Эренфельс Христиан Мария Юлиус |
|
- |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Христиан Мария Юлиус фон ЭренфельсЭренфельс (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус, фон (1859-1932) - австрийский философ и психолог. Биография. Сначала обучался основам сельского хозяйства в Высшей школе агрикультуры в Вене, затем — философии в Венском университете (доктор философии, 1885). Ученик Ф. Брентано. Работал с 1885 по 1888 г. в Грацком университете в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А. Мейнонга, на представления которого оказал существенное влияние. В 1888 г. подготовил диссертацию для замещения должности доцента в Вене, с 1889 г. — экстраординарный профессор пражского Немецкого университета, с 1896 г. — ординарный профессор. Пробовал себя на поэтическом поприще. Исследования. Основываясь на работах Э. Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890 г. ряд гештальт-качеств, названных в его честь «качествами Эренфельса»: качество «сверхсуммативности» и качество «транспозитивности» (Uber Gestaltqualitaten // Vierteljahrschrift fur wissenschaftliche Philosophie. 1890.14). Это исследование стало ключевым для всего гештальт-психологического направления, и в наибольшей степени учение X. Эренфельса от-разилось на подходах М. Вертгеймера и В. Кёлера. Сами же гештальт-качества понимались X. Эренфельсом в рамках учения Ф. Брентано об интенциональности психики как некое духовное явление производящей деятельности субъекта. Пытался выделить в них ряды всевозможных градаций, которые обозначал высотой или чистотой гештальтов. В дальнейшем его интересы переместились с экспериментальной психологии на вопросы философии. В частности, он пытался обосновать волюнтаристскую этику, в которой процесс мирообразования был представлен как борьба между гештальт-принципом (Бог) и «неоформленным» (Хаос), а человек трактовался как помощник в работе Бога по упорядочиванию Вселенной (Kosmogonie, 1916); занимался также вопросами философии математики, выводя понятие числа из его субъективной представленности (Das Primzahlengesetz, 1922). Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 699. Далее читайте:Исторические лица Австрии (биографический справочник). Сочинения:Philosophischen Schriften. Wien, 1882; System der Werttheorie. 2 Bd„ 1898-1897; Grundbegriffe der Ehtik, 1907; Sexualethik. Wiesbaden, 1907; Die Religion der Zukunft, 1928. Литература:Соколова E. E. Из истории проблемы целостности в психологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1984. № 4; Meister R. Ehrenfehls // Neue deutsche Biographie. Bd. 4. В., 1959.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |