Де Гаспери Альчиде |
|
1881-1954 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Альчиде де ГаспериИтальянский политический и государственный деятельДе Гаспери (De Gasperi), Альчиде (3.IV.1881 - 19.VIII.1954) - итальянский политический и государственный деятель. Политическую деятельность начал в 1905 году в качестве редактора католической газеты "Il Nuovo Trentino". В 1919-1926 годы - член Национального совета католической итальянской Народной партии, в 1923-1926 годы - ее секретарь. В 1921 году избран депутатом в парламент, в 1926 году лишен фашистами депутатского мандата за участие в Авентинском блоке. В 1927 году арестован по подозрению в намерении тайно эмигрировать, 16 месяцев просидел в тюрьме. В 1930-1944 годы был секретарем Ватиканской библиотеки. В 1944-1946 годы - политический секретарь Христианско-демократической партии (созданной в 1943-1944 годы на основе бывшей Народной партии), в 1946-1953 годы - председатель Национального совета этой партии. С декабря 1945 года по июль 1953 года - председатель Совета Министров Италии. Маневрируя в сложной внутриполитической обстановке и пользуясь поддержкой Ватикана и монополистического капитала; Де Гаспери сыграл крупную роль в обеспечении Христианско-демократической партии господствующего положения в политической жизни послевоенной Италии; в 1947 году устранил из правительства коммунистов и социалистов. Во внешнеполитических вопросах ориентировался на США. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.
При нем Италия вступила в НАТОДе Гаспери (De Gasperi) Альчиде (3.4.1881, Пьеве-Тесино, Трентино, Австро-Венгрия - 19.8.1954, Села-ди-Вальсуджана), итальянский политический и государственный деятель. Учился в Вене. Стал принимать активное участие в деятельности Итальянской народной партии (Partito Italiano Popolare) - ИНП С 1905 редактор католической газеты «IlNuovo Trentino». В 1911 -18 член австрийского Рейхстага. После окончания 1-й мировой войны Трентино перешло к Италии. В 1919-26 член Национального совета католической ИНП, в 1923-26 секретарь ИНП. В 1921 избран депутатом парламента. После прихода к власти Б. Муссолини встал в оппозицию новому режиму. В 1926 за участие в Авентинском блоке лишен депутатского мандата. В 1927 обвинен в попытке тайно бежать из страны и арестован. В 1928 освобожден. В 1930-1944 секретарь Ватиканской библиотеки, в 1943 начал готовить создание новой правоцентристской католической партии. В 1944-46 политический секретарь созданной на основе бывшей ИНП Христианско-демократической партии (ХДП). 12.12.1944 назначен министром иностранных дел. 18.10.1946 вышел в отставку. В 1946-1953 председатель Национального совета ХДП. С дек. 1945 по июль 1953 премьер-министр Италии. Пользуясь поддержкой финансово-промышленных кругов и Католической церкви, Д. смог обеспечить своей партии господствующее положение в политической жизни послевоенной Италии. В 1947 добился удаления из правительства коммунистов и левых социалистов. В 1948 ХДП выиграла парламентские выборы. Во внешней политике придерживался проамериканской ориентации, при поддержке США провел земельную реформу. При Де Гаспери Италия стала активно участвовать в деятельности НАТО и программах общеевропейского сотрудничества. Залесский К.А. Кто был кто во второй мировой войне. Союзники СССР. М., 2004.
Де Гаспери – еретикВ течение зимы 1951/02 года одновременно укрепились позиции «Католическою действия» и «Демократической инициативы» *. Это последнее течение полностью контролировало сельскохозяйственное ведомство. Усилиями министра Фанфани и его заместителей Румора и Гуи ** было положено начало использования государственных учреждений, ведавших проведением реформ, для создания клиентелы и в своекорыстных политических целях. Вновь к участию во внутрипартийной борьбе была привлечена могущественная «Кольдиретти» — Конфедерация мелких землевладельцев Наоло Бономи 1. «Католическое действие» в свою очередь все более активно включалось в специфическую политическую деятельность, которой прежде занимались «гражданские комитеты». За восемь месяцев до истечения мандата президент КД Витторнно Веронезс (ставленник Монтини) приказом от 22 января 1952 года был переведен в секретариат Международной организации светского апостолата. Его сменил Луиджи Джедда. В заметке в «Оссерваторе романо», появившейся спустя два дня, без лишних слов определялась та сфера, в которой Джедде предстояло опробовать полученную власть. В ней говорилось: «Когда против распространения христианских принципов ведется борьба, их ______ * Течение в ХДП, основанное бывшими центристами — сторонниками Де Гаспери (Тавиани, Румор, Дзаканьини, Э. Коломбо и др.) и сторонниками Доссетти (Гуи, Моро, Галлони). По главе стоял Фанфани. ** Румор, Мариано — деятель ХДП, неоднократно входил в состав правительства, занимал пост премьер-министра, был секрета- рем партии; Гуи, Марио — деятель центристского течения ХДП, неоднократно занимал ведущие посты в правительствах Италии. [114] следует защищать повсюду, в том числе и на политическом поприще. Если это происходит в ходе предвыборного противоборства, их должно защищать тоже и в предвыборном противоборстве» 2. Близился второй этап административных выборов. Для ХДП обстоятельства складывались не лучшим образом, учитывая итоги выборов в центрально-северной части страны, проходивших весной 1951 года. По сравнению с парламентскими выборами 1948 года она потеряла 1,6 миллиона голосов, которые отошли главным образом к либералам, монархистам и ИСД *. Наступление справа приобретало еще более угрожающий характер по мере приближения смены местных органов власти в центрально-южных областях. Попытки блокироваться только с мелкими светскими партиями не увенчались успехом. Де Гаспери и Гонелла уже давно готовили контрмеры. Речь шла о том, чтобы расширить предвыборные союзы, включив правых монархистов. Необходимо было также потеснить ИСД и, используя законодательные средства, изолировать наиболее радикальное крыло этой партии от умеренных, но испытывающих ностальгию по прошлому режиму слоев. Б парламенте 20 февраля должна была начаться дискуссия по выдвинутому Шельбой законопроекту, запрещающему восстановление фашистской партии 3. Однако была и немалая доля риска. Слишком явный поворот вправо поставил бы под сомнение поддержку со стороны светских партий и сохранение правительственной коалиции. Б то же время, отказываясь от союзов с правыми, ХДП не только сталкивалась с полной неизвестностью и возможной неудачей на выборах, но она, что важнее, подверглась бы ничем не сдерживаемому нажиму со стороны конфессиональных организаций. Перед этими последними впервые открывалась бы реальная возможность покончить с гнетом дегасперовской гегемонии. В канун нового, 1952 года глашатаем этого лагеря выступил сам высший церковный иерарх. Пий XII в своем рождественском послании одновременно подверг критике как блок «по ту сторону занавеса», так и «свободный мир». При этом папа стремился еще раз показать, что позиции Ватикана отличны от несгибаемого проатлантизма прави- ________ * Итальянское социальное движение — неофашистская партия, созданная в 1947 году. [115] тельства Италии. Однако у Де Гаспери большее беспокойство вызвали настойчивые рекомендации Пия XII о необходимости сообразовать политическую деятельность католиков с христианскими ценностями. В оправдание своих действий он незамедлительно направил главе церкви растерянное письмо: «Опыт, чаще всего очень горький, который я приобрел в области международных отношений, подтверждает истинность Вашего наставления... Христа нет среди нас, потому что многие... но только к нему но взывают, но и не признают его» 4. Однако папа был непреклонен... В ответе, направленном Де Гаспери 3 января 1952 года, Монтини писал: «Болезненный опыт, о котором Вы говорите с обоснованной грустью, возвышает дорогой Его святейшеству обет о том, чтобы должное место, в том число в политических вопросах, заняли... высшие христианские и моральные ценности, ибо без оных нельзя надеяться на упорядоченное и спокойное человеческое существование. Святой отец поэтому, удостаивая Вас пожеланиями в Вашей высокой миссии, обращает свои молитвы к богу дать Вам доблести, дабы обратить ее на благо итальянского народа» 5. Итак, вызов брошен... Де Гаспери решает принять его и продолжать борьбу. В то время, когда на политической арене появляется Джедда, вдохновленный оказанным ему папой доверием возглавить КД, а «Демократическая инициатива» со своей стороны предпринимает шаги для блокирования с монархистами, не скрывая стремления подорвать позиции главы правительства 6, Де Гаспери поручает Гуидо Гонелле как секретарю ХДП и человеку, которому он доверяет, но и которого хорошо принимают в Ватикане, начать переговоры с судовладельцем из Неаполя Акилле Лaypo, стоявшим во главе правых монархистов 7. В столичной коммуне также предстояли перевыборы 8. 7 февраля в римском Капитолии Гонелла открыл избирательную кампанию. Он выступил с речью, ничуть не уступавшей ораторству Джедды. «Под величественным куполом Капитолия, — говорил он, — исполненная гордости и сознания ответственности, ХДП вновь вступает в сражение. Для нее христианский Рим и атеистический коммунизм — два исторически, духовно и социально непримиримых, несовместимых понятия. Выбор должен быть сделан, и народ Рима со свойственной ему, веками накопленной мудростью сумеет его сделать и на этот раз. Этот извечный [116] конфликт всегда разрешался победой Рима Христова; на карту поставлена преемственность миссии Рима, — миссии спасения человека и общества». Через три дня к жителям Вечного города по радио обратился Пий XII: «Настало время стряхнуть пагубную летаргию — пусть все добрые люди, все, кого волнуют судьбы мира, признают друг друга и сомкнут свои ряды... Нужно переделать весь мир в его основе, его надо пре-образовать из дикого состояния в человеческое, а из человеческого — в божье». У иезуита Риккардо Ломбарди этот тезис тут же превратился в столь же звонкий, сколь и пустой лозунг предвыборной кампании: «За лучший мир!» 9 Папа же в своем выступлении ограничился более прозаическим пожеланием — завоевать муниципальный совет, «раскрыв объятия», преследующие конкретную политическую цель: «Вечный город, в котором каждая эпоха оставляла следы славных деяний, ставших достоянием всего человечества, да получит он от нынешнего века, от людей, сегодня его населяющих, ореол зачинателя дела спасения!.. Сколько надежд возлагают на него христианские народы, но прежде всего они ждут практических действий! И время ли спорить... И о какой справедливости, о каком милосердии н мире спорить, если люди закоснели в боязни принести жертву, а их сердца готовы закрыться в леденящем одиночестве, если никому не хватает силы духа, чтобы сделать первый шаг, преодолеть барьер ненависти и раскрыть искреннее объятие?» Если судить по лейтмотиву этого концерта для двух голосов, то было ясно, что в католическом лагере Италии подливную загадку составлял вопрос, как вести избирательную борьбу и кто будет руководить ею, а вовсе не ее стратегическая цель 10. Де Гаспери был настолько в этом убежден, что собственной персоной предпринял уникальную миссионерскую вылазку в лагерь политических конкурентов. Спустя несколько дней после речи папы, 10 февраля, он отправился на совещание духовных советников ДЖИАК. Его приняли даже теплее, чем предполагалось. Во встрече участвовали и такие ближайшие соратники Джедды, как национальный советник и президент ДЖИАК Фодерико Сарголини и Карло Карретто. Этот последний счел необходимым сказать нежданному гостю: «Иногда мы бываем нетерпеливы и торопим события, во все мы выступаем за демократию и за вас; среди нас нет фашиствующих [117] священнослужителей» 11. Так впервые вылились наружу существовавшие внутри «Католического действия» разногласия, которые впоследствии приведут Джедду к поражению. Но это было и первым проявлением приемлемости Де Гаспери для сторонников Джедды, так как он завоевал репутацию наиболее решительного и надежного проводника идей конфессиональных инстанций. На протяжении всего марта секретариат ХДП продолжал вести переговоры: открытые с существовавшими светскими партиями, тайные — с Лауро. Де Гаспери и Гонелла пытались добиться общего согласия на недвусмысленное подключение монархистов. Социал-демократы отвергли его в принципе, я даже либералы высказывали свои оговорки. Лишь республиканцы поддерживали эту идею во избежание «изоляции ХДП», предоставленной «шантажу» со стороны Джедды 12. Джедда, видя трудное положение Де Гаспери, всячески поддержал идею союза между ХДП и всеми правыми, что исключало участие в подобном блоке светских центристских партий. ХДП отреагировала мгновенно, не отступив от намеченного курса: Гонелла прервал переговоры со светскими партиями и отправился в Неаполь, чтобы заключить сепаратное соглашение с Лауро. Тем временем президент «Католического действия» нанес ХДП ощутимый пропагандистский удар. 2 апреля 1952 года «Оссерваторе романо» опубликовала заявление, подписанное Бальбо, Фе д'Остиани, Моттой, Скасселлати, Себрегонди: «Мы, нижеподписавшиеся, бывшие руководители Христианской левой партии, а после ее роспуска — члены ИКП, в начале 1951 года вышли из ИКП, поскольку для нас стала совершенно очевидной невозможность принадлежности католика к коммунистической партии, а также ее поддержки, что и утверждает наша церковь. Мы извещаем об этом шаге, ибо рождественское послание и наставления папы, обращенные к населению Рима, вселили в нас желание разъяснить свою позицию как позицию истинных католиков и засвидетельствовать полную покорность августейшему папе перед лицом тех, в чьем представлении наш поступок может вызвать смятение». Это заявление у Бальбо запросила Священная канцелярия; его текст был согласован как с консультантом этого ведомства Марио Исмаэле Кастеллано, так и с самим Джеддой. Опубликовав заявление, его авторы не захотели вступить в ХДП 13. Это-то (а также опубликование в [118] «Куотидьяно» согласованной с Бальбо пространной статья) и позволило Джедде с успехом претендовать на роль наиболее последовательного и эффективного проводника воли главы церкви как раз в тот момент, когда ХДП была вынуждена осуществлять им же и выдвинутую идею о предвыборном блоке с правыми 14. Гонелла действительно весьма продвинулся в секретных переговорах с Лауро. Об этом 5 апреля в интервью газете «Джорнале д'Италиа» информировал сам судовладелец. Председатель партии монархистов сообщил, что отныне ХДП не исключает возможность союза даже с неофашистами из ИСД. Как заявил Лауро, для этого необходимо соблюсти одно условие: «отсутствие в общем списке символов партий». Этой несвоевременной и бестактной выходкой Лауро нанес вред и себе, и Джедде. Де Гаспери, которому приходилось урегулировать отношения с союзниками но коалиционному правительству, вынужден был вновь подтвердить, что на нравом фланге граница между монархистами и ИСД остается нерушимой 15. Зажатый в тиски между светскими партиями, с одной стороны, и испытывая давление клерикалов—с другой, глава правительства в согласии с Гонеллой нашел выход, блокировав с четырьмя центристскими списками пятый, усиленный независимыми монархистами и возглавлявшийся депутатом и лидером «Уомо куалюнкуэ» Гульельмо Джаншши, поддерживавшим тайные связи с правым крылом в Ватикане 16. Однако опросы общественного мнения, предпринятые по этому поводу, дали неблагоприятную оценку. ХДП не оставалось ничего другого, как отказаться от предполагаемого блока, во всяком случае в городской коммуне Рима, и вернуться к четырехпартийной коалиции. Ватикан со своей стороны в этой связи провел осторожный зондаж в центральном руководстве ХДП о возможности победы блока, включающего лишь центристские партии. Тридцать лет спустя свидетель этих событий Джулио Андреотти признает: «Очевидно, кто-то из наших по робости или из- за пессимизма ие заверил сразу (а это можно было сделать даже с цифрами в руках) в победе центристского блока». На запрос Святого престола руководители ХДП ответили, что, напротив, такой уверенности нет, и, более того, сами задали этот же вопрос «лично папе как епископу Рима» 17. Это был ловкий ход. Он открыл возможность полно- [119] стью переложить на Святой престол ответственность за дальнейшее развитие событий, одновременно оберегая само правительство от контратак. Ведь, в сущности, решение, к которому, по всей видимости, стремились и Пий XII и Джедда, — выработка «деполитизированного» гражданского списка, объединяющего представителей демохристиан, монархистов, ИСД и (кто знает?) центристских партий — не слишком отличалось от того, чего до тех пор добивалась ХДП 18. В середине апреля ХДП вновь предложила свою предвыборную формулу (объединение списка четырех партий центра и пятого списка правых без обозначения партийных символов), но без особой настойчивости и при возникновении затруднений сразу отказалась от нее. 18 апреля 1952 года, отмечая годовщину победы на выборах 1948 года, До Гаспери делает демонстративный шаг, выйдя из предвыборной борьбы. Но прежде вместе с Гонеллой он поручил задачу составления списка Луиджи Стурцо — человеку правых взглядов, но признанному антифашисту, священнослужителю, но не безропотному слуге Ватикана, прирожденному политику, но с партиями не связанному. Этот список должен был выдержать конкуренцию со списком Блока народа 19. И Святой престол и Джедда не замедлили дать согласие. Официальное поручение от лица папы Стурцо было передало Антонио Саморе, прелатом из первого отдела статс-секретариата, близким к Тардини, и монсеньором Эрнесто Пизони, директором газеты миланской курии «Италиа» и добрым другом Андреотти. Стурцо припял это предложение лишь из необходимости повиноваться, о чем он в резком тоне уведомил двух missi dominici *, явившихся благословить его 20. Для Стурцо было достаточно нескольких часов, чтобы выяснить невозможность привлечения социал-демократов, республиканцев и либералов. Об этом он сообщил Гонелле и Джедде уже на следующий день. Президент КД с явным удовлетворением воспринял бесповоротный отказ светских партий и взамен предложил на выбор — либо расширенный список ХДП с участием правых, либо, в случае «неготовности» демохристиан к подобной перспективе, выдвижение второго независимого от ХДП католического списка, «пользующегося официальной поддержкой «Оссерваторе романо» и «гражданских комитетов»» 21. ________ * Missi dominici (дет.)—церковные посланцы. [120] Тем временем явившийся в Кастель-Гандольфо иезуит Риккардо Ломбарди имел длительное и бурное объяснение с матерью Де Гасиери в покоях, которые занимал управляющий папской виллой Эмилио Бономелли. «Учтите, — говорил он ей, — что, если выборы пройдут плохо, мы добьемся его отставки... Водворению коммунистов в Капитолии папа предпочел бы Сталина и его казаков на площади Св. Петра». В воскресенье 20 апреля в качестве гостя Бономелли Де Гаспери также прибыл в Кастель-Гандольфо. Андреотти сообщает ему о последних событиях в соответствии с полученной от Гонеллы информацией. К обеду к ним присоединяется Монтиви и подтверждает, что «решение одобрить так называемый гражданский список, выдвигаемый КД, отныне бесповоротно». Бономелли отметит в своем дневнике: «Я спросил у монсеньора Монтини, представляет ли себе папа возможные последствия подобного вмешательства, равнозначного отречению от ХДП и означающего падение правительства. «Именно этого и хотят, — ответил он. — Уже давно там только и твердят, что партия ведет нас к гибели, и еще думают, что Джедда и КД — единственная действенная сила, способная заменить партию и противостоять коммунизму» 22. Де Гаспери был не на шутку встревожен. Он доверительно сообщил Андреотти, что «готов сам войти в список, рискуя политической карьерой», только бы не уступить маневру Джедды 23. Ему ничего не оставалось, как обратиться непосредственно к папе, минуя статс-секретариат 24. Устроить это должен был Андреотти. К вечеру того же дня на стол Пия XII легла записка, озаглавленная «О выборах в Риме». Записка попала к Пию XII в самый подходящий момент, когда папа был готов вновь обдумать все, а не только политические, последствия осуществляемой операции. Спустя час после поступления записки Тардини вызвал Андреотти и заверил, что в Ватикане «никто и не думает о возможности сдвига вправо или создании других партий». Он дал понять, что при всех обстоятельствах папа не согласится с идеей выдвижения двух конкурирующих списков: одного от ХДП, другого — под эгидой «Католического действия». Этого было достаточно, чтобы прекратить шантаж, который Джедда целиком строил на угрозе выдвижения второго католического списка. [121] Однако вечером того же дня в ходе «встречи в верхах» в Кастель-Гандольфо, где вновь собрались Де Гаспери, Андреотти и Гонелла, не удалось достичь согласия о дальнейшей линии поведения. Андреотти считал необходимым, чтобы Стурцо вновь выступил с идеей единого гражданского списка — от ИСДП до монархистов, включая представителей, которых поддержало бы ИСД. ХДП при этом должна была поддержать эту идею «открыто из уважения к пожеланию папы, высказанному в связи с положением в коммуне Рима». Де Гаспери не исключал возможности нового принципиального решения как по списку ХДП, так и по списку Джедды, считая выдвижение второго католического списка «не самым большим злом». Эта позиция Де Гаспери, о которой точнейшим образом был информирован Святой престол, воспринималась как captatio benevolentiae * перед папой. В действительности она скрывала стремление главы правительства принудить верховного главу церкви сделать выбор — или блокировать Джедду, или безоговорочно принять его сторону, сняв с ХДП всякую ответственность за дальнейшее. Джедда, узнав о возникших у папы сомнениях, начинает действовать оперативнее. В понедельник 21 апреля по его указанию из списка ХДП исключаются пятнадцать кандидатов, включенных от «Католического действия». И вновь нависает угрета выдвижения второго списка. Из Ватикана, куда но просьбе Де Гаспери Бономелли отправил на разведку папского врача графа Джованни Галеацци-Лизи, ХДП получает еще одно подтверждение, что пана не расположен поддерживать маневр Джедды. Тогда, пользуясь этим папским заверением как щитом, Де Гаспери в свою очередь высказался за «чистую» идею Стурцо. Вечером ХДП официально уведомила статс-секретариат о своем намерении положиться на успех переговоров, которые вел Стурцо 25. К этому времени Стурцо уже утратил уверенность в добропорядочности порученного дела. Он направил Джедде еще одно предложение по спискам, но сопроводил его такими условиями, что было нетрудно распознать намерение сделать предложение неприемлемым. Стурцо потребовал от Джедды как главы «гражданских комитетов», чтобы монархисты и ИСД письменно подтвердили безого- _______ * Captatio benevolentiao (лат.) — заискивание. [122] ворочность его полномочий на стадии составления списка. При этом был установлен крайний срок — полдень 23 апреля. Он заявил, что 23 апреля к 13.00 вместе с Гонеллой и статс-секретариатом намерен подготовить заключительное коммюнике об исходе переговоров. К вечеру 22 апреля все было решено: социал-демократы, республиканцы и либералы отвергли какое бы то ни было соглашение. В то же время среди видных представителей «Католического действия» участились выступления с выражением личной солидарности с Де Гаспери 26. Утром 23 апреля, за несколько часов до истечения срока ультиматума, Стурцо известил Святой престол о намерении заявить о провале своей миссии, поскольку от запрошенных партий не получил письменного согласия на выдвинутые условия. Однако 23 апреля в 12.30 события обретают новый поворот. Шельба врывается в кабинет Де Гаспери: «Мне позвонил дон Стурцо и сказал, что опять все под вопросом: Джедда был у него и заявил, что правые партии отдают себя в его распоряжение и оставляют за ним полную свободу в выборе кандидатов на включение в список» 27. Де Гаспери, готовый ко всему, включая перелицовку старых идей на случай чрезвычайных обстоятельств, срочно направляет к Стурцо Шельбу и Бономелли. Гонелла, еще менее смирившийся с крушением идеи расширенного списка, тоже заявился к священнослужителю, чтобы сказать, что Тардини настаивает на продолжении переговоров. Однако более убедительными оказались доводы Бономелли, в последний раз сославшегося на сомнения, которыми со своим другом Галеацци-Лизи поделился папа Пий XII. В 13.30 Стурцо официально передал итальянскому радио сообщение о своем окончательном отказе от порученной миссии. Это заявление вышло в эфир в бюллетене новостей в 14.00, застав врасплох самого лапу, услышавшего его случайно. Пий XII немедля позвонил Тардини. Вот что о дальнейших событиях этого дня напишет в своем дневнике Бономелли: «17.00 в доме Монтини. Становится известно, что Ватикан весьма раздражен тем, как неожиданно резко были прерваны переговоры... Монсеньор Монтини советует принять меры, чтобы убедительно разъяснить причины столь крутой концовки». Вечером Де Гаспери через Бономелли и Галеацци-Лизи передал Пию XII записку на четырех страницах, написанную от [123] руки. Как глава находившегося у власти правительства он объясняет, что если бы Стурцо не отступился, республиканцы были готовы в течение дня выйти из правительства. Он подчеркивает, сколь нежелательный международный резонанс вызвал бы кризис, закончив послание заклинанием не допустить новой инициативы «Католического действия» в предвыборной кампании 28. Как вспоминал много лет спустя Андреотти, поздно вечером у него раздался звонок — «из авторитетных кругов спрашивали: «Можете ли вы утверждать перед богом, что ХДП, по- вашему, сделала все возможное, чтобы удовлетворить стремление папы к сохранению единства?» Я ответил утвердительно» 29. Поражение Джедды и поддерживавшей его ватиканской партии стало очевидным уже в тот же день после полудня. Хотя переданная но радио информация его тоже застала врасплох, он без промедления связался с секретариатами монархистской и неофашистской партий и договорился при их поддержке составить второй католический список 30. Но когда Джедда бросился собирать руководство «Католического действия» и «гражданских комитетов», с тем чтобы они выступили в поддержку этой инициативы, то узнал, что ведущие деятели КД уже собраны без его ведома президентом ДЖИАК Карло Карретто, до этого совершенно ему преданным, с целью засвидетельствовать свою солидарность секретариату ХДП 31. Этот «бунт» стал для Джедды непоправимым ударом. Он поспешил в Ватикан и там узнал, что составленный им проект второго списка застрял на столе у Пия XII, па которого сообщение о расколе в рядах «Католического действия» произвело столь сильное впечатление, что «растерянность» уступила место уверенности. Джедде пришлось сдаться. На следующий день спозаранку Галеацци-Лизи позвонил Бономелли и подтвердил, что еще накануне вечером «уже не было оснований опасаться выдвижения второго списка. А святой отец, если не касаться впечатления, произведенного на него тем, как были прерваны переговоры, считает, что не остается ничего другого, как сконцентрировать усилия католиков в поддержку списка Христианско-демократической партии» 32. Этого-то и добивался Де Гаспери с самого начала скандальной интриги — он стремился на административных выборах выступать не на платформе «чистого центризма» [124] (как в виде исключения произошло в Риме, а на юге имело место широкое выдвижение «гражданскими комитетами» правоцентристских списков), а еще раз впрячь в колесницу собственной политики мощные силы организованного католицизма, расстраивая вызов со стороны церковной иерархии в самом его зародыше — в Ватикане. Интрига, известная в истории под неправильным названием «операция Стурцо», таким образом, завершилась практически ничем. Однако она не прошла бесследно. Де Гаспери избежал поражения, но центристская модель была обречена. Это хорошо понимала антидегаснеровская группировка церковников, и они, хотя и признавали, что штурм неприятельских позиций закончился провалом, добычи из рук не выпускали. Один из представителей правого крыла в Ватикане, иезуит Антонио Мессинео, через несколько дней после завершения «операции Стурцо» писал: «Достойная осуждения дискриминация, неблагоразумные действия и очевидные политические ошибки помешали достижению широкого и глубокого примирения среди тех, кому дороги судьбы родины, над которой нависла красная угроза... Прекращение переговоров между демохристяанами и монархистами, которое иные приветствуют как крупную победу демократии, другими воспринимается как отсрочка решения, которое придется принять» 33. Исход выборов лишь ускорил поиски «решения». В Риме поражение ХДП удалось предотвратить: центристский блок собрал на 70 тысяч голосов больше, чем объединенные левые, и на 180 тысяч больше, чем правые. Но в целом по центрально-южным областям количество поданных за ХДП голосов сократилось до 30,3 процента, то есть оказалось на одном уровне с голосами, поданными за коммунистов и социалистов. Правые увеличили свое представительство, собрав 21 процент голосов, и захватили муниципалитеты таких крупных центров, как Неаполь, Бари, Фоджа. В результате ХДП пришлось форсировать некоторые меры, направленные на то, чтобы возместить ущерб. 20 июня 1952 года принимается закон Шельбы, запрещавший восстановление фашистской партии. Это способствовало тому, что внутри ИСД (судя по результатам III съезда этой партии, состоявшегося песколько дней спустя) окрепло проатлантическое клерикальное крыло, более пригодное для заключения парламентских альянсов. В этом фактически и состояла одна из главных целей принятия [125] закона. О другой цели, носившей более определенный стратегический характер, сам Де Гаспери в письме к министру внутренних дел Шельбс писал следующее: «Ватикан настаивает на продолжении тактического маневра, начатого во время административных выборов. Там возмущены законом об ИСД... Если нам не удастся принять директиву, более конкретно формулирующую меры по борьбе с коммунизмом, всякая акция против фашизма будет расцениваться как ошибка и опасность» 34. Эта идея настолько овладела главой итальянского правительства, что на протяжении последующих месяцев он настойчиво добивается введения в итальянском законодательстве элементов «защищенной демократии», каждый из которых отмечен антирабочей, антипрофсоюзной и анти-коммунистической направленностью. С приближением 1953 года надвигался конец полномочий парламента, и внимание ХДП в первую очередь привлекает избирательная механика, использование которой открывает более широкие возможности превращения неизбежного столкновения с левыми в гарантированную победу. Де Гаспери открыто выступил за реформу избирательной системы. Сначала он говорил об этом на национальном совете ХДП, состоявшемся в конце июня в Анцио, затем — в интервью газете «Мессаджеро» (9 июля 1952 г.). Уступка авторитарным тенденциям была очевидной, и Де Гаспери неоднократно приходилось искать оправдания этому курсу, всякий раз прибегая к новой аргументации. Представителям светских партий и демократической общественности он внушал мысль о хрупкости либеральных убеждений итальянских католиков, «столь легко поддающихся диктатуре и консервативным идеям». Он утверждал, что история католиков «не позволяет нам требовать доверия к свободе — здесь среди католиков произошел раскол» 35. Во внутрипартийной дискуссии, обращаясь к оппозиционерам, он напоминал о таком сдерживающем факторе, как возможность создания новой католической партии джеддианского толка, которая благодаря несомненной поддержке правых партий, включая ИСД, может стать очень сильной. «Я боюсь худшего, а именно что работа но созданию новой партии уже идет. К сожалению, признаки этого очевидны и бесспорны» 36. Однако в весьма значительной степени это были надуманные доводы. Де Гаспери отдавал себе отчет в том, что [126] правительственный блок, не маскирующий сближения с неофашистами из ИСД, незамедлительно натолкнется на вето Вашингтона н, следовательно, его не сможет поддержать Святой престол 37. И еще лучше ему было известно, что угроза создания второй католической партии была лишена какого-либо действительного содержания, поскольку даже у таких ее влиятельных поборников, как Тардини, дело не пошло дальше простых намерений. Эта угроза стала еще менее реальной после провала штурма Капитолия сторонниками Джедды. В действительности вторая католическая партия — это бумажный тигр, которым хотели замаскировать гораздо более серьезный маневр, а именно завоевание руководства ХДП в противовес Де Гаспери. «Чивильта каттолика», который по очевидным причинам в отличие от главы правительства не мог прикидываться, будто действительно верил в такую партию, и тем более угрожать этим, весьма прозрачно намекал на подлинную цель. Так, иезуит отец Мессинсо, выражая «недовольство многих», обвинял ХДП «в слабости и мягкости по отношению к действующим в стране подрывным силам, в демагогичности проводимых социальных реформ и в безразличии к упадку общественной морали». Он поэтому призывал не «переоценивать» шансы партии на предстоящих выборах, ибо поддержкой, которую по-прежнему оказывают ей католические массы, движет не «инерция, приобретенная 18 апреля 1948 года» (это было теперь далеко!), а «дисциплина, достойная похвалы у тех, кто ей подчиняется добровольно, и являющаяся сама по себе взрывоопасной, если перегибать палку». В заключение статьи, говоря о правительствах, оказывавших наиболее эффективное противодействие коммунистическому «засилью», Мессннео предлагал осуществить сближение ХДП с «молодежью», с новым поколением активных деятелей, выдвигающихся на смену бывшим «пополяри», прошедших через школу «Католического действия» или закончивших университет Сердца господня и поэтому способных предложить гарантии, требуемые церковью 38. «Чивильта каттолика» не сказал больше. Но и этого вполне достаточно, чтобы подтвердить падение авторитета Де Гаспери в церковных кругах. Его руководящую роль оспаривали со всех сторон, и против него объединялись как ватиканские круги, симпатизировавшие Джедде, так и монтиннанское течение, под- [127] держивавшее связи с Фанфани и «Демократической инииативой». Церковным кругам все же недоставало последовательности действий, единонаправленности, а антиджеддианское движение, особенно развернувшееся на последней стадии «операции Стурцо», сохраняло известную активность. В начале июля Монтипи и Тардини созвали чрезвычайное совещание руководящих деятелен «Католического действия». Де Гаспери в записке журналисту Марио Миссиролл писал о нем но иначе, как о «пленуме центрального комитета», призванном решить вопрос о создании новой партии» 39. На деле ход этого совещания свидетельствовал о том, что для такого предположения не было никаких оснований. Материалы четырехдневного совещания президентов епархиальных организаций КД, состоявшегося в скором времени, показывают, что в движении в целом нарастало недовольство руководством Джедды. Наиболее откровенно выступали президент ДЖИАК Карло Карретто и Артуро Паоли, центральный советник Рабочего общества — полутайной религиозной ассоциации, объединявшей многих руководителей КД и основанной и направлявшейся самим Джеддой. Паоли без обиняков говорил о «проповеднической лживости», «прагматизме», «донкихотстве» Джедды, а «Католическому действию» ставил в вину то, что оно «впустую вооружило души». «Вспомните,—обращался он к присутствующим, — что делал Муссолини? Он только и твердил, что о войне, говорил о вооружениях, втолковывал молодым, чтобы они крепко стояли на ногах, чтобы были в готовности, не спали, держали штыки примкнутыми! В действительности... он рассчитывал, что война разразится, следовательно, в его словах не содержалось лжи. Тем самым становится ясно, что если, вооружая дух молодежи, ее разжигают кипучими, жгучими фразами, а потом не дают соответствующего поля действий, то создается кричащая несоразмерность между такой подготовкой и реальностью, между подобным вооружением духа и отсутствием битвы» 40. Однако выпад остался без последствий — смены Джедды в высшем руководстве КД не произошло. Более того, в сентябре 1952 года в период пересмотра руководящих постов слетел Карретто. Его место занял Марио Витторио Госси, бывший президентом ДЖИАК в Ровиго, молодой [128] врач, далекий от всякого рода интриг. План Джедды состоял в том, чтобы предельно использовать его усердие для наиболее тщательной чистки в рядах сторонников Карретто, а после этого добиться у папы согласия на изменение устава КД, предусмотрев ликвидацию постов президентов н передачу всей власти в руки единственного генерального президента. Плану Джедды не суждено было осуществиться, однако его повторное назначение в руководство «Католического действия» и смещение Карретто свидетельствуют о том, что соотношение сил различных течений в Ватикане складывалось в пользу Джедды. Вполне возможно, что и сам Де Гаспери обратил внимание Святого престола на несвоевременность слишком явного умаления роли главы «гражданских комитетов» в канун парламентских выборов 1953 года. В самом деле, Пием XII и его сотрудниками в первую очередь руководила необходимость избежать того, чтобы раскол «Католического действия» отрицательно сказался в политической жизни, в том числе воздействовал на исход выборов, нанеся ущерб ХДП. И здесь Святой престол не мог не согласиться с Де Гаспери. И Джедда вновь оказался на политической авансцене, и вновь задачей момента стало совмещение жизненных интересов Христианско-демократической партии и организационной мощи «Католического действия». 12 октября 1952 года Джедда выступает перед 150 тысячами членов «Католического действия», собравшихся в Рим на празднование 30-летия движения. Он торжественно заявляет: «В политике абсолютные цифры — это сила. Поэтому католикам должно быть ясно, что сегодня веру можно защитить, только будучи организованными». Пий XII благословил перемирие, обратившись к джеддаанскому крылу КД с торжественным призывом к примирению с другими группировками в организации, а главное, «с остальными католическими силами, которые сражаются в одной и той же бескровной битве и стремятся к победе в одной и той же борьбе» 41. ХДП и итальянский организованный католицизм во главе с церковной иерархией вступали в предвыборную кампанию с четким пониманием того, что им предстоит борьба не на жизнь, а на смерть. Большинство склонялось к открытой схватке. В конце ноября на IV национальном съезде ХДП единодушную поддержку получила дегасперовская доктрина «защищенной демократии». Полное [129] одобрение встретил й проект избирательной реформы, разработанный ХДП и партиями центра с учетом опыта административных выборов. Согласно проекту, партия или блок партий, который па выборах соберет 50 процентов голосов плюс один голос, должны получить в парламенте */» мест. Много сторонников было и у требования о пересмотре конституции 42. Действиям Стурцо, в одиночку боровшегося против реформы избирательного закона, названного им «аморальным приемом», Де Гаспери дал жесткий отпор: «Ты действуешь заодно с оппозицией» 43. И не случайно назначение Стурцо пожизненным сенатором (17 сентября 1952 года) до последнего момента наталкивалось на упорное сопротивление главы правительства, внезапно ставшего заядлейшим защитником запрета священнослужителям заниматься политической деятельностью в соответствии с Латеранским конкордатом. Обсуждение «мошеннического закона», как назвали левые законопроект о мажоритарной избирательной системе, продолжалось несколько месяцев во все более накалявшейся обстановке 44. Вынужденное единство действий, к которому острота положения обязывала все направления организованного католицизма, не притупляло скрытого соперничества. Внутри ХДП закат бывших «пополяри» сопровождался укреплением позиций «Демократической инициативы» и расширением связей последней с руководством государственных предприятий, столпами которых явились ИГИ и ЭНИ, где заправлял Энрико Маттеи *. По тактическим соображениям группировка «Демократической инициативы» блокировалась с До Гаспери, видя в нем гаранта независимости партии от вмешательства церковников, а также претензий правых экономических сил, но и она держалась настороже, опасаясь лишиться свободы действия на будущее. В рядах «Католического действия» споры, вспыхнувшие в 1952 году, затихли, но они отнюдь не были разрешены. Об этом свидетельствовали как призывы к единству, которые по каждому случаю ______ * ИРИ (Институт промышленной реконструкции), созданный в 1933 году, и ЭНИ (Национальное предприятие жидкого топлива), основанное в 1953 году,— два крупнейших концерна государственного капитализма в Италии. Создатель ЭНИ Энрико Маттеи, христианский демократ, активно боровшийся против засилья американских компаний в Италии, трагически погиб. [130] произносил Пий XII, так и постепенное обращение против Джедды нового президента ДЖИАК Марио Росси 45. Наконец, в самой ватиканской верхушке ощущалось смятение. Состоявшаяся 13 января 1953 года консистория ознаменовалась провалом первой попытки удалить Монтини из статс-секретариата в обмен на кардинальскую шапочку и пост патриарха в Венеции, хотя и осуществилось выдвижение в ряды «пурпуроносцев» асессора Священной канцелярии Альфредо Оттавиани 46. Этот последний, выступая 2 марта с речью в Латеранской академии, выдвинул тезис о конфессиональном государстве (впервые после краха фашизма к этому призывал высокопоставленный представитель Святого престола). Он говорил, что считает долгом правителей страны, где подавляющее большинство населения составляют католики, согласовать ее законодательство с христианскими принципами вплоть до распространения религии на социальную сферу. Этот тезис был заложен в конкордат между Святым престолом и франкистской Испанией, заключенный как раз в 1953 году. На фоне подобных выступлений гораздо умереннее выглядели предвыборные наставления, которые итальянские епископы адресовали верующим в канун голосования. Более трезвым и взвешенным было и обращение ХДП к избирателям от 1 июня 1953 года, в котором упоминалось, что около тысячи коммунистов за последние месяцы пожелали вступить в ряды демохристиан. «Итальянцы, — говорилось в обращении, — будьте с нами в этой конкретной работе по завоеванию душ на сторону истинной веры» 47. Однако выборы 7 июня 1953 года привели к полному распаду фиктивной сплоченности, временно обретенной католическим фронтом в ходе отчаянной борьбы. ХДП собрала свыше 40 процентов голосов, но центристскому союзу не удалось завоевать абсолютного большинства, хотя цель и была близка. Применить избирательный закон, дававший преимущества блоку большинства, не удалось. Вся стратегия Де Гаспери в результате выборов потерпела полное поражение. Глава правительства заявил, что воссоздаст четырехпартийную коалицию, хотя и понимал, что из этого ничего не выйдет. Он лелеял тайную надежду, что после неизбежного провала попытки создать такое правительство ему удастся убедить Эйнауди вновь распустить парламент и назначить новые выборы, тем самым поста- [131] вив страну перед ультиматумом. Однако он получил отказ 48. И по мере того, как правительственный кризис заходил в тупик, в ХДП и церковном лагере разгорались раздоры. Первым нанес удар «Чивильта каттолика», в то время- практически служивший рупором тех ватиканских кругов, которые возглавляли Оттавиани, Тардини, Пиццардо и исполнителем воли которых был Джедда. Политический обозреватель журнала Антонио Мессинео с удовлетворением провозгласил конец центризма, охарактеризовав его как «союз католической партии с тремя мелкими партиями, неудержимо хвастливыми светскими и антиклерикальными по доктрине и направлениям деятельности». По утверждениям автора, выборы 7 июня ознаменовали историческое поражение этой формулы, и было бы «опасно» пытаться вернуть ее к жизни даже с помощью новых выборов. Решение, писал он, следует искать в другом месте — оно заключается в союзе между католиками и «всеми честными гражданами», готовыми сплотить ряды в защиту духовных ценностей и «заставить отступить всякое проявление обиды» 49. Это был прозрачный намек в адрес монархистов и всех правых в целом, «обиженных» предшествовавшим выборам поведением Де Гаспери, в частности принятием закона о мажоритарной системе, оказавшегося для них невыгодным. Этот намек сопровождался весьма недвусмысленным нажимом на самого Де Гаспери со стороны видных сторонников Джедды из «Католического действия» и правых деятелей из Конфиндустрии 50. В своей статье Мессинео отметил еще один аспект проблемы, который ранее не тревожил церковные круги и который теперь, напротив, пугал их все сильнее, а именно, что закат центризма может открыть дорогу к альянсу между ХДП и социалистами. И иезуит авторитетно предостерегал: «С социалистами Пенни, связанными крепкими узами с коммунистами, партия, называющая себя христианской, не может идти на контакт для сформирования правительства, не рискуя слишком многим и не поставив под сомнение непреходящие принципы собственной программы. В этой крайней ситуации, противоречащей данному ей избирателями мандату, она, впустив в демократическую цитадель троянского коня Ненни, открыла бы двери коммунизму. И истинные католики едва ли после- [132] довали бы за ней в этом направлении, которое неизбежно привело бы высшие религиозные интересы к полному краху». В действительности идея, которую заклеймил Мессинео, тогда еще не имела среди членов ХДП ни одного явного сторонника. Еще меньше она котировалась в правительственной сфере. Затяжной правительственный кризис разрешился тем, что Эйнауди в обход ХДП лично поручил формирование правительства Джузеппе Пелле, который и сформировал при поддержке либералов, республиканцев и монархистов однопартийный кабинет. (Де Гаспери, вернувшийся тем временем на пост политического секретаря партии, холодно определил его как «дружественное правительство».) Однако речь шла не только об абстрактной гипотезе. Появившаяся в конце лета в ежемесячнике Католического университета Сердца господня за подписью миланского богослова Карло Коломбо статья открыто полемизировала с «Чивильта каттолика». И ней говорилось: «Смещение ХДП вправо неизбежно приведет к усилению влияния и численному росту сторонников коммунизма; в более отдаленном плане это может означать либо приход к власти избранного демократическим путем левого большинства, либо установление полицейского режима, способного ему противостоять и его сдерживать. Ни та, ни другая перспектива в политическом и религиозном плане энтузиазма не вызывает. Поэтому попытка оторвать от коммунизма столь многочисленную и однородную группу, как Итальянская социалистическая партия, отнюдь не представляется «ребячеством». Заключение статьи К. Коломбо строил на диаметрально противоположном тезисе: «Можно и должно полностью соглашаться с отцом Мессинео, что партия, желающая быть христианской, не может поддерживать отношения с «социалистами Пенни постольку и до тех пор, пока они крепкими узами связаны с коммунистами...». Но если этот принцип понимать как окончательное исключение всякой возможности сотрудничества между социалистической партией, придерживающейся марксизма, и католической партией в силу их глубинного идеологического противостояния, вывод не выглядит столь прямолинейным, как в первом случае... Другими словами, нельзя согласиться с утверждением о том, что в любое время и при любых об- [133] стоятельствах невозможно и неуместно достижение соглашения между демократической христианской партией и социалистической марксистской партиен во имя осуществления общей политической программы в интересах общества при условии, что социалистическая партия остается верной демократическим принципам, то есть отказывается от установления диктатуры» 51. Статья застала ватиканские власти врасплох. Точка зрения автора, отстаивавшаяся с применением спокойных силлогизмов и в духе ортодоксальнейшого томизма, но тем не менее смелая, побудила Священную канцелярию и конгрегацию по делам семинарий и университетов начать дисциплинарное расследование, которое в дальнейшем закончилось инквизиторским визитом Пия XII в религиозные учебные заведения Милана. Судя по всему, Карло Коломбо опирался на солидарность в церковных кругах, это-то и произвело наибольшее впечатление. Его сочинительство получило одобрение основателя и ректора миланского Католического университета францисканца Агостино Джемелли, вызвало симпатии среди миланских иезуитов из Центра Сан-Феделе, нашло сторонников в редакции ежемесячника «Аджориаменти сочали» 52. Оно вызвало разноречивые суждения и в ватиканском статс-секретариате: один из двух ведущих работников второго отдела, Анджело Делл'Аква, поддержал смелого миланского богослова, в его же защиту выступил, хотя и с чрезвычайной осторожностью, сам Монтини. Ободренный Коломбо в ноябре вновь вернулся к этой теме, выступив с новой статьей, построенной как ответ на критические замечания некоего читателя. И вновь пункт за пунктом повторялись оспариваемые тезисы. Ошибка Мессинео, втолковывал Коломбо, состоит в том, что он невозможность фактическую преобразует в теоретическую, абсолютную невозможность, тогда как, напротив, «речь идет отнюдь не о том, чтобы принимать марксистскую идеологию или же социальную программу марксистской партии, а всего лишь о возможности политического сотрудничества в осуществлении социальной программы, по которому согласие двух партий может быть достигнуто» 53. Выступление богослова из Милана было лишь наиболее ярким проявлением широких и устойчивых настроений. Об этом свидетельствует, например, брожение в лом- [134] бардской организации АКЛИ, среди ее руководств. В этой организации был распространен документ «для служебного пользования», составленный в виде ответа не «запросы, поступающие в руководящие органы АКЛИ из высших церковных инстанций, призывающих к умеренности и осторожности». Из него совершенно очевидно, что миланские АКЛИ очень активно критикуют «все большую бесцветность официального курса» руководства центральной организации, которое они обвиняли в слепом следовании за консерватизмом Христианско-демократической партии. Неизвестный автор документа писал, что организацию АКЛИ в Милане «следует рассматривать как крайне левое течение в христианско-демократических рядах и ее критический настрой против правых намного превосходит враждебность к коммунизму» 54. Мнение о том, что автором документа является некий иезуит из редакции «Аджорнаменти сочали», вряд ли оправданно, однако стоит отметить, что подобные шатания разъедали и саму Христианско-демократическую партию. Один эпизод, наделавший много шуму в конце 1953 года, отчетливо продемонстрировал определенное переплетение интересов между тем типом социального католицизма, каким были АКЛИ, и поднимающимися новыми силами в ХДП и государственном капитализме. Во Флоренции компания «СНИА вискоза», закрыв фабрику «Пииьоне», уволила 750 рабочих. Мэр города бывший доссеттианец Джорджо Ла-Пира — пророк «ожиданий бедного люда» — потребовал вмешательства правительства. Его поддержали Фанфани, министр внутренних дел в правительстве Пеллы, и Маттеи, президент ЭНИ. Первый распорядился лишить президента СНИА заграничного паспорта, второй забрал себе «Пиньоне», полностью восстановив на работе уволенных. На яростные протесты со стороны президента Конфиндустрии Косты, с одной стороны, и, с другой — Стурцо, последовательного противника расширения государственного сектора в экономике, последовал ответ «Аджорнаменти сочали». Это были дни, когда пало однопартийное правительство Пеллы и Фанфани было поручено сформировать новый кабинет. Ватиканское крыло, нашедшее в лице Мессинео и «Чивильта каттолика» свой рупор, не сидело сложа руки. В молодежной организации «Католического действия» снова [135] бушевали бури. Даже на высшем уровне в КД, песмотря на чистку 1952 года, все явственнее давало себя знать брожение, аналогичное охватившему АКЛИ. На глаза Пию XII попался комментарий об итогах выборов 7 июня, подписанный президентом ДЖИАК Марио Росси. В нем, в частности, говорилось: «Молодое поколение не желает, чтобы тактические соображения убивали социальный прогресс... В евангелии не сказало, что надо поддерживать систему клиентелы, держаться за благоговение и дельт богатых. Справедливость и милосердие ценятся превыше всяких привилегий, и в Судный день для нашего спасения будет недостаточно часовни на вилле хозяина... Молодые католики хотят, чтобы политика основывалась на политических, а не религиозных соображениях: религия должна вдохновлять, а не подменять политику. Поэтому пусть миряне занимаются мирскими делами на собственный страх и риск, не используя церковь для поддержки какого-либо партийного тезиса» 55. Этой статьи было достаточно, чтобы и на Росси, как прежде на его предшественника Карретто, обрушился гнев ватиканских правых. Священная канцелярия учинила над ним самое настоящее судилище 56. Критиков Росси взволновало два момента: во-первых, политико-организационный, в связи с предложением изменить структуру ДЖИАК, с тем чтобы она подразделялась не ла основе возраста или иола, а в зависимости от характера миссионерской деятельности (завод, учебное заведение, деревня); во-вторых, идеологический, в связи с тем что христианское мировоззрение Росси и всего прогрессистского крыла итальянских католиков строилось на французской традиции. Эти элементы были во многом взаимосвязаны. Уже несколько лет во Франции шел эксперимент проповедничества в соответствующей социальной среде (речь идет о «Жёнесс увриер» *), где на практике применялись новые богословские концепции, против которых предостерегала энциклика «Humani generis» **. Кроме того, вскоре после войны во _____ * «Жёнесс увриер кретьени» («Христианская рабочая молодежь») — католическая организация, основана в 1925 году в Брюсселе. в 1927 году создана также во Франции. ** «Humani generis» («Род человеческий») — энциклика, в которой Пий XII отстаивал традиционные религиозные мировоззренческие концепции; опубликована в 1950 году. [136] Франции началась деятельность «рабочих-священников» *, которые в порядке социального эксперимента осуществляли связь между «божьим словом» и повседневной практикой, предвосхищая новые формы церковной деятельности. И не случайно именно в конце 1953 года, по всей видимости не без воздействия событий в Италии, Святой престол обрушил на этот опыт яростнейшие нападки 57. Радиопослание Пия XII но случаю рождества прозвучало как одобрение наступления на прогрессистов, которое вели ватиканские правые. Папа подверг осуждению «политического деятеля, превращающегося чуть ли не в харизматического глашатая новой социальной теории, содействуя усилению дезориентации и без того нестойких умов». В некоторых кругах эти слова восприняли как иронию в адрес Лa-Пиры, и, чтобы намек вовсе не вызывал разнотолков, «Оссерваторе романо» спустя два дня опубликовала опровержение слухов о том, что лака якобы имел в виду мэра Флоренции 58. При всем этом Ла-Пира мог демонстрировать перед друзьями полученное от Монтини письмо с одобрением его деятельности в защиту уволенных с «Пиньоис». Итак, в условиях обострения внутренних противоречий в церковной иерархии, в обстановке нарастания неуверенности и подозрительности Фанфани впервые вступал на пост главы правительства Италии. Фанфани, как лидер «Демократической инициативы», исходит из концепции, согласно которой центризм политически мертв, и предпринимает зондаж во всех направлениях: социалистов он просит воздержаться при голосовании вотума доверия в обмен на обязательство осуществлять большую независимость во внешней политике, а ИСД обещает обеспечить финансирование ежедневной газеты; монархистам предлагает соответствующий пакет компенсаций на низших правительственных постах, а либералов заверяет, что возьмет под контроль устремления ЭНИ. ________ * «Рабочие-священники» — движение, организованное французским епископатом для проникновения в рабочую среду и распространения католической пропаганды среди трудящихся. Однако эта затея обернулась противоположной стороной: многие «рабочие-священники» вступали в профсоюзы, участвовали в забастовочной борьбе. В 1953 году Пий XII запретил этот эксперимент, но позднее Ватикан вновь разрешил его, однако со многими оговорками и под строгом контролем церковной иерархии. [137] Пост министра иностранных дел Фанфани поручил Аттилио Пиччони, но именно тогда его министром полиции было раздуто дело Монтези, которое обернулось непосредственно против бывшего лидера и «пополяри» (Де Гаспери. — Прим. перев.). И тогда последовал крах. Даже те, кто сам скрытно поддерживал (в том числе в Ватикане) соглашение между ХДП и монархистами — а именно к этой идее больше всего склонялся Фанфани, — теперь наиболее решительно саботировали его деятельность, рассчитывая вновь пустить в ход более надежного Пеллу *. Однако 10 февраля новое правительство возглавил Марио Шельба. Это был четырехнартийный кабинет. Инстинкт самосохранения возобладал над импульсами в противоположном направлении — к перемене курса. В неоцентризме Шельбы было одно «но»; оно сводило на нет все предыдущие модели Де Гаспери и, более того, было чуждо им, поскольку именно этот кабинет был связан с отменой закона о мажоритарной избирательной системе и с отказом от агрессивного варианта «защищенной демократии». Шаткость этого кабинета, проводившего к тому же откровенную репрессивную антирабочую политику, вынудила церковные круги вновь перебрать все гипотезы, в том числе самые авантюристические. В новое правительство не вошли ни Андреотти, ни Гонелла, ни Пслла, ни Тоньи. Открытые сторонники «расторжимости» центристского «брака» 59, они с первой же минуты ратовали за сдвиг вправо. В самом Ватикане за такое решение выступали Тардини и Оттавиани, его же упорно добивался Джедда. Но делалась оговорка, хотя и не новая. Возглавлявших это крыло церковников отличало полное неверие в догмат прочного политического единства католиков вокруг Христианско-демократической партии; более того, они благосклонно относились к идее создания еще одной католической партии, способной влиять на политику ХДП и стать связующим звеном между ней и правыми силами. И вот в начале 1954 года к этой идее возвращаются вновь... 11 февраля 1954 года в связи с 25-летием Латеранских соглашений начал выходить новый католический журнал «Ривиста романа», издатели которого не делали тайны из ________ * Правительство Фанфани не получило вотум доверия в парламенте. [138] своих устремлений. В первом номере в статье об истории Италии, охватывающей период фашизма и 50-е годы, в том числе затрагивавшей тезис о преемственности, в виде ил-люстраций были помещены фотографии Джедды, Пеллы, Тоньи и Андреотти наряду с портретами фашистов Грациани, Итало Бальбо и Стараче *. В следующем номере в претенциозном эссе о «Кризисе национального единства с 1943 по 1954 год» безапелляционно осуждались все партии, «рожденные братоубийственной войной», а к церкви обращались с призывом взять на себя задачу создания нового антимасонского и антикоммунистического фронта 60. В течение нескольких недель в политических кругах циркулировали слухи о назревающем создании новой группировки «Движение национального союза» со всеми признаками новой католической партии, мысль о которой не оставляла правых в Ватикане. По слухам, Джузеппе Пелла якобы тайно дал согласие войти в нее. Де Гаспери счел долгом ответить и на митинге в Милане в резких выражениях предостерег тех, «кто осмелился бы предпринять безумную попытку раскола» 61. Де Гаспери сам не исключал возможности блокирования с монархистами и даже считал его единственным выходом из кризиса центризма, веру в который утратил совершенно, но он не допускал, как и в предыдущих столкновениях с враждебными ему ватиканскими кругами, чтобы посягали на политическое лидерство ХДП в итальянском католическом мире 62. Между тем правое течение в Ватикане с полного одобрения Пия XII оспаривало именно это лидерство ХДП в его дегасперовском варианте. К концу марта 1954 года полемика достигла апогея. Открывая 20 марта заседание национального совета партии, Де Гаспери дал резкий отпор тезису о придании ХДП характера «конфессиональной партии — эманации церковной власти». Он также не мог согласиться с тем, что «гражданские комитеты», «хотя они и достойны похвалы за свою эффективную деятельность по мобилизации населения», могут «претендовать на функцию политического представительства и правительственной ответственности». _____ * Бальбо, Итало — один из фашистских генералов; Стараче, Акилле — один из деятелей режима Муссолини, был секретарем фашистской партии. [139] Ответ не заставил себя ждать. Инспирированпай и выправленная самим Пнем XII статья в «Чивильта каттолика» впервые обрушивается на Де Гаспери в области вероучения — под сомнение поставлена его правоверность 63. Пунктуально, тезис за тезисом опровергаются отстаиваемые политическим секретарем Христианско-демократической партии взгляды. («Истинно католическим приверженцам ХДП великолепно известно, где искать надежный источник, из которого они могут черпать свои моральные и социальные убеждения», — с иезуитским коварством добавляет журнал, мимоходом намекая, что в ХДП есть верующие и отступники.) Автор статьи Антонио Мессинео писал: «Если Христианско-демократическая партия не является конфессиональной партией, как утверждает Де Гаспери, она тем не менее преимущественно партия католиков и по этой причине именуется христианской. Будучи католиками, они, следовательно, имеют собственные идеалы, которые по мере возможности воплощают в своей политической деятельности. Это идеалы гражданские, но в то же время христианские... Католический политический деятель в сфере моральных п социальных принципов подчиняется высшему авторитету церкви и следует истинному учению, проповедуемому верховным органом, поставленным во главе ее самим св. Петром» 64. Предпринятое «Чивильта каттолика» наступление было направлено непосредственно против Де Гаспери, но оно неизбежно задевало и все правительство. Однако в церковных кругах были слышны и другие голоса, в частности миланские иезуиты из «Аджорнаменти сочали», последовательные сторонники чотырехпартийпого правительства Шельбы, без колебаний иронизировали над тезисами своих римских собратьев, вскрывая их несостоятельность: «Иные католики по вероисповедным причинам считают, что нынешнее правительство трудно поддерживать, поскольку-де оно основывается на «из ряда вон выходящем» сотрудничестве между политическими деятелями, принадлежащими к официально признанной католической партии и элементами, состоящими в партиях материалистического, или светского, толка и потому «не-католических»...» 65. При этом в Милане знали, что «иные» из католиков, ставшие объектом критики, были облечены кардинальской, а может, и папской властью. Тем самым в церковных кругах наметился более чем очевидный рас- [140] кол. Выступая 26 июня 4954 года на V национальном съезде ХДП, Де Гаспери постарался дать отпор нападкам со стороны «Чивильта каттолика». Он сказал: «Когда в выступлениях мы говорим или соглашаемся с формулой «без различия в религии и вере», мы тем самым утверждаем норму гражданской терпимости, то есть уважения свободы совести. Но это не значит, что мы утверждаем безразличие в качестве принципа общественной жизни. Мы не можем принять его в силу собственных убеждений, но если бы они были иными, мы не смогли бы согласиться с ним, как государственные и как политические деятели Италии, поскольку религиозное чувство в Италии по-прежнему представляет собой наиболее стойкий и наиболее плодотворный элемент солидарности... Это чувство словно мост, переброшенный над группами интересов, это духовный, человеческий, общенациональный мост». «Оссерваторе романо» в доказательство сохранявшейся враждебности Патикана обошло молчанием эту витиеватую самозащиту. Но стоило Де Гаспери без особой огласки обратиться с соответствующей просьбой к директору газеты Святого престола и своему личному другу Джузеппе Далла Торре, как через два дня появилось восторженное восхваление «исповеди» Де Гаспери — «наиболее исчерпывающей», какую когда-либо можно было услышать «на исторических конгрессах итальянских католиков», истинное ubi consislam * единства партии, ого безупречного «столпа» 66. Это свидетельствует о том, что «Оссерваторе романо» без особой последовательности участвовала в наступлении тех ватиканских кругов, трибуной которых был «Чивильта каттолика». На съезде ХДП перспектива сдвига вправо не получила поддержки. «Демократическая инициатива», когда пост секретаря переходит от Де Гаспери к Фанфани, спешит пожать плоды своей настойчивости, захватывая позиции в партийном аппарате. Тем временем ослабевает напор ватиканских правых. Однако лишь в отношении Христианско-демократической партии. И лишь временно. На всех остальных фронтах — в «Католическом действии», в сфере начатых, но еще не институционированных опытов религиозных исследований — их нажим лишь крепнет. Президента ДЖИАК Марио Рос- _____ * Ubi consistam (лат.) —на том стою. [141] си принудили подать в отставку, послужившую началом исхода многих руководителей этой организации в центре и на местах. Его сменил Энрико Винчи, креатура Оттавиани, Тардини и Джедды и питомец Андреотти 67. Вновь объектом внимания Священной канцелярии стал Примо Маццолари: 28 нюня кардиналом Ппццардо ему впредь было запрещено проповедовать за пределами собственного прихода 68. 1954 годом помечена еще одна карательная мера, против другого видного священнослужителя Лоренцо Милани, которого перевели из Каленцано в приход Барбиана в Апеннинах. 19 августа 1954 года в Селла-ди-Вальсугана умирает Альчиде Де Гаспери. 1 ноября Джованни Баттиста Монтини, назначенный архиепископом Милана, вынужден покинуть Рим и статс-секретариат. [142] Цитируется по изд.: Маджистер С. Политика Ватикана и Италия. 1943-1978. М., 1982, с. 114-142. Примечания 1 Bagot-Bozzo G. Op. cit., p. 383—385. 2 В ней автор полемизировал с «Аванти», которая, сообщая о выдвижении Джедды, напоминала, что, «согласно конкордату, «Католическое действие» не может заниматься политической деятельностью». 3 S с а r р а r i G. Op. cit., р. 93—103; В a g е t-B о z г о G. Op. cit., р. 340-341. 4 De G a s р е г i М. R. Do Gasperi scrive..., vol. 1, p. 113. 5 De Gasperi M. R. Catti. De Gasperi uomo solo, p. 324. 6 «Iniziativa democratica», 20.1.1952. 7 Di Capua G. L'operazione Sturzo.— «Appunti», 1976, № 2, p. 18. 8 В римском муниципалитете во главе с мэром от ХДП управление обеспечивалось благодаря постоянной поддержке монархистов, куалюнкистов и неофашистов. 9 Lombardi R. И vessillo di un mondo migliore da Dio voluto.—«La Civilta cattolica», 23.11.1952; Falconi G. Gedda e FAzione cattolica, p. 171—176. 10 О r f e i R. L occupazione del potere..., p. 126. 11 Andreotti G. De Gasperi e il suo tempo, p. 419. 12 «Voce repubblicana», 24.111.1952. 13 «Osservatire romano», 5.IV.1952. 14 Orfei R. L'occupazione del potere..., p. 130; La cultura poli- tica della destra cattolica. Roma, 1976, p. 202—203. 15 «Popolo», 7.IV.1952. 16 Andreotti G. Note sulla «operazione Sturzo».— «Concretezza», 16.VIII.1965. 17 Scelba M. La verita sulla cosiddetta operazione Sturzo.— «Orizzonti», 30.VIII.1959. 18 Ibid. «Тогда стало известно о том, что папа рекомендовал деполитизировать выборы, делая ставку па способных и честных администраторов, и иметь в виду, что необходимо не допустить, чтобы католический Рим испытал унижение, если им будет управлять джунта, состоящая из воинствующих атеистов». 19 «Giornale d'ltalia», 21.11.1959. 20 О r f e i R. Andreotti, p. 65—66; D с R о s a G. Op. cit, p. 473— 21 Andrcotti G. Note sulla «operazione Sturzo». 22 Do Gasperi M. R. Catti. Do Gasperi uomo solo, p. 327—329. 23 A n d г e о t t i G. Note sulla «operazione Sturzo». 24 Ibid. «Бюрократические каналы были не приспособлены для деятельности в чрезвычайных обстоятельствах»,— пишет Андреотти. Это признание представляет особый интерес. Оно наводит на мысль, что Де Гаспери испытывал определенное недоверие к «каналу», которым он обычно пользовался для выхода на пану, то есть к Монтини. И в самом деле, во всей этой истории заместителя статс-секретаря старательно обходили; также поступали обычно Фанфани и многие деятели из «Демократической инициативы». 25 D е Gasperi М. R. Catti. De Gasperi uomo solo, p. 329—330. 26 De Gasperi M. R. Catti. De Gasperi uomo solo, p. 328. «Ряд руководителей некоторых организаций «Католического действия» выражала ему полную солидарность». D о г i g о W. Memoria sulla operazione Sturzo. — «Questitalia», 1959, № 1—2. 27 Об этом сообщает Бономелли в своем дневнике. (De Gasper i М. R. Catti. le Gasperi uomo solo, p. 330.) 28 Ibid., p. 330—332. 29 Andreotti G. Note sulla «operazione Sturzo». 30 Этот факт подтвержден в хронике событий, содержащейся в периодическом издании «Италиа мопаркика», па которое ссылается «Мондо» за 10 мая 1952 года. (D i Capua G. Op. cit, p. 43.) 31 F a l с о n i C. Gedda e PAzione cattolica, p. 181—182. 32 De Gasperi M. R. Catti. De Gasperi uomo solo, p. 333. 33 Messinoo A. Elezioni amministrativc с costume democrati- co.— «La Civilta cattolica», 3.V.1952. 34 D e G a s p e r i M. R. С a 11L De Gasperi scrive..., vol. 1, p. 209—210. 35 Из выступления Де Гаспери на национальном совете ХДП в Анцио. (В a g е t-B о z z о G. Op. cit, р. 401.) 36 Из упоминавшегося письма к Марио Шельбе. 37 De G a s р е r i М. R. De Gasperi scrive..., vol. 2, p. 145—146. 38 Messinoo A. II bilancio delle ultime elezioni amministra- tive,— «La Civilta cattolica», 21.VI.1952. 39 Marcci Fanello G. Storia della Fuci. Roma, 1971. p. 240—241; D e Gasneri M. R. De Gasperi scrive..., vol. 2, p. 301— 302; M i с с о 1 i G. Cniesa, pertito cattolico..., p. 227; В a g e t> В о z z о G. Op. cit, p. 359. 40 Falconi C. Gedda e l'Azione catolica, p. 186—190. 41 Ibid., p. 190—191; Baget-Bozzo G. Op. cit, p. 419—420. 42 De Gasperi M. R. De Gasperi scrive..., vol. 2, p. 304; Ibid., p. 185—204. 43 D e Gasperi M. R. Do Gasperi scrive..., vol. 2, p. 60—65. p. 60—65. 44 Закон был одобрен 29 марта 1953 года по окончании ожесточеннейшего заседания сената, продолжавшегося без перерывов 77 часов 50 минут. 45 Prandi A. Op. cit, p. 60; Falconi C. Gedda e l'Azione, p. 102—196; Rossi M. V. I giorni del Tonnipotenza. Roma, 1975, p. 83—85. 46 Монтини отказался от кардинальской шапочки, предпочтя остаться в Риме. В Венецию был назначен Анджело Джузеппе Ронкалли, состоявший нунцием в Париже. 47 Martina G. La Chiesa in Italia negli ultimi trent'anni. Roma, 1977, p. 41; В a g e t-B о z z о G. Op. cit, p. 437—438. - 48 Andreotti G. Intervista su De Gasperi, p. 147—149. 49 Messineo A. Dopo Le elezioni politiche del 7 giugno. — «La Civilta cattolica», 4.VI1.1953. 50 De Gasperi M. R. De Gasperi scrive..., vol. 1, p. 258— 284; ibid., vol. 2. p. 260—270. 51 Colombo G. Giudizi teologico-politici sui risultati delle elezioni.— «Vita e pcnsiero», settembre 1953. 52 Orfei R. L'occupazione del potere..., p. 152. «Появления статьи хотел п вопреки мнению монсепьора Ольджати обеспечил ее публикацию отец Джемелли». 53 Colombo С. A proposito di «Giudizi teologico-politici sui risultati delle elezioni».— «Vita e pensiero», novembrc 1953. 54 R о s a t i D. Op. cit, p. 70—73. 55 См. полный текст статьи в: R о s s i M. V. Op. cit, p. 181—182. 56 Ibid., p. 85—89. 57 P о u l a t E. I preti operai (1943—1947). Brescia, 1967; L о e w J. Iournai d'une mission ouvriere (1951—1959). Paris, 1959; Di N о 1 a AM. Cristo in iuta. Parma, 1955; «Les pretres-ouvriers», Paris. 1954. 58 M a r t i n a G. Op. cit., p. 47. 59 Как сказал Андреотти на заседании национального совета ХДП 20—23 марта 1954 года. 60 Т a s s a n i G. Op. cit., р. 68—70. 61 В a g е t-B о z z о G. Op. cit., р. 483—484. 62 AndreottiG. De Gasperi е il suo tempo, p. 578. 63 M a r t i n a G. Op. cit, p. 35—36. 64 M с s s i n e о A. I cattolici e la vita politica.— «La Civilta catto-lica», 24.111.1954. 65 L'attivita delTattuale governo. Fatti e rilievi.— In: «Aggiorna- menti sociali», aprile 1954. 66 De Gasperi M. R. De Gasperi scrive..., vol. 1, p. 139. 67 Falconi G. Gedda e l'Azione cattolica, p. 220—230; Rossi M. V. Op. cit, p. 140-149. 68 Bedeschi L. Op. cit, p. 232—239. Санкции последовали после интервью выходившей во Флоренции газете «Нуово коррьере», в котором Маццолари высказал надежду на сотрудничество между христианством и коммунизмом. Ранее, 12 апреля, выступая па пленуме ЦК ИКП, Пальмиро Тольятти изложил эту проблему в следующих словах: «Как найти путь к более постоянным контактам для решения текущих политических вопросов, возникающих у той или другой стороны, путь более углубленного обмена мнениями, способного внести решающий вклад в создание широкого движения за сохранение нашего общего культурного достояния?» (Togliatti P. Communisti, socialists cattolici. Roma, 1974, p. 163—185.)
Далее читайте:Вторая мировая война 1939-1945 гг. (хронологическая таблица) Исторические лица Италии (биографический указатель)
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |