Гоббс, Томас |
|
1588–1679 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Томас ГоббсГОББС (Hobbes) Томас (5.4.1588, Малмсбери,-4.12.1679, Хардуик), английский философ-материалист. Родился в семье приходского священника. Окончив Оксфордский ун-т (1608), поступил гувернёром в аристократич. семью У. Ka-вендиша (впоследствии герцога Девонширского), с к-рой был связан до конца жизни. На формирование воззрений Г. значит, влияние оказали Ф. Бэкон, а также Г. Галилей, П. Гассенди, P. Декарт. Осн. соч.: филос. трилогия "Основы философии"-"О теле" (1655), "О человеке" (1658), "О гражданине" (1642); "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651-, рус. пер. 1936). Продолжая линию Бэкона, Г. "...уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма..." (Маркс К. н Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). В полемике с Декартом он отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Г. создал первую законченную систему механистич. материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Геометрия и механика для Г.- идеальные образцы науч. мышления вообще. Природа представляется Г. совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое - как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Г. не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Г. разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом ("фантаз-ма"); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Г. различал два метода познания: логич. дедукцию рационалистич. "механики" и индукцию эмпирич. "физики". Гос-во Г. рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию "войны всех против всех". Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу гос-ва, задача к-рого - обеспечение мира и безопасности. Г. превозносит роль гос-ва, к-рое он признаёт абс. сувереном. В вопросе о формах гос-ва симпатии Г. были на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви гос-ву, он считал необходимым сохранение религии как идсологич. орудия гос. власти для обуздания народа. Этика Г. исходит из неизменной чувственной "природы человека". Основой нравственности Г. считал "естественный закон"- стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражд. обязанностями, вытекающими из обществ, договора. Учение Г. оказало большое влияние на последующее развитие филос. и социальной мысли. Портрет стр. 610. Б. Э. Быховский. Использованы материалы Большой советской энциклопедии. Вернуться на главную страницу Гоббса
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |