Григорович Дмитрий Васильевич |
|
1822 - 1899 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Д.В.Григорович. Автопортрет. ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич (19.03.1822-22.12.1899), русский прозаик, переводчик, искусствовед. Учась в Петербургском Главном инженерном училище (1836 — 40), подружился с Ф. М. Достоевским. Н. А. Некрасов привлекает его к участию в альманахе “Физиология Петербурга” (очерк “Петербургские шарманщики”). Ободренный успехом, пишет повесть о трагической истории девушки-сироты, жанрово ориентированную на “физиологический очерк”; “Деревня” (1846). Серьезным, единодушно признанным творческим успехом стала повесть Григоровича “Антон Горемыка” (1847), посвященная судьбе от природы одаренного, но задавленного нуждой и произволом космополитизированного барина русского мужика. В последующие годы Григорович обращается к жанру романа, как правило, в традициях “натуральной школы” (“Проселочные дороги”, 1852, о паразитическом существовании помещиков-“небокоптителей”; “Рыбаки”, 1853, о гибели крестьянской общины под натиском “прогресса” и капитализма; “Переселенцы”, 1855, о взаимоотношениях “просвещенных” помещиков с их “крещеной собственностью”). На отмену крепостного права Григорович откликнулся романом “Два генерала” (1864), где отразил “нигилистов”, не увидев в них ничего, кроме дешевой демагогии. Вновь к литературному творчеству Григорович возвращается в сер. 1880-х. Его повесть “Гуттаперчевый мальчик” — “маленький шедевр” (И. С. Тургенев) — и поныне числится в классике детского чтения.
Григорович Дмитрий Васильевич (1822 - 1899), прозаик, переводчик. Родился 19 марта (31 н.с.) в Симбирске в семье небогатого помещика. Рано остался без отца, воспитывался матерью, француженкой по происхождению, говорившей только по-французски, поэтому русскому языку учился у дворовых. Образование получал в частных немецких и французских пансионах в Москве (1832 - 1385). В 1836 поступил в Петербургское Главное инженерное училище, где подружился с Ф.Достоевским. Карьера офицера его не привлекала, поэтому Григорович покидает училище в 1840 и поступает в Академию художеств, но скоро оставляет и ее. В 1842 определяется на службу в Дирекцию императорских театров, заводит круг знакомств среди литераторов. В 1845 сотрудничает с Н .Некрасовым в альманахе "Физиология Петербурга", пишет очерк "Петербургские шарманщики", отмеченный Белинским. В 1847 выходит повесть "Антон Горемыка", принесшая Григоровичу настоящую литературную славу и единодушное одобрение читателей, писателей и критиков. Далее следуют "Проселочные дороги" (1852), "Рыбаки" (1853), ставшие заметным явлением в литературной жизни того времени. Следующие произведения Григоровича "Переселенцы" (1855) и "Пахарь" (1856) были встречены критически, поскольку от него ждали иного. В этот период шла острая борьба между сторонниками "чистого искусства" и революционными демократами, но Григорович стремился остаться от нее в стороне: "...Право, душу теснят статьи, исполненные ненависти... " - писал он Некрасову. В 1858 - 59 писатель принял приглашение Морского министерства совершить путешествие на военном корабле, о чем рассказал в путевых очерках "Корабль "Ретвизан", в которых нашел место для описания архитектуры и искусства. Он был известен как знаток скульптуры и живописи и коллекционер. С 1864 занял пост секретаря Общества поощрения художников, где проработал около двадцати лет, оставив литературное творчество. В 1883 Григорович возобновляет литературную деятельность повестью "Гуттаперчевый мальчик", названной критикой "маленьким шедевром". В эти же годы выступает как переводчик (повесть П.Меримо "Этрусская ваза"). В последние годы жизни работает над "Литературными воспоминаниями", рисуя для будущих поколений портреты И.Тургенева, Л.Толстого и других. Умер Григорович 22 декабря 1899 (3 января 1900 н.с.) в Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Группа писателей журнала "Современник": Григорович Дмитрий Васильевич (19[31].03.1822—22.12.1899[3.01.1900]), писатель. Детство провел в усадьбе отца, симбирского помещика. Учился в частных немецком и французском пансионах в Москве (1832—35), затем в инженерном училище и Академии художеств (Петербург, 1836—40). Служил в Дирекции императорских театров. В 60—80-х — секретарь Общества поощрения художеств. В 40-х Н. А. Некрасов привлек Григоровича к участию в альманахах «Физиология Петербурга» (1845) и «Первое апреля» (1846), где были помещены очерк «Петербургские шарманщики» и рассказ «Штука полотна». В 1846 Григорович создал повесть «Деревня», в которой поведал трагическую историю деревенской девушки-сироты, выданной барином за нелюбимого. В повести проявилась ориентация на принципы «физиологического очерка». Основное внимание Григорович уделяет не анализу чувств и мыслей героини, а изображению событий, внешности действующих лиц, деталям обстановки. Сильной стороной повести явилась резкая критика крепостничества, в условиях которого человеческая судьба и жизнь зависят от прихоти господина. «Деревня» была, по словам И. С. Тургенева, «по времени первая попытка сближения нашей литературы с народной жизнью». Подлинную литературную славу Григоровичу принесла вторая его повесть «Антон Горемыка» (1847). Задавленный нуждой и произволом мужик, герой произведения, становится воплощением лучших качеств национального характера, самораскрытию которого мешает гнет крепостного права. Фигура всесильного управляющего рисуется в сатирических красках. Протест против бесчеловечных порядков звучит здесь еще сильнее, чем в «Деревне». В «Антоне Горемыке» Григорович преодолел односторонность «физиологического очерка» и приблизился к роману. Повесть была единодушно одобрена писателями и критиками. М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой и др. указывали на воспитательное значение «Антона Горемыки». Овладев «малыми формами», Григорович пробует силы в освоении масштабного произведения. Свое понимание России он выразил в романе «Проселочные дороги» (1852). Взяв за образец «Мертвые души» Гоголя, Григорович создал «роман без интриги», проникнутый отрицанием паразитического существования помещиков-«небокоптителей» и явной симпатией к представителям народа, которые являются лишь эпизодическими персонажами. Критика справедливо указывала на растянутость и подражательность «проселочных дорог». Через год Григорович опубликовал новый роман «Рыбаки», целиком посвященный народу. В свободном от крепостной зависимости крестьянине писатель усматривал подлинные живые силы нации, залог ее будущего успешного развития. Однако он считал, что деревня может существовать, только соблюдая верность патриархальным устоям, «фабрика» развращает народ, разлучает его с землей. Вместе с тем Григорович понимал, что патриархальная крестьянская община не сможет устоять под натиском капитализма, и показал в «Рыбаках» первые признаки власти капиталистов в деревне. К достижениям Григоровича следует отнести и картины родной природы, долгое время помещавшиеся в качестве образцовых в школьных хрестоматиях. В романе «Переселенцы» (1855) Григорович построил конфликт на взаимоотношениях помещиков с их «крещеной собственностью». Всем ходом повествования писатель убеждает, что непримиримость интересов рабов и господ достигла высшей степени. Супруги Белицыны по-своему даже заботятся о крестьянах, но, совершенно не зная их нужд и желаний, становятся невольными виновниками драмы мужицкого семейства. И тем не менее Григорович надеялся, что просвещенные помещики, вникающие в жизнь деревни, могут значительно улучшить ее. В период обострения борьбы между сторонниками «чистого искусства» и нигилистами Григорович пытался сохранить нейтралитет и призывал Некрасова прекратить «перебранки с журналами». «По одной новости такого поступка, — писал он поэту, — был бы уже произведен сильный эффект в публике. Право, душу теснят статьи, исполненные ненависти, невольно обращающиеся во вред и автору и журналу». Выступая против попыток нигилистов «раскачать» Россию и взбунтовать крестьян, Григорович пишет повесть «Пахарь» (1856), где прославляет мощь и красоту народного духа, любуется терпением и выносливостью крестьянина. Под воздействием А. В. Дружинина, не желавшего терять положение ведущего критика «Современника», Григорович напечатал повесть «Школа гостеприимства» (1855), представляющую собой обличение идейной позиции Чернышевского. Политические взгляды автора «Что делать?» оставались для него неприемлемыми. Надеясь, что смена обстановки благотворно повлияет на него, Григорович принял приглашение Морского министерства совершить путешествие на военном корабле. О нем рассказал Григорович в серии очерков «Корабль “Ретвизан”» (1858—63). Возвратившись на родину, Григорович предпринял издание книги для народного чтения «Народная беседа» (1860, 10 выпусков). На последствия отмены крепостного права Григорович откликнулся романом «Два генерала» (1864, не окончен), в котором хотел изобразить «два поколения: отживающих помещиков старого закала и новых, мечтающих о сближении с народом». Образы последних получились нежизненными, а в «нигилистах» Григорович не увидел ничего, кроме дешевой демагогии. В сер. 60-х Григорович надолго оставляет литературу и выступает в печати преимущественно как критик-искусствовед. Интерес к изобразительному искусству был у него давним и стойким: уже в 50-е Григорович стал известен как коллекционер и знаток скульптуры и живописи. С 1864 он занял предложенный ему пост секретаря Общества поощрения художников, где он проработал почти 20 лет, много сделав для улучшения художественного образования в стране. По инициативе Григоровича при Обществе поощрения художников был организован музей, который «может быть смело поставлен наряду с лучшими подобными же музеями Европы». Наблюдая за работой начинающих художников, Григорович одним из первых заметил и поддержал дарования Ф. А. Васильева и И. Е. Репина. Основной мотив искусствоведческих работ Григоровича — призыв к расширению общего образования художников, необходимость признания за прикладными видами искусства равных прав с живописью и скульптурой (см. его статьи: «Несколько слов о поощрении художеств в России», 1863; «Художественное образование в приложении к промышленности на Всемирной парижской выставке 1867 года»; «Очерки художественно-промышленных производств», 1886, и др.). Вновь к литературному творчеству Григорович возвратился только в 80-е. Его повесть «Гуттаперчевый мальчик», повествующая о несчастном жребии маленького акробата-сироты, была воспринята как «маленький шедевр». Хвалил ее и Тургенев. «Гуттаперчевый мальчик», переиздававшийся множество раз и в наше время, числится в классическом репертуаре детского чтения. По этой повести в 1915 и 1957 были поставлены одноименные фильмы. В 1883 Григорович снова попробовал свои силы как переводчик. Его перевод повести П. Мериме «Этрусская ваза» до сих пор остается непревзойденным и включается во все издания сочинений французского писателя. Сатирическая повесть «Акробаты благотворительности» (1885), обнажавшая фальшь светского общества, имела успех у читателей. Ее название стало общеупотребительным выражением. Основной труд последних лет жизни Григоровича «Литературные воспоминания» (1892—93), в которых освещена литературная жизнь 40—50-х. В них Григорович почти не касается политических взглядов писателей, но тем не менее в мемуарах воссозданы выразительные портреты Тургенева, Боткина, Дружинина, Л. Толстого и др. литераторов того времени. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Сочинения:Полн. собр. соч. Т. 1—12. СПб., 1896; Избр. произв. М.; Л., 1959; Лит. воспоминания. М., 1961. Далее читайте:"Современник" - Русский ежемесячный журнал, в Петербурге с 1847 по 1866 годы.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |