначально-общей «доброй» человеческой «природы», обладающей вторичными и конкретными модусами, которым в разной степени присущи «добро» и «зло». Учение Чжу Си поддерживалось правящей маньчжурской династией Цин (1644—1911). В 30-е гг. 20 в. оно было модернизировано Фэн Юланем в «новом учении о принципе» (синь ли сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд китайских философов, проживающих за пределами КНР (см. Новое конфуцианство). А. И. Кобзев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 358.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический справочник). Исторические лица Китая (биографические материалы). Все о Китае и китайцах (справочник). Сочинения:Чжу-цзы да цюань (Достаточно полное [собр. соч.] учитель Чжу), т. 1—12. Тайбэй, 1970; [Натурфилософия; Природа человека его сознание, воля и чувства; О воспитании и знании], пер. М. Л Титаренко.— В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М. 1969; Син. Жэнь у чжи син (Природа-син. Природа-син человека v вещей), пер. В. В. Зайцева.— В кн.: Человек как философская проблема: Восток—Запад. М., 1991. Литература:Chan Wing-tsit. Chu Hsi: Life and Thought. Hong Kong, 1986; Chi Hsi and Neo-Confucianism. Honolulu, 1986. Чжу Си. Натурфилософия; Природа человека, его сознание, воля и чувства; О воспитании и знании. Перевод М.Л.Титаренко. – В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969 Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978 Зайцев В.В. О формировании филоского учения Чжу Си. – В кн.: Из истории китайской философии: становление и основные направления. М., 1978 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982 Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982 История китайской философии. М., 1989 Чжу Си. Син. Жэнь у чжи син (Природа-син. Природа-син человека и вещей). Перевод В.В.Зайцева. – В кн.: Человек как филоская проблема: Восток – Запад. М., 1991 Тиллман Х.К. Сознание Неба (Тянь) в системе воззрений Чжу Си. – В кн.: Ретроспективная и сравнительная политология, вып. 1. М., 1991 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Голыгина К.И. «Великий предел». Китайская модель мира в литературе и культуре (I–XIII вв.). М., 1995.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |