Эразм Роттердамский, Дезидерий |
|
1466–1536 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Эразм Роттердамский
ART RESOURCE/Erich Lessing Эразм Роттердамский, Дезидерий (Erasmus Rotterdamus, Desiderius), псевдоним Герхарда Герхардса (Gerhard Gerhards) (1469—1536) — нидерландский гуманист («король гуманистов»), филолог, писатель, богослов. Жил во Франции, Англии, Италии, Германии, был знаком лично и по переписке с виднейшими представителями Гуманизма и Реформации, со многими европейскими монархами, пользовался всеевропейским признанием. Являясь основателем так называемого «христианского гуманизма», который пытался синтезировать культурные традиции античной древности и раннего христианства, Эразм Роттердамский стремился к «наиболее оптимальной комбинации священного и красивого», призывал к новому, углубленному изучению основных христианских текстов. Тщательнейшим образом сопоставив множество древних рукописей, Эразм Роттердамский осуществил в 1516 году первопечатное издание греческого Нового завета с подробным комментарием, а в 1519 году предложил собственный латинский перевод, что стало важным шагом на пути к Реформации и в то же время способствовало развитию научной критики священного писания. С 1516 по 1536 годы Эразм Роттердамский издал сочинения святого Иеронима в девяти томах, Киприана, Псевдо-Арнобия, Хилария, Иринея, Амвросия, Августина, Хризостома, Василия Великого, Оригена. В богословской системе Эразма Роттердамского основное внимание сосредоточивается на человеке и в его отношении к богу, на морально-этических аспектах. Христос для Эразма Роттердамского — прежде всего Учитель и пример для подражания, а уже потом сын божий. Проблем же спекулятивной теологии (троичность божества, сотворение мира, первородный грех и т. п.) Эразм Роттердамский не касается как принципиально неразрешимых. Выступления Эразма Роттердамского против обмирщения церкви, культа реликвий, его борьба за всеобщую доступность книг священного писания предвосхитили требования Реформации. Эразм Роттердамский решительно боролся и с догматическим фанатизмом лютеранства. Лютер после полемики с Эразмом Роттердамским по проблеме свободы воли (1524—1526) стал его злейшим врагом. Эразм Роттердамский имел и друзей и неприятелей как в католическом, так и в протестантском лагере. Близкий друг Буфера и Меланхтона, Эразм Роттердамский в 1529 году был вынужден бежать из ставшего протестантским Базеля. В 1533 году шла речь о назначении Эразма Роттердамского кардиналом, а несколько лет спустя его книги были занесены в «Индекс запрещенных книг». Наиболее известное произведение Эразма Роттердамского — сатирический трактат «Похвала Глупости». Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 312-313. Вернуться на главную страницу Эразма Роттердамского
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |