Эйкен Рудольф |
|
1846-1926 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Рудольф ЭйкенЭйкен (Eucken) Рудольф (5.1.1846, Аурих, Вост. Фрисландия,-15.9.1926, Йена), немецкий философ-идеалист, последователь И. Г. Фихте, создатель концепции "метафизики духа". Проф. философии в Базеле (с 1871) и Йене (с 1874). Будучи противником позитивистско-натуралистич. мировоззрения, выступал за возрождение идеалистич. метафизики. Утверждая вечность и единство духовного мира, его абсолютный смысл и ценность, Э. развивал "ноологический" (от греч. noos - разум, дух) метод понимания духовной жизни не только как психологич. явления, но и как вечной ценности. Призывая к созданию новой религиозно-жизненной системы, в центре её мыслил личностное существо; духовную жизнь представлял пронизанной нравств. началом. Однако, обращаясь к религии как абс. основе духовной жизни, Э. критиковал её историч. формы, отрицательно относился к церкви. Нобелевская пр. по литературе (1908). Использованы материалы Большой советской энциклопедии.
ЭЙКЕН, РУДОЛЬФ (Eucken, Rudolf Christoph) (1846–1926), немецкий философ, последователь Фихте, родился в Аурихе на севере Германии 5 января 1846, получил образование в Гёттингенском и Берлинском университетах у Р.Лотце и Ф.Тренделенбурга. В 1871–1874 преподавал философию в Базельском университете, затем в Йенском университете (до 1920). Эйкен – лауреат Нобелевской премии по литературе 1908. В 1912 был приглашен в Гарвардский университет, в 1914 – в Токийский университет. Среди ранних трудов – Метод аристотелевской логики (Die Methode der aristotelischen Forschung, 1872), однако позднее Эйкен начинает заниматься этикой. Введение в жизнь духа (Einfuhrung in eine Philosophie des Geisteslebens, 1908) содержит критику натурализма и интеллектуалистического пантеизма и взгляд на человека как место встречи природы и духа. Эйкен – автор концепций «ноологического метода» и «метафизики духа». С его точки зрения, человек может достичь блага – духовной жизни – только благодаря собственным неустанным усилиям в этом направлении (т.н. этический активизм, согласно которому деятельность, особенно деятельность духовная, является сущностью реальности и критерием истины). Эйкен критиковал социализм за ограничение свободы и приуменьшение значения духовности и культуры в жизни человечества. Идеи Эйкена были очень популярны в 20 в. в Германии, а также в Англии, США, Японии и скандинавских странах. Умер Эйкен в Йене 14 сентября 1926. Среди его работ – Человек и мир (Mensch und Welt. Eine Philosophie des Lebens, 1918); Смысл и ценность жизни (Der Sinn und Wert des Lebens, 1908); Можно ли еще оставаться христианами? (Konnen wir noch Christen sein? 1914) и многие другие. Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".
Эйкен (Eucken) Рудольф (5 января 1846, Аурих — 16 сентября 1926, Иена) — немецкий философ, фихтеанец. Профессор философии в Базеле (с 1871), в Иене (с 1874). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1908). Эйкен выступал в 1880-х гг. как глава философского движения за возрождение идеалистической метафизики и как противник господствующего позитивистско-натуралистического мировоззрения. Эйкен стремился создать — в традиции немецкого классического идеализма — концепцию метафизики духа, сочетая при этом фихтеанский активизм с религиозно-христианской позицией и некоторыми принципами, впоследствии вошедшими в философию жизни. Исходный пункт философии Эйкена — утверждение автономности, вечности и единства духовного мира, его абсолютного смысла и ценности. Но, согласно Эйкену, этот высший мир духа, входящий в эмпирический мир души, может быть обнаружен лишь через нравственные усилия, нравственные действия, под которыми он понимает всю духовную деятельность и культуру вообще. Свое понимание духовного мира не только как психологического явления, но и как вечной ценности, которая должна стать высшей действительностью, Эйкен, в отличие от психологического, назвал ноологическим (от греч. … — разум, дух). Ноологический метод включает каждое эмпирическое проявление духовной жизни в «целое» духовной жизни и тем самым выясняет и освещает ее. Однако Эйкен не отрицает и психологический метод, но только как метод анализа реальной обусловленности духовной жизни, а не самого духа. Эйкен выступает с критикой мировоззрений, жизненных систем (синтагм), которые он считает наиболее распространенными: 1) натурализм, сводящий внутренний мир к внешнему; 2) интеллектуально-пантеистические синтагмы с их «бесконфликтным» отношением к миру. Он считает, что необходима новая, религиозная жизненная система — «личностная система», в которой живым центром всех духовных явлений утверждается личностное существо, духовная жизнь здесь пронизана «субстанциальным» нравственным началом. Своеобразно развивая христианскую идею преображения космоса и идею богочеловечества (характерную и для русской религиозной философии), Эйкен формулирует задачу участия человечества «в движении вселенной» и достижения «невидимой гармонии мировой жизни...» (Эйкен Р. Смысл и ценность жизни. Харьков, 1911, с. 113) через «существенную согласованность» в духовном творчестве, «самообновление» и «самовозвышение». Однако, обращаясь к религии как к абсолютной духовной жизни, Эйкен критикует ее исторические формы, отрицательно относится к церкви. В начале 20 в. Эйкен получает широкую известность. В Германии организуется «Эйкеновский союз» (Eucken-Bund). С учением Эйкена знакомятся в Англии, Скандинавии, США, Японии, но популярность его связана скорее с проповедническим пафосом и борьбой против «обезличивающей культуры», чем с концепцией «метафизики духа». А. П. Огурцов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 415-416.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Die Lebensanschauungen der groBen Denker, 18 Aufl., B., 1922; Geistige Stroraungen der Gegenwart, 6 Aufl., B., 1928; в рус. пер.- Смысл и ценность жизни, Хар., 1911. Prolegomen zu Forschungen uber Einheit des Geiteslebens in Bewusstsein und That der Menschheit. Lpz., 1885; Die Einheit des Geiste- slebens in Bewusstsein und That der Menschheit. Lpz., 1888; Der Kampf um einen geistigen Lebensinhalt. Lpz., 1896; Der Wahrheitsgehalt der Religion. Lpz., 1901; Grundlinien einer neuen Lebensanschauung. Lpz., 1907; Erkennen und Leben. Lpz., 1912; Mensch und Welt. Eine Philosophie des Lebens. Lpz., 1918; Der Sinn und Wfert des Lebens, 9 Aufl. Lpz., 1921—22; Die Lebensanschauungen der grossen Denker, 18 Aufl. В., 1922; Geistige Stromungen der Gegenwart, 6 Aufl. В., 1922. Литература:Беляев В. А. Философия Р. Эйкена. СПб., 1912; Блонский П. П. Современная философия, ч. 1—2. М., 1918—22; Kappstein Th. R. Eucken. В., 1909; HartogA. H. de. R. Eucken. Haarlem, 1909; Boutroux E. R. Eucken's Kampf um einen neuen Idealismus. Lpz., 1911; YtussnerA. Die Philosophischen Weltanschauungen und ihre Haupt- vertreter, Neue Folge, H. 2. Gott., 1921; Siebert O. R. Eucken's Welt und Lebensanschauung, 4 Fufl. Langensalza, 1926; Becher E. R. Eucken und seine Philosophie. Langensalza, 1927.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |