Гоббс, Томас |
|
1588–1679 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Томас ГоббсГоббс (Hobbes), Томас (5.IV.1588 - 4.XII.1679) - английский философ-материалист, идеолог крупной буржуазии и обуржуазившейся аристократии. Родился в семье священника, окончил Оксфордский университет, был некоторое время секретарем Ф. Бэкона, воспитателем лорда Кавендиша, с которым путешествовал по Европе, был знаком с Г. Галилеем, П. Гассенди и другими прогрессивными мыслителями. С начала английской революции осудил ее и уехал во Францию, где сблизился с кругами роялистов. В 1651 году вернулся в Англию; после реставрации монархии подвергался гонениям со стороны клерикалов и крайних роялистов за атаки на клерикализм и поддержку диктатуры Кромвеля. По своим философским взглядам Гоббс - "систематик бэконовского материализма" (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 143), типичный механист 17 века, атеист. Общественно-политическая теория Гоббса, изложенная им в сочинении "О гражданине" ("De cive", 1642) и "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" ("Leviathan or the matter, form and power of a commonwealth ecclesiastical and civil", 1651) и другие, оставалась по существу идеалистической. Однако Гоббс принадлежал к числу тех мыслителей, которые "...стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии" (там же, т. 1, с. 111). Гоббс отвергал божественное происхождение государства и доказывал, что оно создано людьми посредством общественного договора. Появлению государства предшествовало естественное состояние людей, когда не было частной собственности: "природа дала все вещи всем людям"; поскольку люди от природы равны и не могут существовать без вещей, шла страшная война всех против всех за обладание ими, и человек человеку был волк. В поисках выхода из этого положения люди пришли к осознанию необходимости договориться о создании государства для наведения порядка. Возникшая таким образом государственная власть создала гражданское общество и обеспечила всем желанный мир, в силу отказа людей от своего естественного права на вещи, которые государство распределило в частную собственность. Государство и собственность, утверждал Гоббс, - величайшее благо для человечества. Чтобы удержать людей от возврата к естественному состоянию, власть государства должна быть ничем не ограниченной и сильной; лучшей формой для этого Гоббс считал абсолютную монархию. Вся деятельность людей, собственность, а также церковь и другие учреждения должны быть подчинены государственной власти и регулироваться ею. Гоббс не выдвигал идеи полной свободы частной предпринимательской деятельности, признавал корпорацию подданных со всеми их привилегиями и монополиями, пожалованными государственной властью. Изобразив естественное состояние людей как господство произвола и войну всех против всех, Гоббс пытался развенчать идеал общества без частной собственности, который выдвигали идеологи низших слоев народа в период английской революции; его взгляды на общество и государство были проникнуты антидемократизмом. Он прозорливо заметил контрреволюционные настроения у пришедших после 1649 года к власти индепендентов и в "Левиафане", в отличие от своих ранних произведений, проводил мысль о необходимости примирения подданных с властью индепендентов. Тем самым Гоббс стремился предотвратить дальнейшее развитие революции. Вместе с этим он был антиклерикалом, видел в борьбе духовенства с государством за власть причину гражданских войн и больших несчастий для людей, требовал от духовенства беспрекословного подчинения государству. Гоббс выражал интересы тех кругов обуржуазившейся аристократии и крупной буржуазии 17 века, которые были связаны с капиталистическим развитием, но считали, что это развитие может проходить при господстве абсолютной монархии при условии некоторых реформ и что революционное свержение монархии не нужно. Он пытался примирить буржуазные требования подданных с правами абсолютной монархии. (С тенденцией представить Гоббса наиболее ярким выразителем интересов буржуазного развития Англии, которую можно встретить в философской и исторической литературе (например, А. А. Ческис, Томас Гоббс, 1929; "История философии", т. 2, 1941), согласиться нельзя). Ю. M. Сапрыкин. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963. Сочинения: Левиафан. М., 1936; Философские основания учения о гражданине, М., 1914. Литература: Маркс К. и Энгельс Ф.. Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Герман Л., Учение Гоббса об обществе, "Под знаменем марксизма", 1938, No 6; Бихдрикер Д., Учение Гоббса о государстве и праве, там же; Нönigswald R., Hobbes und die Staatsphilesophie, Münch., 1924; Lips I., Die Stellung des Thomas Hobbes zu den politischen Parteien der grossen englischen Revolution, Lpz., 1927; Polin R., Politique et philosophie chez Thomas Hobbes P., 1952. Вернуться на главную страницу Гоббса
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |