Хань Западная
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Х >

ссылка на XPOHOC

Хань Западная

206 до Р. Х. - 8

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Императорская печать династии Хань.
Изображение перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Хань Западная, китайская императорская династия, правившая в 206 г. до Р. Х. - 8 г.

Родоначальником династии Хань был выходец из зажиточных крестьян Лю Бан, занимавший при циньских императорах маленькую чиновничью должность. Во время всеобщего восстания против Цинь, начавшегося в 209 г. до Р. Х., Лю Бан быстро выдвинулся благодаря своим военным и организаторским способностям. Сперва он сделался князем Хань (Хань-ваном), а в 202 г. до Р. Х. сумел объединить под своей властью всю Поднебесную и стал первым ханьским императором Гао-цзу.

В то время, когда Лю Бан занимал еще низкое положение, его женой стала женщина из рода Люй. Она родила ему сына Ина - будущего императора Хуй-ди - и дочь - будущую вдовствующую императрицу Лю-юань. Когда Лю Бан стал Хань-ваном, он взял наложницу из рода Ци, уроженку Дин-тао, которую очень любил. От нее родился Жу-и, носивший титул чжаоского Инь-вана. У императора имелись сыновья и от других женщин. В связи с этим в последние годы его правления возник вопрос о престолонаследии. Ин был человеком безвольным и чрезмерно мягким. Император знал это и все время хотел лишить его звания наследника престола. Вместо него он хотел объявить преемником сына наложницы Жу-и, так как видел, что тот больше подходит для этой роли. К тому же наложница Ци пользовалась любовью Гао-цзу и часто сопровождала его в поездках. По свидетельству Сыма Цяня, она дни и ночи проливала слезы, добиваясь, чтобы ее сын сменил прежнего наследника. А императрица Люй была уже в годах и обычно оставалась в столице. Она редко виделась с государем и все более отдалялась от него. Однако ее влияние от этого не становилось слабее. По характеру Люй была женщиной решительной. В течение многих лет она помогала Гао-цзу утверждать порядок в Поднебесной, и многие высшие сановники, заподозренные в том, что сами помышляют о престоле, были казнены по ее настоянию. Старшие братья Люй, также люди энергичные и решительные (оба они были военачальниками), бдительно стояли на страже ее интересов. Благодаря их жесткому противостоянию Жу-и, несмотря на все старания его сторонников, так и не был объявлен наследником.

После того как Гао-цзу скончался в июне 195 г. до Р. Х. во дворце Чанлэгун, Ин был немедленно провозглашен императором, а наложница Ци заключена во внутренних помещениях дворца. Жу-и вызвали в столицу. Он последовал туда очень неохотно, так как понимал, что ничего хорошего его там не ожидает. Хуй-ди, будучи добрым человеком, попытался спасти младшего брата. Он встретил его в Бошане, вместе с ним прибыл во дворец и все время жил, ел и пил вместе с ним. Только в декабре 195 г. до Р. Х., воспользовавшись тем, что Хуй-ди отлучился на охоту, императрица Люй смогла осуществить свой замысел - Жу-и был отравлен и вскоре умер. Затем вдовствующая императрица приказала отрубить ноги и руки наложнице Ци, вырвать ей глаза, прижечь уши, дать снадобье, вызывающее немоту, поместить ее в яму, полную нечистот, и называть "человек-свинья". Управление государством полностью перешло к Люй, ее брату Цзяньчэн-хоу и двум племянникам - Ли-хоу и Цзяо-хоу. Что касается императора Хуй-ди, то он совсем не занимался делами, бражничал, предавался разврату и веселью. От этого он вскоре заболел и скончался в сентябре 188 г. до Р. Х. еще очень молодым человеком.

К этому времени представители рода Люй уже занимали все важные посты в государстве, были военачальниками и правителями областей. Они оказали поддержку императрице Люй и помогли ей сохранить власть в своих руках. До самой смерти она оставалась всесильной правительницей империи, хотя формально считалась регентшей при малолетних императорах. Сыма Цянь пишет, что жена Хуй-ди не имела детей. Однако она притворилась, что понесла, а сама отняла сына одной из наложниц и назвала его своим (мать ребенка после этого убили). Этот мальчик и был объявлен императором, но никакого реального значения он не имел. Все декреты и указы исходили непосредственно от императрицы Люй. Когда мальчик подрос, его заперли в задних помещениях дворца, никуда не выпускали и говорили, что он опасно болен. В 184 г. до Р. Х. он был низложен и умерщвлен. Императором объявили другого ребенка, взятого из гарема Хуй-ди - Чаншань-вана. Он также был чисто символической фигурой.

В августе 180 г. до Р. Х. императрица Люй-хоу скончалась. Едва об этом стало известно, в столице вспыхнула борьба между родами Люй и Лю. Члены рода Лю, совершенно оттесненные после смерти Гао-цзу от управления государством, теперь вознамерились вернуть себе первенствующее положение и покончить с всевластием родичей покойной императрицы. Главную роль в перевороте сыграл Лю Чжан, носивший титул Чжусюй-хоу (он был старшим внуком Гао-цзу). Под его руководством верные Лю солдаты вошли в Чанъань и начали истребление рода Люй. Убивали всех без разбора - мужчин и женщин, взрослых и детей. Император Чаншань-ван был низложен, и престол перешел к старшему сыну Гао-цзу, Лю Хэну, носившему титул Дай-вана (матерью его была вдовствующая императрица Бо - женщина из знатного и уважаемого рода). Он стал императором Вэнь-ди.

Большая часть царствования нового императора прошла в спокойствии и мире. Вэнь-ди искренне заботился о благосостоянии народа и совершенствовал управление. Подати при нем оставались незначительными. Сыма Цянь пишет, что Вэнь-ди довольствовался тем, что получил по наследству от своих предшественников; число императорских дворцов, палат, парков и угодий при нем не увеличилось. Всю жизнь он носил одежду из грубого шелка. При сооружении его усыпальницы в Балин было запрещено применять для украшения золото, серебро и даже медь; все сосуды делались из обычной глины. В отношениях с приближенными Вэнь-ди был очень прост и терпим. Всеми силами император стремился служить примером добродетельного образа жизни, считая, что таким образом он скорее сможет изменить свой народ к лучшему. К крайним и суровым мерам он прибегал редко и очень неохотно. Сыма Цянь пишет, что при Вэнь-ди "в землях среди четырех морей царило изобилие и богатство, а в народе процветали установленные нормы поведения и чувство долга".

Вэнь-ди наследовал в 157 г. до Р. Х. его сын Лю Ци. Это был император Цзин-ди. При нем была сделана первая попытка урезать права чжухоу (владетельных князей). Известно, что в начальный период своей истории империя Западная Хань еще далеко не была централизованным государством. Если серединные земли и западные провинции находились под непосредственным управлением императора, то, начиная от Гуаньчжуна и далее на восток, простирались наследственные владения знати, носившей громкие титулы хоу и ванов (большей частью это были многочисленные представители семейства Лю). Чжухоу сами назначали чиновников на подвластной им территории и даже имели собственные дворы. До поры до времени императоры должны были мириться с таким положением дел. Но в 154 г. до Р. Х. советник Цзин-ди, Чао Цо, смело выступил против самого могущественного из чжухоу - племянника Гао-цзу, Лю Пи. Своим возвышением этот ван был обязан счастливому стечению обстоятельств. В начале своего правления (в 205 г. до Р. Х.) Гао-цзу отменил циньские деньги и разрешил свободную отливку монет. Лю Пи, во владениях которого находились богатые залежи медной руды, начал отливать деньги в таком количестве, что, по свидетельству Сыма Цяня, его монеты "распространились по всей Поднебесной", а сам он "богатством сравнялся с Сыном Неба". Вскоре Ли Пи стал держать себя настолько независимо, что даже отказался от обязательных для всех ванов ежегодных посещений императора с изъявлением покорности и подношением даров. В связи с этим Чао Цо обвинил Лю Пи в нарушении верности императору и потребовал отторжения значительной части его владений. Сходные обвинения были предъявлены и некоторым другим могущественным ванам. В ответ те подняли мятеж, известный в истории как "мятеж семи ванов". Восставшие потребовали казнить Чао Цо. Надеясь этой дорогой ценой восстановить мир в стране, Цзин-ди выдал им голову своего сановника. Однако эта уступка только раззадорила мятежников. Лю Пи объявил себя претендентом на императорский престол. Началась война, и только через несколько месяцев мятеж с большим трудом удалось подавить. Часть ванов была казнена, часть покончила с собой. Их семьи и родственники были порабощены. Это была важная победа центральной власти.

Еще более могущество императора возросло при сыне Цзин-ди, Лю Чэ, императоре У-ди, царствование которого вообще было одним из наиболее долгих и плодотворных в истории Китая. Именно тогда конфуцианство официально стало основой образа жизни китайцев. Сыма Цянь пишет, что У-ди уже в юности был горячим приверженцем учения Конфуция. Взойдя на престол, он собрал вокруг себя около сотни выдающихся конфуцианцев (некоторым из них он даровал высокие титулы гунов и ванов) и время от времени обращался к ним с вопросами: как следует управлять империей, как подбирать помощников и чиновников, как интерпретировать древнюю мудрость к проблемам сегодняшнего дня? Понятно, что в старых книгах невозможно было найти готовые ответы на все эти вопросы. Чтобы сделать учение Конфуция действенным и жизнеспособным, советники У-ди должны были заимствовать многие установления, необходимые и полезные для управления государством, у старых своих противников - легистов. Несмотря на долгую и даже непримиримую вражду между двумя этими древними учениями, почва для их сближения существовала всегда: ведь и конфуцианцы и легисты считали, что управлять Поднебесной должен сильный государь с министрами и чиновниками, что народ должен уважать власть и подчиняться ее представителям и что все это в конечном счете способствует благу и процветанию, миру и счастью подданных. Разница между двумя доктринами и особенно их реализацией заключалась в том, какими методами следует достигать поставленных целей. Конфуцианцы делали упор на самосознание и самосовершенствование людей, на воспитание в них гуманности, добродетели, чувства долга и уважения к старине. Легисты - на запугивание, подчинение и суровые наказания за неповиновение. В чистом виде ни одна из этих доктрин не могла быть реализована на практике. Однако дополнив этические положения Конфуция практическими наработками легистов, конфуцианцы из окружения У-ди сумели в конце концов создать исчерпывающее и всеобъемлющее учение, ставшее в следующие века основой мировоззрения всех китайцев.

Для того чтобы прочнее внедрить конфуцианство, У-ди ввел новую систему назначения на государственные должности: отныне каждый желающий стать чиновником должен был пройти курс изучения конфуцианских канонов и сдать по ним государственные экзамены. Вместе с тем в системе государственного устройства и управления этого времени можно видеть воплощение многих легистских принципов. Так, всемерно поддерживалось земледелие. Налоги для крестьян были низкими и не превышали 1/15 урожая. Основные доходы государство старалось добывать в сфере промышленности и торговли. В 119 г. до Р. Х. была восстановлена учрежденная еще при Цинь Ши-хуанди государственная монополия на соль, железо, отливку монет и изготовление вина. Богатые ремесленники и торговцы должны были уплачивать в казну огромные деньги за право заниматься солеварением, металлургическим промыслом, винокурением или изготовлением монет. Было принято несколько новых законов, ущемляющих привилегии чжухоу. В частности, ограничили их право назначать местных чиновников. В 121 г. до Р. Х. был принят закон о "распространении милости", подрывавший самые основы удельной системы, - всем чжухоу и ванам было приказано отныне распределять свои земли между младшими братьями и сыновьями. Вследствие этого ожидали быстрого раздробления удельных княжеств и утрату ими политического значения.

Царствование У-ди было отмечено также славными победами над внешними врагами, прежде всего над кочевниками хунну. Готовясь к войне с этим грозным противником, император провел важную военную реформу. Основной силой китайского войска после нее стали тяжеловооруженные всадники, закованные в пластинчатые доспехи. Их поддерживала легкая конница и исключительно боеспособная пехота, имевшая на вооружении мощные самострелы (дальнобойность и пробивная сила их стрел были очень велики - они пронзали насквозь даже самые толстые доспехи и щиты). Первые походы против хунну преследовали цель оттеснить их за пределы Китайской стены. К 127 г. до Р. Х. У-ди удалось вернуть земли, расположенные южнее излучины Хуанхэ. В короткий срок по берегам реки были построены крепости и возведены новые укрепления. В результате походов 124 и 123 гг. до Р. Х. кочевников оттеснили еще дальше на север. В 121 г. основной центр нападений на хунну переместился на запад - в провинцию Ганьсу. В результате похода Хо Цюй-бина хунну изгнали из Ганьсу и отрезали от союзных с ними племен цян, населявших Тибетское нагорье. В 119 г. до Р. Х. полководцы Вэй Цин и Хо Цюй-бин с 200-тысячной армией перешли Великую пустыню (Гоби) и, неожиданно напав на хунну, нанесли им новое тяжелое поражение. С этого времени, по свидетельству китайских источников, хунну более не решались проникать в районы, расположенные "южнее пустыни". Вместе с тем победа открыла китайцам дорогу в западные земли - Туркестан и Среднюю Азию. У-ди проявил большой интерес к этим странам. На отвоеванной у кочевников территории от Цзиньчэна до Дуньхуана была возведена мощная линия укреплений и образованы четыре новые области. В 110 г. до Р. Х. империи покорилось племя цян, бывшее последней преградой на пути общения Хань с западными странами. В 104 г. до Р. Х. прославленный ханьский полководец Ли Гуан-ли совершил первый поход на Фергану. Он продолжался два года и закончился неудачей. В 102 г. до Р. Х. была предпринята новая попытка. С большим трудом китайцам удалось добраться до столицы Ферганы - города Эрши и осадить его. В конце концов ферганцы согласились выдать Ли Гуан-ли в качестве выкупа несколько тысяч своих замечательных лошадей и признали над собой власть ханьского императора. Препятствий для торговли с западом больше не существовало. С этого времени торговые караваны с китайским шелком беспрепятственно отправлялись в Бактрию, Индию, Согдиану, достигали Парфии и проникали еще дальше на запад. Торговля эта была чрезвычайно выгодна и приносила огромные доходы казне. У-ди вел успешные войны и в других направлениях. Так, в 111-110 гг. до Р. Х. было завоевано северовьетнамское царство Намвьет, а в 108 г. до Р. Х. - разгромлено северокорейское царство Чонсон.

Вообще, в царствование У-ди Ханьская империя превратилась в одно из самых обширных, богатых и густонаселенных государств мира. Земледелие процветало. Тщательно поддерживались старые и по мере необходимости создавались новые ирригационные системы. В порядке были дороги, а вдоль дорог поднимались новые города. Однако это процветание продолжалось недолго. Слабые и безвольные преемники У-ди не сумели совладать с созданным им сложным аппаратом управления империей, и на местах вскоре почувствовали ослабление центральной власти. Прежде всего это проявилось в быстром имущественном расслоении сельского населения. Первые ханьские императоры хорошо понимали, какую опасность для единства государства таит в себе этот процесс, и потому всегда вели борьбу против концентрации земельной собственности. У-ди уделял этому особенно большое внимание. При нем существовали специальные цензоры, в обязанности которых входило следить за тем, чтобы "земли и дома местных могущественных семей не превышали установленной нормы". Таким образом в деревне искусственно поддерживалось имущественное равенство. После смерти императора контроль за этой важной сферой общественной жизни ослаб. Вследствие этого повсеместно стали возникать крепкие хозяйства, которые быстро богатели и прибирали к рукам все новые и новые земли. Их прежние хозяева были вынуждены или продавать себя в рабство, или умирать голодной смертью. Через несколько десятилетий "сильные дома" настолько усилились, что повсеместно стали создавать свои вооруженные отряды и фактически начали подменять собой местную власть.

О пропасти, возникшей между бедными и богатыми, сообщают многие источники. Так, автор трактата "Янь те лунь" пишет, что в то время, как богатые люди имеют особняки, подобные дворцам, и живут в роскоши, одевая даже слуг в изысканные шелка, а их лошади и собаки едят хлеб и мясо, бедняки ютятся в хижинах, одеваются в лохмотья и питаются самой скудной и грубой пищей. Процесс разорения и обезземеливания крестьян ускорился также вследствие недальновидной политики ханьских императоров. Уже при сыне У-ди, Чжао-ди, поборы стали более тяжелыми и произвольными, подати стали взиматься когда вздумается, без соблюдения сроков. Прекратился государственный контроль за ирригационной системой. Оросительные сооружения не ремонтировались годами, участились наводнения и засухи, и как следствие всего этого - стали разгораться волнения и мятежи.

Проявления глубокого кризиса с каждым годом ощущались все острее, но слабые ханьские императоры уже не имели сил помешать этому, так как лишились реальной власти. В последние годы существования династии Западная Хань, и в особенности со времен царствования императора Юань-ди, политическая власть постепенно переходила к могущественному роду Ван. Жена Юань-ди, императрица Ван, подобно императрице Люй, сумела предоставить все важнейшие посты своим родственникам. Три ее брата были регентами и управляли империей в 33-8 гг. до Р. Х. В 8 г. до Р. Х. регентом стал ее племянник Ван Ман. В 1 г. до Р. Х. он возвел на престол Пин-ди, которому было тогда всего лишь 9 лет, и мог вполне пользоваться своим всевластьем. Однако роль всесильного временщика казалась Ван Ману уже недостаточной - он мечтал сам стать императором. В 6 г., в день Нового года, представляясь с другими принцами, чтобы выразить почтение Пин-ди, Ван Ман положил яд в императорскую чашу с вином. От действия выпитого напитка с юным государем случился припадок, и он умер в мучительной агонии. Вместо Пин-ди Ван Ман возвел на престол представителя боковой линии рода Лю - двухлетнего Жу-цзы Ина (императора Ин-ди). Спустя два года тот также был низложен, и Ван Ман, совершив все положенные церемонии, принял титул императора. Основанная им династия получила название Синь (Новая).

Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001. Электронный текст перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/


Далее читайте:

Китайская цивилизация в III веке до Р.Х.  (хронологическая таблица).

Китайская цивилизация в II веке до Р.Х.  (хронологическая таблица).

Китайская цивилизация в I веке до Р.Х.  (хронологическая таблица).

Китайская цивилизация в I веке  (хронологическая таблица).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС