Иоасаф I
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Иоасаф I

?-1640

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иоасаф I

Иоасаф I. Портрет работы Виктора Шилова.

Иоасаф I (? - 1640), патриарх Московский и Всея Руси с 1634 года. Происхождением из мелких служилых людей. С 1621 года - игумен Псковско-Печерского монастыря. С 1627 года архиепископ Псковский и Великолукский. Основал Богородицкий монастырь в 1634 году. После избрания патриархом, в отличие от своего предшественника, большей частью занимавшийся светскими делами, Иоасаф I уделял первостепенное внимание делам церковным. Руководил работой по сличению и исправлению церковных книг. Создал труды, посвященные проблемам обрядов, а также определявшие церковную иерархию в Русской православной церкви.

+ + +

Иоасаф I (ск. 1641), четвертый русский Патриарх, происходил из детей боярских. Церковно-правительственная деятельность выразилась, в частности, в издании «Памяти», в которой рекомендовалось духовенству поднимать свой авторитет в государстве. Продолжал начатое предшественниками дело по исправлению печатных богослужебных книг, за период его патриаршества было издано 23 книги.

+ + +

Иоасаф I (?—28.11.1640), патриарх Московский и всея Руси в 1634—40, автор грамот. Дворянин, служивший при царском дворе. Постригся в монахи в Соловецком монастыре. В 1621 стал архимандритом Псково-Печерского монастыря, затем архиепископом Псковским. После смерти патр. Филарета, 6 февр. 1634 был поставлен в патриархи. Выбран был за то, что считался «в нравах и житии добродетельный и к царю не дерзновенен». Практически не участвовал в политической жизни государства, поэтому значение патриархата при нем резко снизилось. Имя патриарха не упоминалось в царских указах. На запросы царя патр. Иоасаф I или уклонялся от ответа, или отвечал, что дело патриарха и Церкви — молиться.

Занимался изданием богословских книг и частичными мерами по упорядочению богослужения и быта духовенства. Между 1635 и 1637 составил «Лествицу властем», закрепив ею своего рода местничество в среде высшего духовенства, основанное на установлении иерархии между русскими монастырями.

Перевезенцев С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


В 1634 году на кафедру Московского Патриарха был возведен архиепископ Псковский и Великолукский Иоасаф, которого почивший Патриарх Филарет назначил своим преемником еще при жизни.

    Патриарх Иоасаф I происходил из боярского рода, "во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю недерзновенен". Извещая восточных Патриархов о его избрании, царь Михаил Федо- рович называл Иоасафа "мужем благоразумным, правдивым, благоговейным и наученным всякой добродетели".

    Патриарх Иоасаф не имел при дворе такого влияния, как его предшественник. Иоасаф I стал именоваться иным титулом, более скромным "Великий Господин", а не "Великий Государь", как Патриарх Филарет. Имя Патриарха не значилось, как это было раньше, рядом с именем царя в актах государственных и даже церковных, исходящих лично от царя Михаила Федоровича. Он сознательно стремился ограничить свою деятельность сферой чисто церковных интересов.

    Новые отношения между высшей церковной властью и властью государственной были сформулированы самим Патриархом Иоасафом в его послании к царю в связи с конфликтом царя Михаила Федоровича и крымского хана, когда встал вопрос о войне. Патриарх Иоасаф ответил: "Наш долг молить Бога, Пречистую Богородицу и святителей Московских... о твоем многолетнем здравии и твоего семейства. А о том, что учинить крымцам за мучение твоих людей, нам, твоим богомольцам, не пристойно написать такого ответа..."

    Много, усердно и с большой пользой потрудился Патриарх Иоасаф I, чтобы упорядочить церковные обряды и укрепить благочиние. В 1636 году он издал "Память", в которой тщательно расписал порядок богослужения и правила для участвующих в нем клириков и мирян. В "Памяти", которую все старосты поповские должны были иметь у себя в списках и огласить всем причтам, Патриарх указывал на то, чтобы "иереи и дьяконы жили благочинно и исправляли свои обязанности тщательно, пение и чтение в храмах совершали согласно с церковными правилами, чтобы миряне вели себя в храмах благочинно, чтобы все службы церковные совершались своевременно и на них читались бы Евангелие учительное и поучения из Прологов; чтобы иереи учили своих духовных чад страху Божию и наставляли их, как следует молиться, как проводить праздники по-христиански; чтобы исправляли в народе злые нравы и обычаи".

    Чтобы прекратить разноречивые толки и время от времени возникающие споры о местах в соборных заседаниях, Патриарх Иоасаф I напечатал "Лествицу властем", где определялось сравнительное иерархическое достоинство прибывавших в Москву на церковные Соборы архиереев и настоятелей 46 важнейших монастырей.

    Продолжая издательские труды своих предшественников, Патриарх Иоасаф произвел большую работу по сличению и исправлению богослужебных книг, к которой привлек ученых иноков и белое духовенство, "житием воздержательных и крепкожительных, грамоте гораздых".

    Патриарх Иоасаф имел особое благоволение к месту своего пострижения - Соловецкому монастырю. Он щедро одаривал его церковными облачениями, богослужебными книгами, деньгами. Содействием Святейшего Патриарха в 1634 году в память о чудесах от Владимирской иконы Божией Матери был основан Оранский Богородицкий монастырь в Нижегородской губернии. Вообще за недолгое время правления Патриарха Иоасафа I было основано 3 монастыря и восстановлено 5 прежних, закрывшихся до него.

    Патриарх Иоасаф I управлял Русской Церковью около семи лет, оставив о себе память доброго и кроткого пастыря. Он скончался 28 ноября 1640 года и был погребен в Московском Успенском соборе.

Использованы материалы сайта  http://www.bratstvokresta.ru/patriarhi.html 


Далее читайте:

Христианские деятели: | АВ | ВА | ДАИАКАМАНАПАСА | ФА

Патриархи Русской православной церкви.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС