Энгельс (Engels) Фридрих
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Э >

ссылка на XPOHOC

Энгельс (Engels) Фридрих

1820-1895

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Фридрих Энгельс

В преклонном возрасте.

Энгельс (Engels) Фридрих (28. 11. 1820, Бармен, ныне Вупперталь, — 5. 8. 1895, Лондон), гениальный теоретик и великий пролетарский революционер, один из основоположников марксизма, друг и соратник К. Маркса. «После своего друга Карла Маркса... Энгельс был самым замечательным ученым и учителем современного пролетариата во всем цивилизованном мире» (Ленин В. И., ПСС, т. 2, с. 5).

Родился в семье текстильного фабриканта. Учился в городской школе в Бармене, затем в гимназии в Эльберфельде (1834—1837). По настоянию отца вынужден был оставить гимназию за год до её окончания и заняться изучением коммерческого дела.

В 1838—1841 годы жил в Бремене, работал в торговой конторе, в свободное время занимался самообразованием. В 1839 году начал изучать немецкую философию, в особенности произведения Гегеля. В марте 1839 года написал первую публицистическую статью «Письма из Вупперталя». В этот период сформировались его взгляды как революционного демократа.

В 1841—1842 годы отбыл в Берлине воинскую повинность, в свободное время посещал лекции в Берлинском университете, примыкал к младогегельянцам, которые стремились делать из философии Гегеля атеистические и революционные выводы. Во 2-й половине 1841 года читал книгу Фейербаха «Сущность христианства», которая оказала на него значительное влияние. В конце 1841 — начале 1842 года в ряде печатных произведений подверг критике реакционные взгляды Шеллинга («Шеллинг о Гегеле», «Шеллинг и откровение», «Шеллинг — философ во Христе»). В брошюре «Шеллинг и откровение» (1842) открыто выступил как атеист и революционный демократ. В марте — декабре 1842 года сотрудничал в газете «Rheinische Zeitung», главным редактором которой в октябре стал Маркс. Осенью 1842 года произошёл переход Энгельса к коммунизму, ещё донаучному, но революционному. В конце ноября в редакции газеты в Кёльне Энгельс впервые встретился с Марксом.

В ноябре 1842 — августе 1844 года Энгельс жил в Великобритании, где работал в конторе бумагопрядильной фабрики в Манчестере, совладельцем которой был его отец. В одной из первых корреспонденции из Великобритании для «Rheinische Zeitung» («Внутренние кризисы», 30 ноября) сделал важный вывод, что в этой стране неизбежно предстоит насильственная социальная революция, носителем которой должен быть пролетариат. В Великобритании Энгельс изучал социальные и политические отношения этой наиболее развитой капиталистической страны, положение рабочего класса, чартистское движение, эковомическую, а также социалистическую и коммунистическую литературу, сотрудничал в оуэнистской и чартистской печати. Здесь совершается его переход от идеализма к материализму и от революционного демократизма к выработки научного коммунизма. «Живя в Манчестере,— писал Энгельс впоследствии,— я, что называется, носом натолкнулся на то, что экономические факты, которые до сих пор в исторических сочинениях не играют никакой роли или играют жалкую роль, представляют, по крайней мере для современного мира, решающую историческую силу; что они образуют основу, на которой возникают современные классовые противоположности; что эти классовые противоположности во всех странах, где они благодаря крупной промышленности достигли полного развития, следовательно, особенно в Англии, в свою очередь составляют основу для формирования политических партий, для партийной борьбы и тем самым для всей политической истории» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 220). Эти мысли были изложены в работе Энгельса «Наброски к критике политической экономии» (ноябрь 1843 года, опубликованы в феврале 1844 года в журнале «Deutsch-Französische Jahrbucher», изд. К. Марксом и А. Руге в Париже), в трёх статьях «Положение Англии» (январь — март 1844 гоад, опубликованы в том же журнале и в нем. парижской газ. «Vorwärts») и в книге «Положение рабочего класса в Англии» (сентябрь 1844 — март 1845, изд.— Лейпциг, 1845).

«Наброски...» — наиболее значительное произведение манчестерского периода, первая работа, в которой с позиций революционного пролетариата, коммунизма и диалектики Энгельса, исходя из понимания исторически преходящего характера частной собственности, этой основы буржуазного общества, подверг критике буржуазную политэкономию и вместе с тем капиталистическим способ производства. Работа оказала большое влияние на Маркса, который считал её гениальной. По определению В. И. Ленина, Энгельс в ней с точки зрения социализма рассмотрел основные явления буржуазной экономики как необходимые следствия частной собственности.

В конце августа 1844 года, возвращаясь из Великобритании в Германию, Энгельс заехал на 10 дней в Париж, где снова встретился с Марксом. Во время этой исторической встречи выяснилось полное единство их взглядов, и с этого времени начались их беспримерные дружба и почти 40-летнее сотрудничество. «Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы. Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе» (Ленин В. И., ПСС, т. 2, с. 12). Первым плодом их сотрудничества явилась книга «Святое семейство» (1845), направленная против идеализма младогегельянцев.

Анализируя в книге «Положение рабочего класса в Англии» социальные последствия промышленной революции, Энгельс пришёл к открытию диалектики производительных сил и производственных отношений. Он выдвинул здесь положение о необходимости соединения социализма с рабочим движением. В этой книге, по словам Ленина, «Энгельс первый сказал, что пролетариат не только страдающий класс... А борющийся пролетариат сам поможет себе» (там же, с. 9). В Германии Энгельс вёл энергичную пропаганду коммунистических идей, наиболее ярким образцом которой явились его «Эльберфельдские речи» (февраль 1845 года).

Когда в начале апреля 1845 года Энгельс приехал к Марксу в Брюссель, Маркс изложил Энгельсу почти сложившееся у него к этому времени материалистическое понимание истории, и они решили сообща разработать это новое мировоззрение в форме критики немецкой послегегелевской философии. После совместной поездки летом в Великобританию, главным образом для изучения экономической литературы, осенью они приступили к осуществлению своего замысла, результатом чего явилась двухтомная рукопись «Немецкой идеологии» (основная часть написана в ноябре 1845 — апреле 1846 года), направленной против идеализма младогегельянцев и мелкобуржуазного «истинного социализма». В этой рукописи была сформулирована диалектика взаимодействия и развития производительных сил и производственных отношений и на этой основе впервые как целостная концепция разработано первое великое открытие Маркса — материалистическое понимание истории (исторический материализм), которое выступает здесь как непосредственная философская основа теории научного коммунизма.

В январе 1846 года они создали в Брюсселе коммунистический корреспондентский комитет, деятельность которого подготовила условия для создания первой международной коммунистической организации — Союза коммунистов. В августе по поручению комитета Энгельс едет в Париж, где развернул пропаганду коммунистических идей. В январе 1847 года Маркс и Энгельс приняли предложение руководителей Союза справедливых вступить в Союз и принять участие в его реорганизации на основе принципов научного коммунизма. Эта реорганизация произошла на конгрессе в Лондоне в начале июня — 1-м конгрессе Союза коммунистов. Важную роль в работе конгресса сыграл Энгельс. Конгресс принял составленный им проект программы — «Проект Коммунистического символа веры»,— новый устав и марксистский девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В конце октября по поручению окружного комитета Союза коммунистов в Париже Энгельс составил новый проект программы — «Принципы коммунизма». В конце ноября — начале декабря 1847 года в Лондоне состоялся 2-й конгресс Союза коммунистов. Конгресс поручил Марксу и Энгельсу составить окончательный текст программы, которой и явился «Манифест Коммунистической партии» (1848) — первый программный документ международного коммунистического движения.

Около 21 марта 1848 года Энгельс приехал в Париж, где включился в работу ЦК Союза коммунистов. Программу Союза в начавшейся германской революции Маркс и Энгельс сформулировали в виде «Требований Коммунистической партии в Германии». В начале апреля Энгельс вместе с Марксом возвратился в Германию. Здесь в Кёльне с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 года они издавали газету «Neue Rheinische Zeitung», которая, по определению Ленина, была «...лучшим, непревзойденным органом революционного пролетариата...» (там же, т. 26, с. 83). Маркс был её главным редактором, Энгельс — одним из редакторов, его ближайшим помощником. В мае — июле 1849 года Энгельс принял непосредственное участие в вооруженном восстании в Юго-Западной Германии. После поражения революции он эмигрировал сначала в Швейцарию, а затем в Великобританию (ноябрь 1849 года).

Около 10 ноября 1849 года Энгельс приехал в Лондон, где уже поселился Маркс. Первые три года после революции были посвящены главным образом теоретическму обобщению её опыта. С этой целью в 1850 году Маркс и Энгельс издавали журнал «Neue Rheinische Zeitung. Politisch-ökonomische Revue». Наиболее значительными работами Энгельс в эти годы явились «Крестьянская война в Германии» (лето 1850 года) и «Революция и контрреволюция в Германии» (август 1851 — сентябрь 1852 года). В них Энгельс развивал идеи о союзе пролетариата и крестьянства, о вооруженном восстании как искусстве. В марте 1850 года в ходе борьбы за восстановление Союза коммунистов Маркс и Энгельс составили «Обращение Центрального комитета к Союзу коммунистов», в котором дали классическую формулировку идеи непрерывной революции.

В середине ноября 1850 года Энгельс вынужден был переехать в Манчестер и снова заняться «проклятой коммерцией» — работать в торговой конторе фирмы «Эрмен и Энгельс». Это позволило ему оказывать материальную поддержку Марксу и его семье. По словам Ленина, «не будь постоянной самоотверженной финансовой поддержки Энгельса, Маркс не только не мог бы кончить „Капитала", но и неминуемо погиб бы под гнетом нищеты» (там же, с. 49). Через год после окончания работы в фирме, в сентябре 1870 года, Энгельс окончательно переселился в Лондон.  К этому 20-летнему манчестерскому периоду относится наиболее регулярная переписка, постоянный письменный обмен мнениями между Марксом и Энгельсом по широчайшему кругу   вопросов (около 1350 писем).

В 50—60-х годах Энгельс много писал для периодической печати, сотрудничал в «Новой американской энциклопедии». Он откликался почти на все значительные события того времени. В этой работе между ним и Марксом осуществлялось планомерное разделение труда.

В ноябре 1850 года Энгельс приступил к систематическому изучению военного дела. В апреле 1851 года в рукописи «Возможности и перспективы войны Священного союза против Франции в 1852 г.» он впервые разработал основы марксистской военной теории. Впоследствии учение о материальных основах военного дела получило наиболее полное развитие в «Анти-Дюринге». В 1858 году он приступил к систематическому изучению естествознания, в письме к Марксу от 14 июля сформулировал некоторые исходные идеи «Диалектики природы».

В августе 1859 года в связи с выходом в свет книги Маркса «К критике политической экономии» Энгельс написал на неё рецензию, в которой показал значение первого великого открытия Маркса — материалистического понимания истории,— и, приравнивая к нему выработку диалектико-материалистического метода, применённого в области политэкономии, охарактеризовал существенные черты этого метода, в частности соотношение исторического и логического. В октяьре 1867 — июле 1868 года с целью сломить заговор молчания официальной буржуазной науки вокруг 1-го тома «Капитала», вышедшего в сентябре 1867 года, Энгельс написал серию из 9 статей-рецензий, в которых раскрыл значение главного труда Маркса.

В период 1-го Интернационала и Парижской Коммуны Энгельс был ближайшим помощником Маркса по руководству этой первой массовой международной организацией пролетариата. После переезда в Лондон он стал членом Генерального Совета Интернационала, секретарём-корреспондентом для Италии и Испании. Энгельс участвовал в работе Лондонской конференции 1871 года и Гаагского конгресса 1872 года, вёл непримиримую борьбу против мелкобуржуазных направлений в рабочем движении — лассальянства, прудонизма, бакунизма.

После Парижской Коммуны, когда на очередь выдвигалась задача образования социалистических рабочих партий во всех развитых странах, Энгельс вместе с Марксом вёл борьбу за подлинно научные основы формирующихся партий. Особое внимание он уделял при этом первой массовой марксистской партии — германской социал-демократической партии, в центральном органе которой печатались многие его важные теоретические работы: «К жилищному вопросу» (1872—73), «Анти-Дюринг» (1876—78) и др. В 1875 году в связи с объединением германской социал-демократической партии он подверг критике проект её программы, содержавшей принципиальные теоретические уступки лассальянцам (письмо Бебелю 18—28 марта и ряд других писем). После введения принятого в октябре 1878 года исключительного закона против социалистов, выступая против оппортунизма германской социал-демократии, Энгельс составил известное «Циркулярное письмо» к руководителям партии (17—18 сентября 1879 года).

70-е годы— период расцвета теоретической деятельности Энгельса. 30 мая 1873 года в письме к Марксу он изложил замысел «Диалектики природы», над которой работал с перерывами в течение 10 лет, до смерти Маркса. В этой работе выделяются два периода: 1873—1876 и 1878—1883, которые разделяет работа над «Анти-Дюрингом». Основные идеи «Диалектики природы» сложились и были разработаны в первый период. В этом произведении Энгельс всесторонне развил диалектико-материалистическое понимание природы. В «Анти-Дюринге» он дал систематич. изложение всех трёх составных частей марксизма — диалектического и исторического материализма, марксистской политэкономии, теории научного коммунизма.

После смерти Маркса вся тяжесть по руководству международным рабочим движением и дальнейшему развитию марксистской теории легла на плечи Энгельса. Он вынужден был прервать собственные теоретические исследования и уделить основное внимание завершению главного труда Маркса — «Капитала», а также переизданию многих произведений Маркса и своих, разъяснению смысла и значения марксистской теории. Энгельс проделал гигантский труд по подготовке к изданию 2-го и 3-го томов «Капитала» (изданы соответственно в 1885 и 1894 годы). «...Эти два тома "Капитала"— труд двоих: Маркса и Энгельса» (Ленин В. И., там же, т. 2, с. 12). В последний период жизни Энгельс создал ряд выдающихся теоретических произведений. В марте — мае 1884 года он написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в которой применяет материалистическое понимание общественной жизни к истории первобытного общества и значительно обогащает марксистскую материалистическую концепцию. В начале 1886 года Энгельс пишет работу «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», в которой раскрыл соотношение между классической немецкой философией, в особенности философией Гегеля и Фейербаха как одним из теоретических источников марксизма, и диалектико-материалистической философией Маркса, дал определение основного вопроса философии и очерк материалистического понимания истории. Большое значение в развитии исторического материализма имели его так называемые письма об историческом материализме, относящиеся к 90-м годам (П. Эрнсту 5 июня 1890 года, К. Шмидту 5 августа 1890 года, И. Блоху 21 сентября 1890 года, К. Шмидту 27 октября 1890 года, Ф. Мерингу 14 июля 1893 года, В. Боргиусу 25 января 1894 года), а также введение к английскому изданию «Развитие социализма от утопии к науке» (1892), опубликованное на немецком языке под названием «Об историческом материализме». В указанных письмах Энгельса подчёркивает диалектический характер исторического материализма, взаимодействие между всеми сторонами жизни общества, в особенности относительно самостоятельность и обратное воздействие надстройки на базис, активную роль человека в историческом процессе. В работе «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (ноябрь 1894 года) Энгельс развил марксистскую теорию аграрного вопроса, дал наиболее конкретное решение проблемы преобразования сельского хозяйства. Его последней крупной работой было введение к новому изданию работы Маркса «Классовая борьба во Франции», датированное 6 марта 1895 года.

Энгельс оказывал решающее воздействие на развитие социалистическое рабочего движения в Европе и Америке.

В 1889 году он руководил подготовкой международного конгресса социалистов в Париже, на котором был основан 2-й Интернационал, добился гегемонии марксизма в этом международном объединении социалистических партий. В 1891 году в связи с подготовкой новой программы германской социал-демократической партии Энгельс опубликовал «Критику Готской программы» Маркса и выступил с критикой проекта новой, Эрфуртской программы («К критике проекта социал-демократической программы 1891 года»). 12 августа 1893 года он выступил в Цюрихе с речью при закрытии 3-го конгресса 2-го Интернационала, которую произнёс на английском, французском и немецком языках.

Энгельс умер 5 августа 1895 года в 10 ч. 30 мин. вечера. Согласно его воле, после кремации урна с его прахом была опущена в море у Истборна, любимого места отдыха Энгельс на южном берегу Англии.

Роль Энгельса в создании и особенно в разработке теории, которая по праву носит имя Маркса, чрезвычайно велика. Ему принадлежит заслуга всестороннего развития диалектического материализма (создание целостного диалектико-материалистического понимания природы), разработки многих кардинальных проблем исторического материализма, диалектической логики, политэкономии, теории научного коммунизма, вопросов тактики революционного рабочего движения. Как подчёркивал Ленин, «нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса» (там же, т. 26, с. 93).

Г. А. Багатурия.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Marx-Engels Gesamtausgabe, Abt. 1—4, В., 1975—81; Маркс К. и Энгельс Ф.,. Соч., т. 1—50, М., 1955 — 19812; Маркс К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистич. и идеалистич. воззрений. (Новая публикация первой главы «Ненецкой идеологии»), М.,1966; Ген. Совет Первого Интернационала. Протоколы, [кн. 1—5], М., 1961—65; Ленин В. И., ПСС (см. Справочный том, ч. 1, М., 1969, раздел — «Маркс, Э., марксизм», с. 350—63); Воспоминания о Марксе и Э., М., 1956; Фридрих Э. Биография, M., 19772; Фридрих 3. Биография, пер. с нем., М., 1972; 3.-теоретик, М., 1970; Ф. Э. и совр. проблемы философии марксизма, М., 1971; Марксистская философия в XIX в., кн. 1—2, М., 1979; Степанова Ε. Α., Фридрих Э., М., 19562; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Э. Жизнь и деятельность, пер. с нем., т. 1—3, М., 1959—68; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, M., 19742.


Вернуться на главную страницу Энгельса

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС