Федоров Николай Федорович |
|
1828-1903 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Федорович Федоров
Федоров Николай Федорович (1828-1903), российский религиозный мыслитель-утопист, выдвинул «проект» всеобщего воскрешения умерших («отцов») и преодоления смерти средствами современной науки («Философия общего дела»). + + +ФЕДОРОВ Николай Федорович (1828-15.12.1903), религиозный мыслитель, представитель русского космизма. Незаконный сын князя П. И. Гагарина; был учителем в провинции, затем почти четверть века библиотекарем Румянцевского музея. Вел аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность, даже на книги и идеи, поэтому свои работы не публиковал. Основное зло для человека Федоров видел в смерти, порабощенности его слепой силой природы, поэтому выдвинул утопическую идею регуляции природных процессов средствами науки и техники, переустройства человеческого организма, освоения космоса. Высшая цель регуляции — преодоление смерти, воскрешение умерших поколений, “патрофикация” (воскрешение отцов), достижение всеобщего бессмертия. Нужно обратить вспять, считал Федоров, ложную направленность человека к рождению детей, которая ведет только к дурной множественности и дурной бесконечности. Дети, получая жизнь от отцов, должны воскресить, заново “родить” своих отцов. Воскрешение отцов, всеобщее бессмертие было задумано Федоровым как “общее дело” человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, поэтому христианскую идею личного спасения он как еретик считал безнравственной, противоположной делу всеобщего спасения. Т. П.
Другие биографические материалы:Фролов И.Т. Русский религиозный мыслитель (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991). Семенова С.Г. Незаконнорожденный сын князя П. И. Гагарина (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV). Семёнова С. Г. Родоначальник традиции русского космизма (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014). Шубаро О.В. Представитель религиозно-философского направления космизма (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998). Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Родоначальник философии космизма (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010). Автор «Философии общего дела» (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983). Зеньковский В.В. Получивший фамилию от крестного отца (Зеньковский В. История русской философии. – М.: Академический Проект, Раритет, 2001). Зеньковский В.В. Философ (Большая энциклопедия русского народа). Далее читайте:Общее дело (определение понятия). Федоров Н.Ф. Философия общего дела (Статья А. Г. Гачевой, С. Г. Семеновой о своде сочинений Н.Ф. Федорова). Философы, любители мудрости (биографический указатель). Горский Александр Константинович (1886-1943), философ, поэт, публицист, последователь Н. Ф. Федорова.
Сочинения:Чему научает древний христианский памятник в Китае? // Русский архив. 1901. № 4; Астрономия и архитектура // Весы. 1904. № 2; Философия общего дела: Ст., мысли и письма Н. Ф. Федорова. Т. 1. Верный (Алма-Ата), 1906; Т. 2. М., 1913; Что такое добро? // Путь. 1929. № 18; «Фауст» Гете и народная легенда о Фаусте // Контекст—1975. М., 1977; Проективное определение литературы: О «Мертвых душах» // Литературная учеба. 1982. № 3; Соч. М., 1982; Из мат. к 3-му т. «Философии общего дела» // Контекст—1988. М., 1989; What was Man created for? The Philosophy of the common task. Lausanne, 1990; Письма Н. Ф. Федорова — В. А. Кожевникову // Русское возрождение. Нью-Йорк. 1992. № 57; Из заметок и писем о прп. Сергии // Там же. № 58—59; Из матер. к 3-му т. «Философии общего дела» // ВФ. 1993. № 1; Как может быть разрешено противоречие между наукой и искусством? // Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993; Из «Философии общего дела». Новосибирск, 1993; Из матер. к 3-му т. «Философии общего дела» // Начала. 1993. № 1, 3; Соч. М., 1994; Собр. соч. В 4 т. Т. 1—3. М., 1995—97. Литература:Кожевников В. А. Николай Федорович Федоров, в. 1. М., 1908; Остромиров А. (А. К. Горский). Николай Федорович Федоров и современность, в. 1—4. Харбин(?), 1928—33; Семенова С. Г. Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990; Hagemeister М. Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung. Miinch., 1989.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |