Данилевский Николай Яковлевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Данилевский Николай Яковлевич

1822-1885

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Яковлевич Данилевский

Данилевский Николай Яковлевич

Данилевский Николай Яковлевич (28.XI.1822 - 7.XI.1885) - русский публицист, естествоиспытатель. Член Русского географического общества. Идеолог пореформенного славянофильства и панславизма. Окончил Петербургский университет (1847). В конце 40-х годов участвовал в кружках петрашевцев, по делу которых в 1850 году был выслан из Петербурга. Основное общественное философское сочинение Данилевского «Россия и Европа» ("Заря", 1869, No 5-6, 8-9, отд. изд., СПБ, 1871) было публицистическим откликом на общеполитические и международные проблемы современности и попыткой разрешения проблемы исторической роли России и славянства. Данилевский отрицал реальность существования «человечества» как целого, общечеловеческой цивилизации; он признавал носителем исторического процесса лишь отдельные «виды» - «культурно-исторические типы», имея в виду народы в их конкретно-историческом значении, с их особой самобытной цивилизацией, не подлежащей передаче и заимствованию. Эта теория примыкала к славянофильскому учению и имела свою аналогию на Западе в работах Рюккерта [см. Предваряющее примечание] (Н. Rückert, Allgemeine Weltgeschichte, 1861) и Риля (H. W. Riehle, Die Naturgeschichte des Volkes..., Bd 1-3). (Против общих положений Риля и славянофилов в России была направлена статья С. М. Соловьева «Исторические письма» (1858)). В духе идеалистической философии Данилевский устанавливал «законы» образования культурно-исторических типов; указывал 4 разряда их исторической деятельности: религиозную, культурную, политическую и социально-экономическую; определял основные стадии развития культурно-исторических типа: от этнографического состояния к государственному и от государственного к цивилизованному. Исторический прогресс сопровождается сменой культурно-исторических типов. Данилевский выделял 10 типов, частично завершивших свое развитие, из которых исторически позднейшее место принадлежит европейскому или романо-германскому типу. Новый, вступающий в пору своего расцвета славянский тип, получивший пока наиболее полное развитие в русском народе, противопоставлен европейскому, представленному как единое и обособленное (в том числе от античности) целое. Сужению понятия европейской цивилизации и утверждению самобытности славянского типа и его выразителя - русского народа соответствует борьба с идеей европеизации («западничество»). В славянстве Данилевским признаются задатки полного развития всех 4 видов исторической деятельности, «потенциальное многообразие общественно-политического состава и нравственно-политическое превосходство, в характеристике которого обнаруживаются элементы старого славянофильства применительно к истории России. Исходя из своего тезиса о плодотворности многообразия народов-государств в составе культурно-исторического типа, Данилевский обосновывает требование объединения славянских народов в единое политическое целое как высшей стадии развития, философски утверждая политическую программу панславизма. Острые политические вопросы современности и некоторые экономические проблемы нашли отражение в статьях Данилевского, которые вошли в специальный «Сборник политических и экономических статей Н. Я. Данилевского» (1890). Идеи Данилевского имели сторонников и последователей (К. Н. Бестужев-Рюмин, Н.Н. Страхов, К. Н. Леонтьев). С критикой теории Данилевского выступили тогда же В.С. Соловьёв («Национальный вопрос в России»), Н. И. Кареев («Теория культурно-исторических типов», в журнале «Русская мысль», 1889, кн. 9), Н. К. Михайловский («Записки профана», Соч., т. 3, 1888) и др.

Н. Л. Рубинштейн. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Литература: РБС, (т. 6), СПБ, 1905; Дмитриев С. С., Славянофилы и славянофильство, "Историк-марксист", 1941, No 1.


Вернуться на главную страницу Данилевского

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС