Гоббс, Томас |
|
1588–1679 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Томас Гоббс
Гоббс Томас — один из величайших умов XVII столетия, родился в Малмсбери, в Англии, 5 апреля 1588 г. В Париже он написал трактат «О гражданине» (Е)... Он сохранял остроту ума вплоть до своей последней болезни, хотя прожил более девяноста одного года. Его долгая жизнь всегда была жизнью достойнейшего человека. Он любил свою родину, был верен своему королю, был хорошим другом, милосердным, всегда готовым оказать услугу человеком. Его считали атеистом, но те, кто писал о его жизни, утверждают, что он придерживался весьма ортодоксальных воззрений в вопросе о природе бога (М). Говорили также, что он боялся привидений и злых духов (N). (Е) В Париже он написал трактат «О гражданине»... Из-за этого произведения Гоббс нажил себе много врагов, но в то же время заставил признать наиболее проницательных читателей, что никто до него не [134] вникал так хорошо в сущность политики. Я не сомневаюсь, что он многое преувеличивал; это обычно для того, кто пишет, чтобы опровергнуть мнение, внушив[1]шее ему большое отвращение... ...Что касается неудобств, которые могли бы породить предположения Гоббса, если их осуществить на практике, то об этом надо говорить отдельно. Я повторяю, что это не то место, по которому надо бить, ибо разве противоположная система [правления] не обнаруживает на практике многих неудобств? Пусть де[1]лают что хотят, пусть создают систему лучше, чем Платон в «Государстве», Мор в «Утопии» и Кампанелла в «Городе Солнца» и т. д.; все эти прекрасные, идеи окажутся ограниченными и полными недостатков, как только их захотят применить на практике. Человеческие страсти, порождающие друг друга с поразительным разнообразием, сразу же разрушили бы надежды, возлагаемые на эти прекрасные системы. Посмотрите, что происходит, когда математики хотят применить к материи свои умозрительные понятия о точках и линиях. Они делают все, что хотят, со своими линиями и поверхностями; это чистая идея нашего ума; ее можно изменять в том, что касается размеров, как нам заблагорассудится, и поэтому мы доказываем великолепнейшие вещи относительно природы круга и бесконечной делимости непрерывной функции. Но все умозрительные понятия эти оказываются недостаточными, если применить их к существующей вне нашего ума, твердой и непроницаемой материи. Аналогичную картину дают нам человеческие страсти, если сопоставить их с умозрением человека, создающего себе отвлеченные идеи совершенной системы правления... (М) Те, кто писал о его жизни, утверждают, что он придерживался весьма ортодоксальных воззрений в вопросе о природе бога. Из всех моральных достоинств Гоббса только отношение к религии вызывает некоторые сомнения. Он был откровенен, учтив, общителен с теми, кого знал, был хорошим другом, милосердным к бедным, заботливым родственником, ревностным по- [135] борником справедливости и никогда не заботился о накоплении богатства. Это последнее качество имело благоприятное влияние на его жизнь, ибо здесь не было источника, из которого рождается самое плохое качество — скупость. Те, кто знал Гоббса, могли не задавать ему вопроса, чтит ли он добродетель, его можно было спросить: Разве твоих недостаточно лет, чтобы знать: Бог создал все, что ты видишь *. Искренний ответ, если верить его жизнеописаниям, заключался бы в следующем: есть бог, начало всех вещей, которого не нужно заключать в границы нашего слабого разума. Он мог бы добавить, что принимает христианство таким, каким его установили в Англии согласно законам, но питает отвращение к теологическим спорам; что он ценит главным образом, когда делом служат поддержанию благочестия и добрых нравов; что он имеет обыкновение порицать священников, оскверняющих простоту религии, примешивая к ней либо суеверный культ, либо много пустых и невежественных спекуляций... Биографы Гоббса заключают, что в атеизме его обвиняют отъявленные клеветники, которые могут привести в защиту своего мнения, возможно, лишь тот довод, что он отверг многие схоластические учения, приписывающие богу известные атрибуты, образцом для которых берут наш слабый ум... Несомненно, нет обвинения, которым так сильно злоупотребляют, как обвинением в атеизме. Не[1]сметное число мелких умов или злых людей предъявляют это обвинение всем, кто ограничивает свои утверждения великими и возвышенными истинами основательной метафизики и общими учениями Писания. Мелкие умы требуют от них большего: они хотят заставить их одобрить все конкретные положения, которые постоянно втолковывают народу... (N) Говорили также, что он боялся привидений и злых духов. Кстати говоря, философские принципы Гоббса не были пригодны для того, чтобы освободить его _____ * Персии. Сатиры, II, ст. 17. [136] от страха перед появлением духов. Ведь если рассуждать последовательно, то окажется, что нет философов, которые имели бы меньше прав отбросить магию и дьявольщину, чем те, кто отрицает существование бога. Говорят, что Гоббс не верил в существование духов. Лучше было бы сказать так: он верил в то, что не существует субстанций, отличных от материи. Но поскольку это не мешает верить в существование многих субстанций, желающих добра или зла и делающих добро или зло другим, он мог и должен был полагать, что есть существа в воздухе или где-то еще, способные быть злыми, как и корпускулы, по словам Гоббса, формирующие мысли в нашем мозгу. Почему эти корпускулы больше знают о средствах вредить, чем другие существа? И что доказывает, что эти другие существа не знают, как надо действовать на наш мозг, чтобы заставить нас видеть привидение? Рассмотрим этот вопрос с другой стороны. Надо быть не только очень смелым, но и экстравагантным, чтобы отважиться утверждать, будто не существует людей, которые воображают, что видели призрак; и я не верю, что наиболее упрямые маловеры когда-нибудь поддерживали это утверждение. Все, что они говорят, сводится к следующему: лица, верящие в то, что они были свидетелями появления духов, обладают больным воображением. Таким образом, признается, что существуют некоторые участки мозга, которые, возбуждаясь но тем или иным причинам, вызывают образ объекта, не существующего реально вне нас. Это приводит к тому, что человек, мозг которого подвержен таким изменениям, верит, что он видит в двух шагах от себя ужасный призрак, фурию или угрожающее ему привидение. Подобные явления происходят в голове наиболее упрямых маловеров либо во время сна, либо во время мучающей их лихорадки. Смеют ли они после этого утверждать, что у бодрствующего человека, не находящегося в состоянии помешательства, в некоторых участках мозга не может возникнуть впечатление, подобное тому, какое по законам природы связано с видимостью привидения? Если они вынуждены признать эту возможность, они не [137] могут утверждать, что никогда ни один призрак не явится им, что никогда, бодрствуя и находясь в одиночестве в темной комнате, они не увидят человека или животное. Таким образом, Гоббс мог представить себе, что некоторая комбинация атомов, пришедших в движение в его мозгу, вызывает у него подобное видение, хотя он был твердо уверен, что ни ангел, ни душа умершего человека не замешаны в этом. Он был до крайности пуглив, и, следовательно, у него были основания не доверять своему воображению, когда он оставался ночью один в комнате, ибо помимо его воли он вспоминал о прочитанном или услышанном относительно появления духов, хотя и не был убежден, что это реальные вещи. Эти образы, если учесть робкий характер Гоббса, могли сыграть с ним плохую шутку. И вполне возможно, что такой же неверующий человек, как он, но более храбрый удивился бы, если бы увидел, как в его комнату входит человек, который, как известно, уже умер. Эти появления [духов] бывают чаще во время сна как у верующих в бессмертие души, так и у не верующих в него. Предположим, что они явились бы однажды бодрствующему неверующему человеку, как они являлись ему не раз во время сна, и мы поймем его испуг, хотя бы он был храбрым человеком. Тем более нам будут понятны страхи Гоббса. [138] Цитируется по изд.: Бейль П. Исторический и критический словарь. Том 1, М., 1967, с. 134-138. Вернуться на главную страницу Гоббса
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |