Герцен Александр Иванович |
|
1812-1870 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Иванович Герцен
Огарев и Герцен в 1960 году. Герцен Александр Иванович (25.03 (6.04). 1812, Москва - 9(21).01,1870, Париж) - писатель, мыслитель, общественный деятель. На формировании взглядов Герцен в период обучения в Московском университете сказалось его участие вместе с Огаревым (их знакомство, переросшее в дружбу, произошло около 1823 г.) в кружке, где обсуждались философские и политические проблемы, социалистические идеи Сен-Симона, события Французской революции. «Сенсимонизм лег в основу наших убеждений и неизменно остался в существенном», — писал Герцен. В 1834 году членов кружка арестовали и обвинили в создании тайной организации, имевшей целью свержение существующего строя, Герцен был сослан под надзор полиция. В 1842 году ему разрешили переехать в Москву, где он написал свои первые философские соч. В «Дилетантизме в науке» (1842-1843) он противопоставил идее славянофилов о необходимости подчинить философию религии мысль о соединении философии с естествознанием и знания с массами (одействотворение философии). Рассматривая историю науки и философии, Герцен показал, что массы всегда были поглощены добыванием материальных средств существования, а наука стала достоянием немногих. Возник разрыв между «кастой» ученых и остальным человечеством, что с необходимостью приводило к борьбе как к неизбежному элементу исторического процесса. Только соединение науки с массами снимает это противостояние «духа» и «материи». Проблема преодоления дуализма духа и материи решается Герценом и в «Письмах об изучении природы» (1845-1846), где он развивает мысль о союзе философии и естествознания, подчеркивая невозможность развития философии без опоры на естествознание и неспособность последнего создать истинную картину мира без овладения философской диалектикой. Имея в виду в первую очередь философию идеалистическую, вершиной которой были тогда взгляды Гегеля, Герцен отмечал заслугу этой философии в создании диалектической формы познания, в разработке идеи развития. Беда ученых-эмпириков, подчеркивал он, в том, что они не видят в природе развития разума, для них разум есть свойство только человеческое и потому субъективное, отсюда бытие и мышление распадаются у них на противостоящие друг другу внешним образом объект и субъект. Герцен же считал, что разум не противостоит природе как нечто внешнее, а есть осознание ею самой себя. Отвергая идеалистическое решение проблемы тождества мышления и бытия и не принимая характерного для эмпиризма (т. е. существовавшего тогда материализма) разрыва между субъективным разумом и объективным бытием, Герцен пытался вывести мышление, логику непосредственно из развития природы и попадал, таким образом, в тупик натурализма, ибо оставлял за пределами анализа социальную деятельность человека. Хотя уже в 1847 г. он приходит к выводу, что сознание, разум не есть результат развития природы, что разума «нет ни в природе, ни вне природы», что разум есть результат развития человека, его мозга, В дальнейшем (в 60-е гг.) он развил свои философские взгляды, признав значение для понимания человека изучения исторического развития общества. Он приходит к пониманию того, что сознание есть не только свойство мозга, но и продукт исторического развития человечества. Человек - не только физическое тело, подчиняющееся общим законам природного мира, он живет в обществе и является существом нравственным, а потому изучать его поведение должна социология, которой предстоит вырвать человека «из анатомического театра, чтобы возвратить его истории». Ибо история, об-во имеют свои законы, и «общественный человек ускользает от физиологии; социология же, напротив, овладевает им, как только он выходит из состояния животной жизни». В 1847 г. Герцен навсегда покидает Россию, но до конца своих дней он жил ее интересами, с мая о преобразованиях, которые привели бы ее на путь свободы и процветания, Об этом свидетельствуют еще обширная переписка, тесные контакты с представителями русского освободительного движения, особенно с М. А, Бакуниным после приезда последнего в Лондон в 1861 году. В 1853 году Герцен основал в Лондоне Вольную русскую типографию, в которой стал печатать произв., запрещенные на родине цензурой, с 1855 года издавал альманах «Полярная звезда», а с 1857 по 1867 годы вместе с Огаревым - газ. «Колокол». Полагая, что социалистическое общественное устройство в большей степени, чем любое другое, обеспечивает социальную справедливость, он пережил мучительное разочарование, убедившись, после поражения революции 1848 года во Франции, что идея частной собственности имеет глубокие корни. Герцен пришел к выводу, что идея социализма, созревшая на западной почве, может осуществиться там, где найдет более благоприятные условия, а именно в России на основе крестьянской общины, но общины, освобожденной от государственной опеки и существенно преобразованной на основе западноевропейской науки. «На это влияние человека и науки мы обращаем особое внимание, оно чрезвычайно важно», - подчеркивал Герцен. При этом он развил мысль Чаадаева о том, что отсталость России может стать ее преимуществом, ибо, усвоив достижения западноевропейской науки, она сможет избежать тех негативных моментов, которые сопутствовали движению западного общества вперед, и даже миновать стадию буржуазного развития в том виде, в каком она проявлялась в Западном Европе, Эта мысль основывалась на убеждении, что в истории действуют законы, обязательные для всех стран и народов, поэтому все народы должны пройти теми же фазами развития, которыми прошли ушедшие вперед народы. Но поскольку действие исторических закономерностей зависит от деятельности людей, в исторической жизни различных народов наблюдается огромное разнообразие и не все народы должны полностью повторить все фазы, пройденные ушедшими вперед народами. «Я решительно отрицаю необходимость подобных повторений, - писал Герцен в 1854 году - Мы можем и должны пройти через скорбные трудные фазы исторического развития наших предшественников, но так, как зародыш проходит низшие ступени зоологического существования». Все эти идеи явились предпосылкой создания теории русского «крестьянского» социализма, разработанной Герценом в 1849-1855 годы и представленной в работах «Россия», «Русский народ и социализм», «О развитии революционных идей в России», «Крещеная собственность» и др. В своей теории социализма Герцен синтезировал некоторые идеи славянофилов, Гакетгаузена, описавшего крестьянскую общину, и европейские социалистические учения. Одним из первых среди деятелей русского освободительного движения Герцен понял неоправданность революционного насилия без понимания перспектив социального развития, без преобразования народного сознания. Кровавый опыт революции 1848 года, писал Герцен, «взошел у меня в плоть и кровь». И с тех пор он не устает выступать против «вспышкопускательства», которым особенно грешил Бакунин, Насилие способно только расчищать место для будущего, говорил Герцен, для социального созидания необходимы «построяющие идеи», нужно развитое народное сознание. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри», - утверждал он. Постоянно подчеркивая важность воспитания в процессе преодоления привычек и традиций прошлого, основанных на угнетении и эксплуатации. Герцен не уставал подчеркивать, что главной целью общественного движения должно быть обеспечение свободы лица, «На ней и только на ней может вырасти действительная воля народа. В себе самом человек должен уважать свою свободу и чтить ее не менее, как в ближнем, как в целом народе». Деятельность и литературное творчество Герцена оказали огромное влияние на развитие русской философской и общественной мысли, причем самых разных направлений. Под влиянием теории «русского социализма» находилось большинство народнических организаций. За признание Герцена своим предшественником боролись российские социал-демократы. Но и непримиримые противники как народничества, так и марксизма находили у Герцена много ценных и близких им идей. Так, К. Н. Леонтьева привлекали мысли Герцена о культуре и о пагубном на нее влиянии буржуазии, а Бердяева - его идеи о свободе личности. Ценили Герцена и такие разные по своим философским воззрениям русских философы, как Булгаков и Шпет. А без ссылок на автобиографическую эпопею Герцена «Былое и думы» не обходился ни один исследователь истории русской философской мысли середины XIX века, даже такой религиозно убежденный мыслитель, как Флоровский, и тот ссылался на Герцена как на высочайший авторитет в оценке тех или иных явлений философской жизни XIX века. И безусловно прав Бердяев, когда пишет, что Герцен и Белинский имеют «центральное значение для русской судьбы», а Герцен «если и не самый глубокий, то самый блестящий из людей 40-х годов» (О России и русской философской культуре, М., 1990. С, 92, 94), Булгаков называет Герцена «нашим национальным героем», «одной из самых характерных фигур, в которых воплотились многосложные противоречия противоречивого XIX века» (Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 95). А. Т. Павлов, А. В. Павлов Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 128-130. Сочинения: Собр. соч.: В 30 т. М., 1954-1966; Соч.: В 2 т. М„ 1985-1986; Собр. соч.-В 4 т. М., 1988. Литература: Плеханов Г. В. Философские взгляды А. И. Герцена // Избр. филос. произв.: В 5 т. М., 1958. Т. 4; Ленин В. И. Памяти Герцена /У Поли. собр. соч. Т. 21; А, И. Герцен. 1870 - 21 янв. 1920 (Сб. статей). Пг., 1920; Шпет Г. Философское мировоззрение Герцена. Пг., 1921; ПтерЛ, О. Мировоззрение Герцена: Историко-философские очерки. М.; Л., 1935; Володин А. И. Герцен. М., 1970; Он же. Александр Герцен и его философские искания /У Герцен А. И. Соч.: В 2 т. М, 1985. Т. 1; Смирнова 3. В. Социальная философия А. И, Герцена. М., 1973; Павлов А. Т. От дворянской революционности к революционному демократизму: идейная эволюция А. И. Герцена. М., 1977; Он же. А. И. Герцен - родоначальник русского крестьянского утопического социализма /У История русского утопического социализма XIX века. М., 1985; Берлин И, А. И. Герцен // Новое литературное обозрение. 2001. № 49; Kline G. Herzen, Alexander Ivanovicb // Encyclopedia of Philosophy L.; N. Y., 1967. Vol. 3. P. 494-495; Gavin W. Herzen and James. Freedom as Radical, li Studies in Soviet Thought, 1974. N 3; SNeidemeier W. C. Herzen and Nietsche: A Link in the Rise of Modern Pessimism Hi Russian Revie w, 1977. Vol, 34. N 4; Acton E. Alexander Herzen and the Role of the Intellectual Revolutionary. Cambridge, 1979; Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры, исследования. Вып. 11. Герцен, М,, 1993; Гурвич-Лищинер С. Д. «Я его формировал...»: о творческих связях философской прозы Герцена и Чаадаева // Вопросы философии. 2003, Ш 11; Мсаиа М Александр Герцен и происхождение русского социализма: 1812-1855 / Пер. с англ. А. Павлова и Д. Узламера. М., 2010; Александр Иванович Герцен и исторические судьбы России: Материалы международной научной конференции к 200-летию А. И. Герцена. М., 2013, Вернуться на главную страницу Герцена.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |