Давыдов Денис Васильевич |
|
1784-1839 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Денис Васильевич Давыдов
Давыдов Денис Васильевич (16[27].07.1784—22.04[4.05]. 1839), поэт и военный писатель. Родился в Москве в военной дворянской семье. Большую часть жизни Давыдов провел на службе в армии, выйдя в отставку в 1832 в чине генерал-лейтенанта. В период Отечественной войны 1812 явился одним из организаторов и руководителей партизанского движения. Первые литературные опыты Давыдова относятся к 1803—05, когда в рукописном виде широко распространились его политические стихи (басни «Голова и Ноги», «Река и Зеркало», «Орлица, Турухтан и Тетерев», сатира «Сон»). На попытки масонов вовлечь его в тайное общество Давыдов ответил резким отказом. В историю русской литературы Давыдов вошел как создатель жанра «гусарской лирики», отличной по своей тематике и поэтике от традиционной батальной поэзии. Его стихи — своего рода лирический дневник русского офицера, показывающий его в обстановке военных будней. Герой стихов Давыдова — поэт-воин, гусар, удалой рубака, презирающий лицемерие светских моралистов, противник насилия над личностью. Стихи его проникнуты патриотическим пафосом, отражающим подъем русского народного самосознания в Отечественной войне 1812. В образе лирического героя Давыдова переплелись поэтический идеал с некоторыми сторонами личности самого Давыдова. Различные черты психологической жизни героя, показанного в состоянии веселья («Бурцову. Призывание на пунш», «Бурцову», «Гусарский пир», 1804; «Песня», 1815), или грусти («Песня старого гусара», 1817; «Полу-солдат», 1826; «Бородинское поле», 1829), или любви («Поэтическая женщина», 1816; элегия «О, пощади!», 1817; «В былые времена она меня любила», 1834—35), составляют вместе яркий и цельный характер. Давыдов решал задачу построения характера в поэзии субъективным романтическим методом. Однако в превращении индивидуального сознания в объект изображения намечался переход от романтического типа творчества к реалистическому. Своеобразию лирического героя отвечает и стиль Давыдова, в котором пластичность и гармоничность стиха сочетаются с напряженной экспрессивностью и живописностью. Значительным явлением в литературе 30-х была военная проза Давыдова. Его воспоминания об А. В. Суворове, Н. Н. Раевском, Я. П. Кульневе, М. Ф. Каменском написаны в живой, остроумной форме. Партизанскому движению 1812 посвящены работы Давыдова: «Опыт теории партизанского действия» (1821), «Дневник партизанских действий 1812 г.» (опубл. посм. 1860), явившиеся важным вкладом в историю военного искусства и мемуарную литературу. В 1832 Давыдов выпустил сборник стихов, как бы подводивший итог его поэтической деятельности. Последнее стихотворение Давыдова, получившее широкую известность — «Современная песня» (1836); в ней Давыдов с патриотических позиций выступает против либералов и космополитов своего времени. Поэзию Давыдова высоко ценил А. С. Пушкин, отмечавший, что именно Давыдову он был обязан тем, что не поддался исключительно влиянию В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова и что поэтический слог Давыдова служил для него образцом оригинальности. Л. Е. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Вернуться на главную страницу Дениса Давыдова
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |