Геннадий II Схоларий
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Геннадий II Схоларий

1405-1472

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Геннадий II Схоларий

Геннадий II Схоларий — первый после падения Византии константинопольский патриарх, с января 1454 г. Родился около 1405 г. в Константинополе и был крещен с именем Георгий, умер вскоре после 1472 г. Получил классическое образование, был знаком с латинской схоластической литературой, переводил на греческий язык трактаты Фомы Аквинского и других авторов. Преподавал логику и физику в Константинополе, затем занимал пост судьи и императорского секретаря. На Флорентийском соборе (1438-1439) поддерживал сторонников унии с католической церковью. С 1443-1444 гг. выступал против унии, что привело к разрыву с правительством. При императоре Константине XI (1449-1453) Георгий Схоларий вынужден был принять монашеский постриг с именем Геннадий, после чего он жил в Харсианитском монастыре. Осудил возобновление унии в 1452 г. После падения Константинополя в 1453 г. попал в плен к туркам. В Османской империи в 1454-1456 гг., в 1462-1463 гг. и в 1464-1465 гг. был константинопольским патриархом. Искал взаимопонимания с турецкими властями и надеялся на духовное возрождение православия. В промежутке между служением в качестве патриарха удалялся в монастырь Продрома около г. Серры. Именно здесь он умер и был похоронен. Достигнутое им соглашение с султаном Мехметом II определяло отношения между Православной Церковью и мусульманскими властями вплоть до 1923 г. Геннадий Схоларий был автором многочисленных богословских сочинений, среди которых особо выделяются: трактат против унии, изложение христианской веры для Мехмета II, сочинения о божественном Провидении, судьбе и происхождении человеческой души. Схоларию также принадлежат комментарии к трудам Аристотеля и Порфирия. Он был противником византийских гуманистов, особенно Плифона, от нападок которого защищал философию Аристотеля; стремился соединить схоластическую философию и томистское толкование Аристотеля с византийским богословием.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 230.

Геннадий Схоларий, мирское имя — Георгий (…) (род. между 1400—1405, Константинополь — ум. после 1472, монастырь Иоанна Предтечи Меникия, ок. г. Серры) — византийский богослов, патриарх Константинополя Геннадий II в 1454—56, 1463 и 1464—65. Учился у ревнителя православия Марка Евгеника, у гуманистов Иоанна Хортасмена и Иосифа Вриенния; изучал право, логику и физику в Константинополе. Около 1438 становится дидаскалом (учителем), синклитиком и «вселенским» судьей. Участвовал в Ферраро-Флорентийском соборе (1438—1439), приняв проуниатскую сторону, был секретарем императора Иоанна VIII Палеолога; однако около 1444 становится активным противником церковной унии и проводником идей Марка Евгеника — лидера антилатинской партии. Смещенный в 1446—47 с официальных постов, стал монахом (около 1450) Харсианитского монастыря. Знал латынь, восхищался западноевропейской схоластикой, особенно трудами Фомы Аквинского, которые переводил и комментировал. Написал страстную речь в защиту Аристотеля, подвергавшегося нападкам со стороны Георгия Гемиста Шифона. Автор комментариев к «Физике» и «Логике» Аристотеля, сочинениям Порфирия. Пытался выработать синтез учения Фомы Аквинского и православной догматики. Автор трактатов о божественном Провидении, о предназначении, о происхождении человеческой души, полемических сочинений против иудеев и мусульман, а также небольших аскетических и экзегетических произведений, гомилий («Бесед»), литургических стихов, надгробных речей, опровержения языческого гуманизма Плифона и др.

M. В. Бибиков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 500.

Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

Сочинения:

MPG, t. 160; Petit L., SideridesX. A., Jugie M. Oeuvres completes de George (Gennadios) Scolarios, vol. I—VIII. P., 1928-1936.

Литература:

Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV—XV вв., СПб., 1997, с. 44—61;

Gass W. Gennadios und Pletho. Aristotelismus und Platonismus in der griechischen Kirche. Breslau, 1844;

Jugie M. La polemiquc de George Scholarios contre Plethon. — «Byzantion», 1936, t. 10.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС