Хлодвиг |
|
- |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Хлодвиг
Крещение Хлодвига. Миниатюра середины XIII в. Хлодвиг I (ок. 466-511) — король франков (481-511) из династии Меровингов. Согласно Гумилёву, Xлодвиг захватил сначала местность между Марной и Луарой, где ныне помещается город Париж, потом выгнал готов за Пиренеи в Испанию, подчинил себе алеманнов на среднем Рейне и бургундов, которых он не покорил окончательно, но сделал их зависимыми. Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 627. + + +Хлодвиг I (Chlodwig) (465 или 466 - 511) - король салических франков с 481 года. Из династии Меровингов. Сын Хильдерика I. В 486 году разбил войска бывшего римского наместника Сиагрия (управлявшего небольшой частью Галлии - областью вокруг Суассона), расширив владения салических франков до Луары, что явилось исходным этапом в образовании Франкского государства. Завоевал большую часть земель алеманнов (496), изгнал вестготов из Южной Галлии (507), подчинил франков, живших по среднему течению Рейна. В 496 году принял христианство в ортодоксальной форме (в то время как среди восточногерманских племен было распространено арианство), что способствовало укреплению его власти, обеспечив ему поддержку духовенства и благожелательное отношение галло-римского населения. Своей резиденцией сделал Париж. Хлодвиг I укрепил королевскую власть и превратил ее в наследственную. При нем была записана Салическая правда. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974. Хлодвиг, король франковКогда в 476 году был свергнут последний римский император Ромул Августул, в самой Галлии существовали варварские королевства визиготов, бургундов и франков. И хотя число германских завоевателей не превышало и десятой доли галло-римского населения, им без труда удалось распространить свою власть на всю территорию Галлии. Лишь в междуречье Луары и Сены римская традиция поддерживалась властью бывшего римского наместника Сиагрия. Он присвоил себе титул «царя римлян» (rex romanorum) и попытался создать собственное государство со столицей в Суассоне. Но в 486 г. владения Сиагрия завоевал молодой вождь салических франков Хлодвиг из рода Меровея (481 —511). Во время войны с Сиагрием произошел знаменитый эпизод с Суассонской чашей. После того как город был взят франками, к Хлодвигу обратился епископ с просьбой вернуть церкви драгоценную литургическую чашу. Хлодвиг обещал епископу исполнить эту просьбу, демонстрируя свое уважение к церкви. Но один из воинов в знак протеста разбил чашу. Тем самым он хотел напомнить о франкской традиции, не закреплявшей за вождем особых прав и требовавшей, чтобы добыча делилась поровну. Воин показал также презрение язычника-франка к предметам христианского культа. На следующий год, во время мартовского смотра, Хлодвиг покарал строптивого воина: под предлогом, что тот плохо содержал свое оружие, он обрушил ему на голову свою секиру, сказав: «Так ты поступил с Суассонской чашей». Объясняя причины обращения в истинную веру короля-язычника, католическая традиция настаивает на особой роли второй жены Хлодвига бургундской принцессы Хлотильды (или Хродехильды), христианки по вероисповеданию. Автор «Истории франков» Григорий Турский рассказывает, что во время сражения с алеманнами при Тольбиаке, близ Кёльна, король обратился с молитвой к Христу и обещал креститься в случае своей победы. В этом сюжете усматривается сходство с жизнеописанием римского императора Константина, перешедшего в христианство и обратившего подданных в новую веру в 320-е годы. Константин, позже причисленный к лику святых, также был женат на христианке и обратился к Христу с молитвой перед решающим сражением. Уже в VI веке первого короля франков именовали «новым Константином», а в королевстве франков видели прямого преемника империи. Хлодвиг и его дружина были крещены епископом города Реймса св. Ремигием на Рождество 496 г. (впрочем, эта дата весьма условна). Хроника сохранила слова, адресованные им королю над купелью: «Покорно склони выю, гордый Сигамбр, почитай, что сжигал, сожги, что по[1]читал». Упоминая древнее название одного из германских племен — сигамбров («гордых»), епископ призвал короля и его дружину сжечь свои языческие амулеты. Переход в христианство короля нового могущественного королевства имел большое значение для Западной церкви: в отличие от константинопольского патриарха, римский папа уже не имел государственной поддержки, а вожди других варварских королевств исповедовали арианство. Военные победы Хлодвига воспринимались церковью как торжество истинной веры. «Король Хлодвиг, исповедуя Троицу, с ее помощью подавил еретиков и распространил свою власть на всю Галлию. Аларих же, отвергая ее, лишился королевства и подданных и, что еще важнее, самой вечной жизни», — комментировал Григорий Турский исход борьбы Хлодвига с вождем визиготов Аларихом. Разбив визиготов и бургундов, воины Хлодвига подчинили себе рипуарских франков (живших в среднем течении Рейна) и одержали победу над алеманнами. Салические франки стали единственным германским народом на всей территории Западной Римской империи, который поддерживали епископы. Это во многом обеспечило и успех франков, и долговечность Франкского государства. Все остальные королевства, образованные варварами на Западе, просуществовали недолго. Королевство франков в основном совпадало, таким образом, с территорией бывшей римской провинции Галлии. Римское административное деление исчезло, но церковь, выступая наследницей римских институтов, сохранила свою провинциальную структуру. Хлодвиг попытался использовать это, чтобы придать завоеванной территории некоторое единство, — он созывал на поместные соборы епископов со всей Галлии. Франкские короли, ценя в епископах способных советников, пользующихся огромным авторитетом у местных жителей, передавали им право судебной власти над галло-римским населением городов и их окрестностей. Это дало возможность церкви сохранить свои привилегии. Принятие христианства благоприятно сказалось и на франках: по мере распространения веры (на севере Галлии этот процесс растянулся до VII века) искоренялись варварские обычаи, постепенно уходили в прошлое языческие традиции человеческих жертвоприношений, смягчались обычаи кровной мести. У этнически разобщенного населения появилось объединяющее начало, воплощенное в новой вере и в латыни, уже при Хлодвиге бывшей не только богослужебным языком, но и языком делопроизводства. Цитируется по изд.: Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. М., 2005, с. 15-17. Хлодвиг - имя трех франкских королей из династии Меровингов. Хлодвиг (по-латыни имя писалось различно: Chlodovechus, Chlodoveus, Hindowicus, Ludovicus - тоже, что Louis), сын Хильдериха I и Базины, бывшей ранее женой короля тюрингов Бизина, род. около 466 г. Когда он, пятнадцатилетним юношей, стал королем части салических франков (481 г.), римское население тех областей Галлии, который не были еще завоеваны варварами, не признавало власти Одоакра и управлялось римлянином Сиарпием, сыном Эгидия. Область Cиapпия на северо-востоке примыкала к землям франков, на юге - к землям готов и бургундов. Между готами и численно превосходившим их галло-римским населением лежала пропасть, вследствие арианства завоевателей. Прежде всего (в 486 г.) Х. двинулся против Сиарпии. Х. помогал его родственник король Рагнахар, резиденцией которого был г. Камбрэ. Разбитый Сиарпий бежал к готскому королю Алариху II, но, по требованию Х., был выдан и казнен. Пoбеда над Сиарпием не отдала сразу в руки франков всей области, которою он правил. Хлодвигу пришлось брать город за городом, после упорного сопротивления, иногда тянувшегося несколько лет. Франки были в это время еще язычниками и грабили церкви. Григорий Турский, наш важнейший источник для истории Х. ("Historia Francorum", кн. II, 27-43), рассказывает предание, связанное с одним из таких грабежей. При разграблении одного храма франки захватили очень ценную кружку; епископ ходатайствовал перед Х. о возвращении ее в церковь. Дележ добычи происходил в Суассоне. Х. попросил воинов прибавить эту кружку к его доле. Все согласились, кроме одного франка, который заявил, что король не должен получить ничего сверх того, что достанется ему по жребию. Сказав это, воин ударил секирой по кружке. Х. смолчал и велел отослать кружку епископу. Через год на военном смотру Х. подошел к этому воину и, упрекнув его в дурном содержании оружия, бросил его секиру на землю, а когда тот нагнулся, чтобы поднять ее, Х. нанес ему своей секирой смертельный удар в голову, сказав: "Так ты поступил в Суассоне с кружкой". Этим убийством, прибавляет Григорий Турский, король навел на воинов сильный страх. На десятом году своего правления Х. разбил тюрингов (вероятно левобережных), которые беспокоили своими набегами франкские земли. В 496 г. Х. принял христианство, благодаря настояниям жены - христианки Клотильды, дочери Хильпериха Бургундского. Таинство совершил над ним св. Ремигий, епископ реймский. С королем крестилось около трех тысяч франков. Церковное предание связывает этот факт с борьбой Х. с аллеманнами, которые нападали на земли рипуарских франков: в решительной битве, когда войску Х. грозило поражение, он дал, будто бы, обещание креститься, если победит. Х. нанес аллеманнам страшное поражение: король их пал в бою, аллеманны признали власть Х. Тогда, гласило предание, Х. и принял крещение. Обращение Х. и его франков в христианство, с присоединением к господствующей церкви, открыло франкам возможность слияния с галло-римлянами и стало одной из важнейших причин дальнейших успехов Х. Он расширил границы своих владений от Сены до Луары, за которой лежали провинции, находившиеся под властью готов-ариан. Туземное население этих провинций призывало Х. к борьбе с готами. Особенно усердно действовало в этом направлении высшее духовенство. Около 500 г. Х., в союзе с Годегизелом бургундским, воевал против его брата Гундобальда. Х. стеснил Гундобальда и заставил его платить дань, но после ухода Х. Гундобальд победил и убил Гедегизеля, объединил всю Бургундию в своих руках и отказался от платежа дани франкам. В 506 г. Х. вступил в пределы вестготского королевства. В изображении Григория Турского этот поход носит характер священного. Сам Х. придавал ему такой характер. На вече, от которого Х., еще зависел в это время, он заявил, будто бы, что его очень тяготить мысль о владычестве готов-ариан над частью Галлии. Вече одобрило его предложение идти против еретиков. Григорий описывает чудеса, сопровождавшие поход франков. Желая, чтобы галло-римское население видело в нем не врага, а освободителя от ига еретиков, Х. воспретил своим воинам грабить население и брать у него даром что-либо, кроме воды и травы. При Вугло (недалеко от Пуатье) Х. разбил готов; король их Аларих был убит. Сын Х., Теодорих подчинил власти Х. города Оверни до бургундской границы, а сам Х. овладел большей частью Аквитании (за исключением Гаскони и Септимании). Франки вступили в Прованс, но тогда в галльские дела вмешался Теодорих Великий, король остготский: его войска отбили франков от Арля, и вся страна между Дюрансой и морем попала в руки остготов. Находясь, после побед над готами, в Туре, Х. получил от имп. Анастасия грамоту на консульство, напоминавшую о верховных правах империи на землю. Пoлучив грамоту, Х. облачился в пурпуровую тунику и тогу, надел диадему и проехал в этом одеянии по Туру, разбрасывая по дороге народу золотые и серебряные монеты. После готской войны Х. утвердил свою столицу в Париже, занимавшем центральное положение в его государстве. Трудно сказать, были ли описанные завоевания сделаны Х. уже после объединения им франков, или же это объединение шло параллельно с завоеваниями, или, наконец, оно последовало за завоеваниями, как излагает Григорий Турский, рассказ которого написан, очевидно, на основании народного предания и не дает никаких точных хронологических указаний. Вообще те касающиеся Х. хронологические даты, которые мы находим у Григория Турского, возбуждают серьезные сомнения в их достоверности: сразу бросается в глаза то, что все почти важнейшие события следуют одно за другим через правильные пятилетние промежутки (481, 486, 491, 496, 501, 506, 511). По словам Григория в К„льне, у рипуарских франков королем был Зигиберт. Х. указал его сыну Хлодерику на старость и слабость Зигиберта и обещал ему, когда умрет Зигиберт, его королевство и свою дружбу. Тогда Хлодерик убил отца, но в свою очередь был убит подосланными к нему убийцами, после чего Х. вступил в его владения и добился от веча рипуарских франков признания его своим королем. Х. лишил власти короля Харариха и заставил его и его сына принять духовный сан, а затем убил их и захватил их королевство (положение его неизвестно). В Камбрэ правил король Рагнахар, которого подданные не любили за его страсть к роскоши. Х. двинулся против него и подкупил его левдов; они связали Рагнахара и его брата и выдали их Х., который собственноручно убил пленников; затем по его приказу был убит еще Ригномер, брат указанных королей, а их королевство перешло к Х. По словам Григория Турского, Х. погубил еще "много" королей и своих родственников и распространил свою власть на всех франков, которые, очевидно, охотно поступали под власть богатого короля, который мог щедро награждать их за службу. О внутреннем управлении Х. мы знаем очень мало. Ему приписывается запись обычного франкского права. При нем был созван первый во франкском королевстве церковный собор, в Орлеане, в 511 г. Умер Х. в Париже в 511 г. Значение Х. часто преувеличивалось историками; в нем видели настоящего основателя могущественного франкского королевства. Едва ли, однако, можно считать Х. носителем какой-нибудь великой политической идеи, каким был, напр., Теодорих Остготский, его современник и родственник. Подчинение Галии франкам при Х. было очень облегчено окончательным разложением Западной империи и враждой туземцев к арианам-готам. Все, что мы знаем о Х., рисует его как настоящего варвара, грубого, жадного, властолюбивого, коварного и жестокого. Христианство не оказало на него никакого облагораживающего действия; оно было усвоено им чисто внешним образом. Те же свойства мы встречаем затем у его потомков. Ср. Junghans, "Die Geschichte der frankischen Konige Childerich und Chlodovech" (Геттинген, 1857); G. Kurth, "Les sources de l'histoire de Clovis dans Gregoire de Tours" ("Revue des Questions historiques", октябрь, 1888); его же, "Clovis" (1896). Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь. Далее читайте:Франское государство: Меровинги (глава из кн.: История Франции. (отв. ред. А.З. Манфред). В трех томах. Том 1. М., 1972). Хлодвиг II, франкский король из династии Меровингов, сын Дагоберта I, родился (в 633 г.) Хлодвиг III - сын Теодориха III, наследовал (в 691 г.) отцу во всех трех королевствах (Австразии, Бургундии и Нейстрии), будучи еще ребенком. Он числился королем до 695 г., при чем все управление было в руках Пипина Среднего (Геристальского).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |