Давыдова Вера Александровна |
|
1906-1993 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Вера Александровна ДавыдоваДавыдова (в замужестве Мчедлидзе) Вера Александровна (17.9.1906, Нижний Новгород - 1993), певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1951), народная артистка Грузинской ССР (1981), трижды лауреат Сталинской премии (1946, 1950, 1951). Образование получила в Ленинградской консерватории (1930). Ученица Е.Девос-Соболевой. С 1929 пела на сцене Ленинградского театра оперы и балета. В 1932--56 - в Большом театре. Одна из любимых певиц И.В. Сталина, неоднократно приглашалась петь для него и его гостей на дачу. В 1951 вступила в ВКП(б). После смерти Сталина переехала вместе с мужем в Грузию, профессор Тбилисской консерватории (1964). Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000 Давыдова Вера Александровна (р. 1906 г.). Оперная певица (меццо-сопрано). Родилась в Нижнем Новгороде в семье землемера и народной учительницы. Жила в Николаевске-на-Амуре, затем в Благовещенске. В 1924 г. поступила в Ленинградскую консерваторию. С 1929 г. — артистка Ленинградского театра оперы и балета, в 1932-1956 гг. — певица Большого театра в Москве (в Москву переведена по личному указанию Сталина). Профессор Тбилисской консерватории (1964). Член партии с 1951 г. Жена актера Д.С. Мчелидзе-Южного.1) Народная артистка РСФСР (1951). Давыдова — трижды лауреат Сталинской премии (1946, 1950, 1951). В 1994 г. в Санкт-Петербурге вышла в свет книга Леонарда Гендлина «За Кремлевской стеной», которая в 1996 г. была издана в Минске под названием «Исповедь любовницы Сталина». Под таким же названием книга была переиздана в Москве в 1997 и в 1998 гг. В выходных данных указано, что это произведение — перевод с английского (переводчик В.В. Зубрилин); впервые опубликовано в Лондоне в 1983 г. Книга издана как «роман», но фактически это — беллетризированные воспоминания певицы В.А. Давыдовой, 2) которая, как написано в аннотации к книге, в 1930-x-1940-х годах «находилась в интимной близости с „великим вождем"». В предисловии к книге Давыдова пишет: «Я — актриса! И, пожалуй, мне единственной на всем белом свете недоверчивый Сталин поверил до конца... Много лет я вела двойную жизнь, которую приходилось делить между театром — репетициями, спектаклями, концертами — и его страстными, порой истерично-бурными ласками. Говорю об этом, потому что хочу, чтобы после моей смерти человечество узнало и другого Сталина — обнаженного» (Гендлин Л. За Кремлевской стеной. СПб., 1994. С. 3-4). Как известно, жанр романа предполагает изменение фамилий, ситуаций и т. п., но Давыдова этой возможностью совершенно не пользуется. Артистка повествует также о своих встречах с Тухачевским, Ягодой, Ежовым, Кировым, Буденным, Поскребышевым, Ворошиловым, Берией, Хрущевым, Маленковым, Вышинским; 2) высказывает свое мнение о многих известных деятелях культуры. Все события Давыдова излагает «открытым текстом» от первого лица и не изменяет фамилии даже второстепенных персонажей. Среди женщин, пользовавшихся благосклонностью Сталина, Давыдова называет также певиц В.В. Барсову, 3) Н.Д. Шпиллер, 4) балерину О.В. Лепешинскую 5) и др. Лина Тархова в книге «Заложники Кремля» (М., 1998. С. 128) приводит следующее мнение Александра Бурдонского (внука Сталина) по поводу «исповеди» Веры Давыдовой: «Ничего по этому поводу сказать не могу. Я видел Давыдову в документальном телефильме. У нее тот тип, я это знаю от Аллилуевых, который Сталину нравился: строгая гладкая прическа, черные юбки, светлые блузки. В фильме певица рассказывает, как ее привезли к Сталину и он попросил скрасить его одиночество. Она: „Что вы, я замужем", — и ее увезли. Кара за ослушание могла последовать страшная, но Давыдову всего лишь вычеркнули из списков на звание народных артистов СССР. Правда, актриса нашего театра Нина Сазонова, многое в жизни повидавшая и тоже прошедшая через сталинские лагеря, сказала по этому поводу: „Ха, попробовала бы она отказаться!" Но — не знаю». Кремленолог Г. Красная в сборнике «Тайны Кремлевских жен» (М., 1998) характеризует «Исповедь» следующими словами: «Я так думаю, что все это — из сферы предположений и фантазий», но тем не менее приводит большой отрывок из книги Давыдовой-Гендлина (С. 173-177). И. Бунич упоминает имя Давыдовой в следующем контексте: «Английская разведка, с тревожным любопытством наблюдающая за начавшимся поединком великих вождей (Сталина и Гитлера.— Сост.), неожиданно получила из Москвы интересную информацию. Эта информация поступила сразу от трех независимых источников, что переводило ее из разряда вероятной в разряд весьма правдоподобной. В сообщении говорилось (август 1938 г.), что у Сталина начался климакс. Источниками информации назывались: известная на всю Москву любовница вождя Вера Давыдова, его „пассия" Евгения Ежова 6) и некто из близкого окружения вождя, естественно, пожелавший остаться неизвестным... Глубокие психологи из старейшей разведки мира сделали из полученной информации правильные выводы..., что в ближайшие три-четыре года от Сталина можно ждать какой-нибудь дьявольской комбинации» (Бунич И. Операция «Гроза», или Ошибка в третьем знаке. СПб., 1994. С. 24-25). Несколько примеров некорректного отношения Сталина к женщинам приводит (со ссылкой на А. Енукидзе) Антон Ноймайр в своей книге «Диктаторы в зеркале медицины» (Ростов-на-Дону, 1997. С. 396-397). Эту тему затрагивает также Ю.М. Оклянский в книге «Роман с тираном» (М., 1994. С. 140). А. Ларина (Бухарина) пишет: «Коба делился с Николаем (Бухариным. — Сост.) похождениями своей молодости, рассказывал (в вульгарной форме) о своем бешеном темпераменте в ту пору» (Ларина А. Незабываемое. М., 1989. С. 303). Однако наиболее подробно тема взаимоотношений Сталина с женщинами (нелицеприятно для Сталина) освещена в документальной повести В. Карпова «Тайная любовь вождя» (Карпов В. Расстрелянные маршалы. М., 1999. С. 314-399) в главе «Интимная жизнь Сталина» (Там же. С. 327-332). См. также: Семенов Ю. Писатель и юрист А. Ваксберг замечает: «Сам Сталин, как известно, аскетом не был, но никогда это не афишировал и отличался несомненной умеренностью, дававшей ему моральное право требовать того же от других» (Ваксберг А. Царица доказательств. М., 1991. С. 318). Примечания1) Д.С. Мчелидзе-Южный (р. 1904 г.)— артист оперы (бас). Режиссер, педагог. Народный артист Грузинской ССР (1954). Депутат Верховного Совета ГССР. В 1927-1933 гг. — певец театра оперы и балета в Ленинграде, в 1933-1952 гг. — в труппе Большого театра в Москве; с 1950 г. — заведующий оперной труппой. С 1952 г. живет и работает в Тбилиси. 2) А.Г. Авторханов писал: «Членов ЦК мало занимало искусство, хотя некоторые из них весьма увлекались артистками. Многие знали о похождениях в Ленинграде Кирова... С ним в Москве успешно конкурировал Ворошилов, натыкаясь на этом поприще то на Луначарского, то на Буденного (его жена была неграмотной крестьянкой с Кубани, но став маршалом, он бросил ее, детей своих отдал в приют, а сам ушел „на сцену"» (Авторханов А.Г. Технология власти // Вопросы истории. 1991. № 2-3. С. 129; см. также: Елагин Ю.Б. Укрощение искусств. Нью-Йорк, 1952). 3) В.В. Барсова (Владимирова) (1892-1967) — оперная певица (колоратурное сопрано). Народная артистка СССР (1937). В 1920-1948 гг. — артистка Большого театра в Москве. Профессор Московской консерватории с 1952 г. Лауреат Сталинской премии 1941 г. 4) Н.Д. Шпиллер (р. 1909 г.) — оперная певица (сопрано). Народная артистка РСФСР (1947). В 1935-1958 гг. — в труппе Большого театра в Москве. С 1963 г.— профессор музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Трижды лауреат Сталинской премии (1941,1943,1950). 5) О.В. Лепешинская (р. 1916 г.) — балерина, народная артистка СССР (1951). В 1933-1963 гг. — в труппе Большого театра в Москве. Педагог-консультант в театрах Венгрии, Германии, Швеции и других стран. Четырежды лауреат Сталинской премии (1941, 1946, 1947, 1950). Жена генерала армии А.И. Антонова. 6) Е.С. Ежова (Гладун-Хаютина) — вторая жена наркома Н.И. Ежова. Сотрудник ОГПУ. В период «большой чистки» была объявлена английской шпионкой. В ноябре 1938 г. умерла при загадочных обстоятельствах. Согласно одной версии, Ежов отравил супругу, боясь каких-то разоблачений с ее стороны. На следствии он показал, что давно подозревал жену в шпионских связях. По другим данным, ее убрали люди Берии. Возможно, она покончила с собой после ареста мужа.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |