Герцен Александр Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Герцен Александр Иванович

1812-1870

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Александр Иванович Герцен

Александр Герцен (1812-1870). Великий русский мыслитель, писатель и публицист Александр Иванович Герцен, посвятивший всю свою сознательную деятельность борьбе за победу народа над царизмом («Он поднял знамя революции» * — так писал о нем В. И. Ленин), родился в Москве в год наполеоновского нашествия на Россию. Умер он во Франции, незадолго до возникновения первой пролетарской республики — знаменитой Парижской коммуны.

Между двумя датами — без малого 58 лет, большая человеческая жизнь, трудный и сложный путь идейных исканий.

Главная веха на этом пути — революция 1848—1849 гг., бурей прокатившаяся по ряду европейских стран. Важнейшее событие социально-политической истории XIX в., оставившее громадный след во всем социально-философском творчестве Герцена, эта революция и жизненный его путь резко поделила на две части.

До — Россия, родина...

После — эмиграция: Франция, Италия, Англия, Швейцария...

До — беззаботное, но какое-то одинокое детство; клятва, данная с другом, Николаем Огаревым, на Воробьевых горах,— отмстить за казненных императором Николаем декабристов; шумные университетские аудитории на Моховой, восторженное социалистическое вольномыслие; арест и тюремное заключение в Крутицкие казармы; ссылка; тайное венчание с любимой Наташей; возвращение в Москву; холодный, чиновничий Петербург; новая ссылка; опять Москва, напряженная литературная работа...

После — революционные грозы конца 40-х годов и тягостное послереволюционное похмелье; трагическая гибель матери, сына, смерть жены; создание вольной русской прессы за границей, что было определено В. И. Лениным как «великая заслуга» Герцена **; более чем десятилетний мощный набат «Колокола», горой вставшего за освобождение крестьян от крепостной зависимости; смелая поддержка польских повстанцев 1863 г.; новые семейные драмы; раздоры с молодой, разночинной эмиграцией...

До — первые литературные опыты, циклы блестящих философских статей в «Отечественных записках»; слово придушенное, оскопленное царской цензурой...

После — свободная речь человека, вырвавшегося из николаевской тюрьмы на воздух, речь, прямо обращенная к друзьям и врагам, ко всему миру, к потомкам; книга поразительной исповеди — «С того берега»; мемуарная эпопея «Былое и думы»...

До — молодая, страстная вера в человечество, в его разум, в неизбежное, близкое уже осуществление социалистического идеала, социальной гармонии...

После — глубокий скепсис, обращенный на прежние надежды, на будущее Европы и на будущее вообще, на всякого рода социальные теории и прожекты и даже — временами — на собственную новую веру в возможность для России избежать «буржуазной оспы», мучительных порядков капитализма...

До — убежденное проповедование всеспасительности знания — «религия науки», как впоследствии назовет этот культ теории сам Герцен...

После: «Не ищи решений в этой книге — их нет в ней, их вообще нет у современного человека». Так писал Герцен в посвящении «Сыну моему Александру», предпосланному русскому изданию «С того берега» (1855). Так он писал, а сам неутомимо, настойчиво продолжал искать эти решения: в книгах и в жизни, в Европе и в России, обращаясь мыслью в прошлое и стараясь заглянуть в завтра.

Но как же можно предсказать будущее, если история, как утверждал иногда Герцен, никуда не идет, не имеет цели? Ведь «если б человечество шло прямо к какому-нибудь результату, тогда истории не было бы»... «Объясните мне, пожалуйста, отчего верить в бога смешно, а верить в человечество не смешно; верить в царство небесное — глупо, а верить в земные утопии — умно? Отбросивши положительную религию, мы остались при всех религиозных привычках и, утратив рай на небе, верим в пришествие рая земного и хвастаемся этим».

А вскоре — будто и не было этого отречения от веры в «рай земной» — Герцен торжественно провозглашает неизбежность социалистического будущего как «необходимого последствия» истории: «Пока существуют посылки,— а они так глубоко вросли в современную жизнь или выросли из такой глубины ее, что их с корнем вырвать нельзя,— социализм будет ставиться их живым силлогизмом...» Преследование идей социализма безумно: «Как будто какое-нибудь развитие на череду, какое-нибудь логическое последствие ряда осуществившихся посылок можно остановить кулаком и бранью, не убивая организма или не делая из него урода».

Громадным препятствием социализму, раковой опухолью современного ему западного мира Герцен считал дух мещанства. «Мещанство — идеал, к которому стремится, подымается Европа со всех точек дна... Работник всех стран — будущий мещанин... Может, какой-нибудь кризис и спасет... Но откуда он придет, как, и вынесет ли его старое тело или нет? Этого я не знаю...» — печально пишет Герцен в 1862 г.

А через несколько лет, незадолго перед смертью, он же, но как будто другой человек, убежденно говорит о том, что настоящая борьба мира доходов и мира труда не за горами и что история свершит этот свой революционный акт в Париже... И, разрывая со старым своим товарищем, анархистом Михаилом Бакуниным, Герцен, по словам В. И. Ленина, обращает «свои взоры не к либерализму, а к Интернационалу, к тому Интернационалу, которым руководил Маркс...» ***.

Противоречия? Непоследовательность? Конечно. Но такова одна из характернейших черт герценовского мышления: оно все, сплошь, соткано из противоречий.

Противоречия эти объясняются прежде всего тем, что как мыслитель Герцен никогда не стоял на месте. Резкий противник всякого рода доктринерства, духовной окостенелости, он не строил законченных систем. Еще с юности он был убежден в том, что «догматизм в науке не прогрессивен; совсем напротив, он заставляет живое мышление осесть каменной корой около своих начал». Это убеждение он пронес через всю жизнь. Отсюда — самокритичный характер мысли Герцена, отсутствие у него жестких формулировок, законченных выводов, вероятностность многих тезисов, диалогическая форма важнейших произведений. Отсюда — и постоянное обращение его к трудам самых разных мыслителей, прошлых и настоящих, непрерывная учеба у них, их критическое переосмысливание — не с целью подыскать дополнительные аргументы для какой-то доктрины, а с целью выявления и развития содержащихся в их учениях рациональных начал. Отсюда — и всегдашняя полемичность стиля, пристрастие к острым дискуссиям, кто бы ни был идейный противник. Но отсюда же — и развитие, изменение собственных взглядов, разочарование в некоторых ранее защищаемых идеях, отказ от них, выдвижение новых.

Теоретическая эволюция Герцена не получила завершения. Однако при всей сложности и противоречивости его идейных исканий, их всегда отличало оригинальное сочетание идей философских, общетеоретических с революционными, социалистическими.

Научная добросовестность не позволила Герцену удовлетвориться ни одним из тех решений социального вопроса (будь то доктрины Сен-Симона, Фурье или Оуэна, либо идеи бланкизма и прудонизма), несостоятельность которых обнаруживали и развитие самой общественной мысли и, прежде всего, историческая практика... Но именно неустанное постоянное стремление сделать социалистическую идею сильной, неопровержимо доказать неизбежность осуществления строя подлинного равенства неодолимо влекло Герцена в направлении научной теории общественного развития.

«Герцен,— писал В. И. Ленин,— вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед — историческим материализмом» ****.

Примечания

* Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 21, с. 261.

** Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 21, с. 258.

*** Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 21, с. 257.

**** Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 21, с. 256.

Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982, с. 386-390.


Вернуться на главную страницу Герцена.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС