Даниэль Юлий Маркович |
||
1925-1988 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Юлий Маркович ДаниэльДаниэль Юлий Маркович [15.11.1925, Москва — 30.12.1988, Москва] — прозаик, поэт, переводчик. Родился в семье известного еврейского писателя и драматурга М. Даниэля. В 1942 году призван в армию; в 1943-1944 годы находился на фронте. После тяжелого ранения в августе 1944 года в Восточной Пруссии демобилизован. В 1946 году поступил на филологический факультет Харьковского университета, в 1947 году перевелся в Москву на заочное отделение филфака в областном пединституте. После окончания института Даниэль преподавал русский язык и литературу в школе (сначала в Калужской области, затем в Москве). Одновременно занимался переводом на русский язык поэзии народов СССР. С 1955 года Даниэль — профессиональный поэт-переводчик. Переводил стихи современных поэтов Северного Кавказа, Калмыкии, Армении, Азербайджана. В 1963-1965 годы осуществил цикл переводов ряда украинских поэтов нового поколения (И. Драч, В. Коротич, В. Стус, М. Винграновский, Л. Костенко), большинство из которых, однако, не были опубликованы из-за ареста Даниэля. Аналогичная судьба постигла переводы с языков немецкого (Ф. Майер) и чешского (В. Незвал, П. Когоут). Даниэль — автор исторической повести «Бегство», посвященной судьбе Ивана Свешникова — пушкинского «Ветошкина». Повесть, написанная во второй половине 1950-х, выполнена в русле тыняновской традиции «исторического романа-анекдота», в котором типические черты времени представляются через «нестандартную», «особенную» ситуацию (в данном случае через судьбу главного героя, полиглота-самоучки из крестьян, ставшего, благодаря покровительству графа И. И. Шувалова и князя Г.А. Потемкина, заметной фигурой в московском образованном обществе 1780-х). В то же время основная сюжетно-философская линия повести — тема свободы и несвободы, противостояния интеллигента-одиночки государственному насилию — содержит несомненные аллюзии на совр. автору эпоху; местами, особенно в стихотворных вставках, эти аллюзии перерастают в прямую пародию (так, сентиментальное стих, одного из героев представляет собой переложение на язык XVIII столетия популярных в 1950-е стихов С.Щипачева). Повесть была напечатана в 1965 в «Детгизе», однако в связи с арестом автора в продажу не поступила, тираж был уничтожен. Сокращенный вариант «Бегства» был опубликован в 1989 в журнале «Пионер» (№ 6-8). «Вторая литературная жизнь» Даниэля началась в 1958, когда он, вслед за своим близким другом А.Д.Синявским, начал тайно передавать на Запад свои рассказы и повести. В качестве псевдонима Даниэль, подобно Синявскому, взял имя персонажа малоизвестного уголовного романса — Николай Аржак.
Под этим псевдонимом за границей были опубликованы две небольшие повести («Говорит Москва», 1958; «Искупление», 1963) и два рассказа («Руки», 1959; «Человек из МИНАПа», 1960). На русском языке они первоначально были изданы в Нью-Йорке (Издательство им. Чехова); впоследствии многократно переводились на иностранные языки: английский, французский, немецкий, итальянский, японский и другие. Среди зарубежных изданий — польский перевод повести «Говорит Москва», нелегально отпечатанный в Варшаве подпольным издательством профсоюза «Солидарность» в 1984. Для повестей «Говорит Москва» и «Искупление» характерна предельно малая дистанция между автором и его главным героем, от лица которого и ведется рассказ; это определяет художественный строй и лирическую интонацию обеих повестей. Автор свободно использует элементы сказа, стилизации, гротеска, фантастики. В повести «Говорит Москва» предвосхищается жанр «исповедальной прозы», несколькими годами позже ставший одним из основных для того литературного поколения, к которому Даниэль принадлежал: «...написанное мною могло быть написано любым другим человеком моего поколения, моей судьбы...». В «Искуплении» приемы и интонации этого жанра он использует уже осознанно и остраненно, подчеркивая это врезками метафизического и «собственно авторского» характера. Вполне в духе «исповедальной» литературы автор проводит над своими персонажами эксперимент, в одном случае фантастический (правительство объявляет в стране День открытых убийств — «Говорит Москва»), в другом — вполне реалистический (на героя падает обвинение в доносительстве, в котором он на самом деле не грешен,— «Искупление»). Однако на этом связь с литературной установкой 1960-х обрывается, ибо к осознанию необходимости нравственного выбора герои приходят сами, внешние обстоятельства их к этому никоим образом не вынуждают. Обоих преследует экзистенциальный «ужас несвободы», и оба приходят к выводу, что единственное спасение — это принять на себя ответственность за все, в том числе и за лично ими не совершенное. И если повесть «Говорит Москва» кончается на сдержанно оптимистической ноте («Это — твой мир, твоя жизнь <...> Ты должен сам за себя отвечать, и этим — ты в ответе за других»), то в финале «Искупления» герой, не выдержав павшего на него груза всеобщей вины, кончает безумием. Интеллигенция, а не власть (к действиям которой Даниэль, по большому счету, относится довольно равнодушно) должна принять на себя вину за десятилетия «открытых убийств». И граница между «художником» и «чернью», декларированная в эпиграфе к «Искуплению», проходит именно между теми, кто принял вину на себя, и теми, кто пытается возложить ее на других. Советским читателям 1960-80-х повести и рассказы Даниэля были знакомы по отдельным просачивающимся из-за рубежа экземплярам русскоязычных изданий, а также по самиздатским машинописным перепечаткам с них. В феврале 1966 года за «антисоветскую пропаганду и агитацию» Даниэль был приговорен к 5 годам лагерей строгого режима. В 1966-1970 годы Даниэль отбывал наказание сначала в мордовских лагерях для политических заключенных, а последние полтора года — во Владимирской тюрьме. В этот период он обращается к поэзии; им написано более 40 стих., преимущественно лирических, и поэма «А в это время...». Сб., составленный из поэтических произведений Даниэля, написанных в заключении, был опубликован за рубежом в 1971; некоторые стих, были переведены на иностранные языки и вошли в ряд зарубежных антологий русской поэзии. В Советском Союзе тексты нескольких стихотворений Даниэля (не только лагерных, но и поэтических фрагментов его прозы) подхватили самодеятельные исполнители «авторской песни». В лагере Даниэль продолжает заниматься поэтическим переводом: переводит на русский яз. стихи и поэмы своего товарища по заключению, латышского поэта К.Скуениекса. И во Владимирской тюрьме начинает работать над переводами из Ц. Норвида и Т. Готье. Освободившись осенью 1970 года, Даниэль поселяется в Калуге (в Москве жить было запрещено до 1975 года); постепенно возвращается к профессиональной литературной работе. В 1970-е годы много и плодотворно переводит средневековую поэзию Востока, шотландские баллады, В.Скотта, Дж.Байрона, Т.Готье, В.Гюго, Р. дель Валье-Инклана, А.Мачадо, грузинских и армянских поэтов XX в. Однако на появление в печати его имени наложен запрет, поэтому Даниэль должен вновь пользоваться псевдонимом. На сей раз псевдоним — Ю.Петров — предписан свыше. Время от времени и эта возможность литературной работы перекрывалась; в конце 1970-х годов и первой половине 1980-х годов коллеги и друзья Даниэля — Д. Самойлов, Б. Окуджава, Ю. Мориц — неоднократно вынуждены были «одалживать» ему свое имя для заключения договоров и публикаций. К художественной прозе, равно как и к оригинальному поэтическому творчеству, Даниэль после освобождения не возвращался. Первые отечественные публикации произведений Даниэля 1960-х появились в годы перестройки. В 1988, еще при его жизни, в нескольких журналах (Огонек. №29; Новый мир. №7; Дружба народов. №9) были напечатаны первые подборки стихов Даниэля. В «Дружбе народов» (№10) публикуется поэма К.Скуениекса «Не оглядывайся!» в переводе Даниэль. И наконец, осенью того же года ж. «Юность» напечатал одну из «криминальных» повестей Даниэля «Искупление» (Юность. 1988. №1). Вскоре после смерти писателя вышел документальный сборник «Цена метафоры, или Преступление и наказание Синявского и Даниэля», построенный в основном на материалах «Белой книги» А.И.Гинзбурга; в него, однако, было включено все опубликованное Даниэлем под псевдонимом «Николай Аржак». В том же году был опубликован ранее не печатавшийся рассказ «В районном центре», написанный в начале 1960-х годов. Наиболее полное издание произведений Даниэля — вышедший в 1991 году сборник «Говорит Москва». Помимо прозы Николая Аржака и рассказа «В районном центре», в него включены отрывки из повести «Бегство», все поэтические произведения, перевод поэмы К.Скуениекса, а также наиболее завершенные фрагменты неоконченной рукописи мемуарно-эссеистического характера. Кроме того, туда вошли: отрывок из записи судебного процесса 1966 (полностью эта запись приведена в «Белой книге» и сборник «Цена метафоры...»), последнее слово Даниэля на суде и две его публицистические статьи: «Письмо другу» (1969) и «Ответ И.Р. Шафаревичу» (1975) Сборник «Письма домой» — это письма Даниэль из лагеря и тюрьмы, адресованные широкому кругу друзей и знакомых, они далеко выходят за рамки эпистолярного жанра в узком понимании этого слова и являются значительной частью литературного наследия Даниэля. А.Ю. Даниэль Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 610-613. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Говорит Москва. Нью-Йорк, 1963; Искупление. Нью-Йорк, 1964; Стихи из неволи. Амстердам, 1971. Репринт, переизд. М.: Мышь, 1993; Говорит Москва. М., 1991; Письма домой. М., 1997. Литература:Белая книга: Сб. документов по делу Синявского и Даниэля / сост. А.Гинзбург. Франкфурт; М., 1967; Цена метафоры, или Преступление и наказание Синявского и Даниэля. М., 1989; Шрагин Б. Искупление Юлия Даниэля // Синтаксис. Париж. 1986. №16.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |