Энгельс (Engels) Фридрих
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Э >

ссылка на XPOHOC

Энгельс (Engels) Фридрих

1820-1895

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Фридрих Энгельс

Начало революционной деятельности Фридриха Энгельса

В это же время к научному коммунизму и диалектическому материализму пришел и Фридрих Энгельс. Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в городе Бармене Рейнской провинции Пруссии, в семье крупного фабриканта, весьма реакционно настроенного человека. Отец, мечтавший сделать из него предпринимателя, заставил его бросить гимназию и поступить в торговую контору. Но высокоодаренный юноша, с жадностью изучавший философию, литературу, историю, не хотел стать коммерсантом. В нем рано пробудились свободолюбивые стремления. В статьях и письмах Энгельса 1839—1841 гг. («Письма из Вупперталя» и др.) нашли яркое выражение его жгучая ненависть к феодально-монархическому гнету, церковному мракобесию, реакционному пруссачеству, глубокое сочувствие трудящимся, задавленным нуждой и непосильным трудом. В письмах к друзьям Энгельс признавался, что мечтает о революции и свержении монархии в Пруссии.

В 1841 г. Энгельс опубликовал (под псевдонимом Освальд) три памфлета против реакционного философа Шеллинга, занимавшего после смерти Гегеля кафедру философии в Берлинском университете. Уже в этих памфлетах нашли выражение революционно-демократические, атеистические убеждения молодого Энгельса.

В ноябре 1842 г. Энгельс переехал в Англию и поселился в крупном фабричном центре — Манчестере. Здесь он лицом к лицу столкнулся с глубокими противоречиями капиталистического строя. Посещая рабочие кварталы Манчестера, Энгельс внимательно наблюдал за жизнью и борьбой английских рабочих. Он тщательно изучал документы и материалы, рисующие социально-экономическое развитие и политическую борьбу в Англии. В одном из писем к Марксу Энгельс писал: «Я зарылся с головой в английские газеты и книги, по которым составляю свою книгу о положении английских рабочих... Перед лицом всего мира я обвиняю английскую буржуазию в массовых убийствах, грабежах и других преступлениях» *.

В Манчестере Энгельс установил тесные связи с руководителями левого крыла чартистского движения и начал сотрудничать в чартистской печати. «Я — чартист с головы до ног», — с гордостью заявлял он. Подчеркивая массовость чартистского движения, его революционный характер, Энгельс в то же время отмечал и его недостатки и прежде всего отсутствие у чартистов законченной социалистической программы.

Большое внимание уделял Энгельс критическому изучению трудов английских буржуазных экономистов. В работе «Наброски к критике политической экономии», опубликованной в 1844 г. в «Немецко-французском ежегоднике», он, в частности, разоблачил антинаучную, человеконенавистническую теорию народонаселения Мальтуса, оправдывавшую войны и нищету. Примерно к этому времени Энгельс разработал отдельные положения исторического материализма. «Живя в Манчестере,— писал он впоследствии, — я, что называется, носом натолкнулся на то, что экономические факты, которые до сих пор в исторических сочинениях не играют никакой роли или играют жалкую роль, представляют, по крайней мере для современного мира, решающую историческую силу; что экономические факты образуют основу, на которой возникают современные классовые противоположности...» **. Однако окончательный переход Энгельса на позиции диалектического материализма произошел позднее. Новое мировоззрение было разработано совместно двумя великими теоретиками. Сам Энгельс, однако, всегда подчеркивал, что основная роль в выработке нового мировоззрения принадлежит Марксу.

Встреча Маркса и Энгельса и начало их совместной деятельности

Первое личное знакомство Маркса и Энгельса состоялось в конце ноября 1842 г. в редакции «Рейнской газеты». Встретившись затем в Париже в конце августа 1844 г., они обнаружили полное единство взглядов по важнейшим проблемам; эта встреча положила начало их тесной дружбе и совместной борьбе за великое дело освобождения рабочего класса. «Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы, — писал В. И. Ленин. — Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе» ***.

К тому времени, когда Маркс и Энгельс начали совместную работу, они оба уже перешли от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Этот переход они совершили каждый своим путем: Маркс главным образом на основе критических исследований в области философии и права, глубокого ознакомления с французским утопическим социализмом и опытом революционного движения во Франции и в Германии; Энгельс — преимущественно на основе критического изучения буржуазной политической экономии, наблюдения и обобщения опыта английского рабочего и социалистического движения.

Примечания

* Энгельс — Марксу, 19 ноября 1844 г., К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные письма, стр. 12.

** Ф. Энгельс, К истории Союза коммунистов, К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, стр. 326.

*** В. И. Ленин, Фридрих Энгельс, Соч., т. 2, стр. 11—12.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том VI. М., 1959, с. 319-320.


Вернуться на главную страницу Энгельса

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС