Григорий Великий
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Григорий Великий

590-604

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Григорий Великий

Григорий Великий

Григорий I.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/ 

Св. Григорий I (Великий), 590.IX.3—604.III.12 римлянин (Γρηγόριος ὁ Διάλογος).

Григорий I Великий (Gregorius Magnus), в православной традиции Григорий Двоеслов (ок. 540 — 604), папа Римский с 590. Способствовал становлению церковного государства («патримоний Петра») и упрочению церковной и мирской власти папства, был инициатором христианской миссии в Британии, осуществил реформу литургии и церковного пения (григорианское пение). Его «Моральные толкования на книгу Иова» (35 книг) стали для средневековой мысли главным авторитетом в области религиозной этики. Память в Православной церкви 12 (25) марта, в Католической — 3 сентября.

Уничтожал памятники античной культуры

Григорий I, или Григорий Великий (Magnus) (ок. 540-11.III. 604), - римский папа с 590 года. Боролся за укрепление папской власти в Италии. Большое внимание уделил организации хозяйства на папских землях (патримониях) с целью поднять их доходность. Расширил сферу влияния римской церкви: посылал миссионеров в Британию к англо-саксам, в Испанию к вестготам, вмешивался в церковные дела в Галлии и в Африке, объявил за собой исключительное право верховной апелляционной инстанции для всей Западной церкви. Начиная с Григория I усиливаются претензии пап на мировое господство. Григорий I оставил ряд богословских сочинений, ценную переписку; реформировал церковное песнопение. Был врагом светских знаний и уничтожал памятники античной культуры.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Сочинения: J. P. Migne, P. L., V. 75-78.

Литература: Корелин М. С., Важнейшие моменты в истории средневекового папства, СПБ. 1901; Clausier E., S. Gregoire, v. 1-2, P., 1887-91; Dudden F. H., Gregory the Great, v. 1-2, L., 1905; Wolfsgruber C., Gregor der Grosse, Saulgrau, 1897; Sharkey N., Saint Gregory the Great's concept of papal power, Washington, 1950.

Святой

Григорий Великий, папа римский (ск. 12.03.604). Свт. Григорий, именуемый Двоесловом (или Собеседником), родился в Риме, в молодом возрасте был назначен префектом Рима. Его ожидала блестящая государственная карьера, но он чувствовал другое призвание. Св. Григорий вел скромную жизнь и от всего сердца стремился к иночеству. После смерти родителей все семейное состояние он истратил на создание нескольких монастырей, и даже в родовом дворце в Риме св. Григорий устроил монашескую обитель, в которой и принял монашеский постриг. По поручению папы Пелагия св. Григорий отправился в Константинополь, где провел шесть лет, изучая греческий язык и читая произведения св. отцов. После смерти Пелагия св. Григорий был единодушно избран его преемником. Став римским первосвященником, он заботился о просвещении верой Христовой языческих народов. Святитель отличался необычайным вниманием к бедным, и если в Риме находили на улице умершего нищего, то он считал себя виновным в его смерти. Св. Григорий много трудился над исправлением богослужения и церковного пения. Им были написаны несколько богословских сочинений и множество писем.

Память свт. Григорию отмечается 12/25 марта.

Русское небо

Отец Церкви

Григорий I Великий (Gregorius Magnus) (ок. 540, Рим — 604, там же) — папа Римский в 590—604, отец Церкви. Происходил из знатного рода, администратор, управлявший не только владениями Римской церкви, но и Римом с округой. Способствовал обращению в ортодоксальную христианскую веру вестготов в Испании. Отправил к англосаксам миссию Августина, первого архиепископа Кентерберийского. От его обширной переписки сохранилось 866 посланий. Ему принадлежат следующие труды: Моралии на Книгу пророка Иова (ок. 579—591), Пастырское правило (ок. 591), Гомилии на Книгу пророка Иезекииля (ок. 591/592), Гомилии на Евангелия (ок. 593), Диалоги о жизни святых италийских отцов (593—594), Толкования на Песнь песней (595—598), Толкования на Первую книгу царств (595—598, пересмотрена в 599—604). В основе теологии Григория Великого, известного в Восточной церкви под именем Григория Двоеслова (за знаменитые в Средние века «Диалоги», т.е. «Двоесловия»), — гл. о. идеи Августина, а также Кассиана и Амвросия Медиоланского, которые он сделал доступными не искушенным в богословии христианам. Идеальная модель христианской жизни представлялась ему в виде подвижного равновесия созерцательной (любовь к Богу) и действенной (любовь к ближнему) ее сторон.

В. Б. Прозоров

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 556.

Римский папа

Григорий I Великий (Григорий Двоеслов) (Gregorius Magnus) — святой римский папа в 590-604 гг. Родился около 540 г. в знатной римской семье Анициев, умер в 604 г. С молодых лет отрицательно относился к светской науке и литературе, но старательно изучал труды отцов Западной Церкви св. Амвросия Медиоланского, блаж. Августина и блаж. Иеронима Стридонского. В 573 г. византийским императором Юстином II (565- 578) был назначен на должность префекта Рима, но тяготился мирской жизнью и после смерти своего отца, унаследовав его имущество, в 574 г. основал на эти средства 6 монастырей на Сицилии и 7-й в Риме, монахом которого сделался сам. В 577 г. стал диаконом, в 579-585 гг., исполняя волю римского папы Пелагия II (579-590), был апокрисиарием (папским послом) в Константинополе, где добился признания законности избрания Пелагия на престол римского первосвященника, но не смог получить помощь в борьбе Рима против лангобардов в Италии. Вернувшись на ро-дину, сделался аббатом своего монастыря, продолжал принимать участие в делах Церкви, а после смерти Пелагия II, в 590 г. клир и народ Рима, охваченного чумой, избрали его папой римским. На престоле Григорий I проявил себя выдающимся администратором, организовал оборону Рима и Южной Италии от вторжений лангобардов, с которыми в 592-593 гг. заключил мир без согласования с византийским наместником — равенн- ским экзархом. Окончательный мир с лангобардами империя заключила только в 599 г. Папа Григорий I укрепил влияние римского престола на Западе, в том числе в варварских королевствах, был вдохновителем христианизации Англии. Громадные доходы позволяли ему содержать большую администрацию, оказывать поддержку другим Церквям, влиять на политические отношения, основывать монастыри и благотворительные учреждения. Его попечением в Риме была создана школа пения. Все это способствовало укреплению авторитета папы римского и идеи о его главенстве во Вселенской Церкви. Григорий продолжал римскую политику борьбы с Константинополем за церковную власть в Иллирии, а также энергично протестовал против введения титула «Вселенского патриарха» для предстоятеля Константинопольской Церкви, считая, что это унижает достоинство других патриархов. Проявив себя выдающимся дипломатом («двоесловом»), он лестью и неумеренным славословием в адрес византийского узурпатора Фоки (602-610) добился от императора санкции на изъятие титула «вселенский» у константинопольского патриарха и признание Рима «главой всех Церквей» («caput omnium ecclesiarum»). Своими сочинениями Григорий оказал огромное влияние на развитие западной богословской мысли. Славу писателя ему принесли комментарии на библейские книги, сочинения «Пастырское наставление» и «Диалоги о жизни и чудесах италийских отцов». Литературная деятельность Григория I знаменует окончательный разрыв с античной традицией, связь с которой еще сохранялась у представителей латинской патристики. Григорий также положил начало теологическому обоснованию учения о чистилище. Составил чин Литургии Преждеосвященных Даров, принятый и в Православной Церкви. В католической традиции Григорий считается святым учителем Церкви; почитается как святой и на Востоке.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 259-260.

Понтифик

Святой Григорий I, Папа Римский Григорий Великий, Григорий Двоеслов (Gregorius Magnus, Gregorius Dialogus). Происхождение: Рим (Италия). Годы жизни: ок. 540 - 12 марта 604. Годы понтификата: 3 сентября 590 - 12 марта 604. Отец: Гордиан. Мать: Сильвия.

Григорий был рожден в аристократической семье, которой принадлежали дом на Целии и поместья где-то на юге полуострова. Он сделал блестящую гражданскую карьеру, дослужившись до звания префекта Рима, после чего ушел в бенедиктинский монастырь, им же самим и основанный. В 579 г. в составе папского посольства он отправился в Константинополь просить помощи у императора против лангобардов и прожил в столице шесть лет. Там он стал известен благодаря спору с патриархом Евтихием, написавшим трактат о вещественности всеобщего воскрешения. Результатом спора стало осуждение трактата императором. По возвращении в Рим Григорий был личным секретарем Пелагия II, а после его смерти был избран папой, став первым монахом, добившимся такой чести.

В конце VI в. в Италии сложилась тяжелая для папства политическая ситуация. Находясь в опасной близости от воинственных лангобардов, Григорий понимал, что ему не следует ждать помощи ни от императора, ни от экзарха Равенны. Летом 592 г. герцог Ариульф Сполетский подступил к стенам Рима, а Арихис Беневентский - к Неаполю, в котором тогда не было ни епископа, ни градоначальника, ни командира гарнизона. Григорий пошел на беспрецедентный шаг, взяв на себя управление городом, и стал готовить мирный договор с лангобардами. Тем самым он побудил экзарха Равенны Романа к активным действиям. Тот отбил у варваров Перуджу и пошел на Рим, где был встречен с императорскими почестями. Узнав об этом, Агилульф осадил Рим, но вскоре был вынужден отступить, очевидно, получив солидный откуп. Святой Престол нуждался в длительном мире между Византией и лангобардами. Посредницей в переговорах выступила королева Теоделинда, католичка. После года бесплодных переговоров Григорий попытался заключить сепаратный мир, чем вызвал гнев императора Маврикия. К счастью, и сам папа понимал ненадежность подобного договора, а потому попытки подписать его были прекращены. Тем временем отношения Григория и экзарха Романа продолжали обостряться. Однако в конце 596 или начале 597 г. тот умер, и новым экзархом был назначен Каллиник, толковый дипломат, благодаря усилиям которого в 599 г. удалось подписать мир с варварами. Два года спустя сам Каллиник спровоцировал лангобардов на возобновление боевых действий, за что был срочно отозван в Константинополь. Занявший его место Смарагд подтвердил условия договора, и до самой смерти Григория на полуострове сохранялся мир.

Несмотря на заметные деяния Григория как политика, историки папства больше ценят его как церковного деятеля. Папа Григорий первым стал использовать эпитет "раб рабов Божьих". Он не стремился подчеркнуть верховенство папы, но был полон сознания высокого значения "служения" Римского Епископа, которому "поручена забота о всей Церкви". При Григории была введена концепция Чистилища как места, где души умерших грешников очищаются от неискупленных при жизни грехов. Григорий развернул активную миссионерскую деятельность на западе. Вступив в переписку с Хильдебертом II, он заложил основу для союза с франками. Также он послал к бриттам Августина Кентерберийского, крестившего короля Кента. В Иллирии Григорий продолжил римскую политику, отстаивая перед Константинополем связь этой провинции с Римом. Как богослов, Григорий известен, прежде всего, благодаря четырем книгам "Диалогов", за которые получил на Востоке прозвище "Двоеслов", "Проповедям" и комментариям к Книге Иова. Сочинения Григория во многом определили догматику Средних Веков. Григорий реорганизовал формы латинской литургии и распространил церковное пение, которое по его имени названо григорианским. Он создал хоры певцов, которые должны были заменить часто неумелое пение диаконов во время богослужений. В сфере церковного управления Григорию не удалось всюду подчинить епископов папской власти. Для укрепления своего авторитета он использовал монахов-бенедиктинцев, устав которых сильно подчеркивал принцип послушания. В некоторых епархиях на епископских тронах оказались монахи, что было новшеством в практике западного христианства.

Папа Григорий умер в марте 604 г., и сразу же был провозглашен святым.

Использован материал с сайта http://monarchy.nm.ru/ 

Далее читайте:

История папства  (хронологическая таблица).

Папы римские (по векам в хронологическом порядке): | I-IVV-IXX-XIVXV-XIXXIX-XXI

Ордена монашеские и ереси (католические).

Сочинения:

MPL, t. 75—79; в рус. пер.: Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Казань, 1858;

J. P. Migne, P. L., V. 75-78.

Беседы на Евангелия в 2 т. СПб., 1860;

Беседы на Пророка Иезекииля, пер. архимандрита Климента. Казань, 1863;

Правило пастырское, или О пастырском служении, пер. Давида Подгурского. К., 1872.

Литература:

Корелин М. С., Важнейшие моменты в истории средневекового папства, СПБ. 1901;

Успенский Ф. И. Церковно-политическая деятельность папы Григория I Двоеслова. Казань, 1901;

Dagens CI. Saint Gregoire le Grand. Culture et experience chretiennes. P., 1977;

Straw Carole. Gregory the Great: Perfection in Imperfection. Berkeley, 1988;

Markus Robert A. Gregory the Great and His World. Cambr., 1997.

Clausier E., S. Gregoire, v. 1-2, P., 1887-91;

Dudden F. H., Gregory the Great, v. 1-2, L., 1905;

Wolfsgruber C., Gregor der Grosse, Saulgrau, 1897;

Sharkey N., Saint Gregory the Great's concept of papal power, Washington, 1950.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС