Кипренский Орест Адамович |
|
1782-1836 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Орест Адамович КипренскийКипренский Орест Адамович (13.03.1782-12.10.1836), живописец и график, представитель романтизма. Из дворовых крестьян. С детства Кипренский проявил выдающееся дарование рисовальщика. В пятилетнем возрасте получил от своего барина вольную и был определен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств, с 1803 по 1809 — стипендиат Академии. В 1805 удостоен золотой медали за картину “Дмитрий Донской на Куликовом поле”. С 1812 Кипренский — член Петербургской Академии художеств, с 1828 жил в Италии. Кипренский писал преимущественно портреты. Лучшие из них относятся к 1820-м годам. Среди них: автопортрет (1809), портреты Е. П. Ростопчиной, Е. В. Давыдова, А. А. Челищева, графа Д. И. Хвостова, А. М. Голицына (1808—11), В. А. Жуковского (1816), А. С. Шишкова (1825), А. С. Пушкина (1827 — лучший прижизненный портрет поэта). Работы Кипренского построены на контрасте света и тени и выражают сложный внутренний мир человека, его неповторимую индивидуальность. В. А. Федоров
А.С. Пушкин. Портрет работы О.А. Кипренского. 1827 г. КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (1782—1836) — российский живописец, рисовальщик, график, портретист, академик АХ (1812). Сын крепостной, получил вольную (1788). Окончил АХ в 1803 г. В 1806 г. награжден первой золотой медалью за картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем» и получил право на поездку за границу. С начала творчества выступил обновителем традиций русского портретного искусства, отказавшись от парадности и раскрывая индивидуальный образ портретируемого. В 1812—1816 гг. создал графические портреты участников Отечественной войны 1812 г. В 1815 г. назначен советником АХ. В 1816 г. уехал за границу. В Женеве выполнил ряд живописных и карандашных портретов, был избран членом Женевского общества любителей искусства (1817). В 1819—1822 гг. выставлял свои картины в Риме и Париже. В Германии создал карандашный портрет И. В. Гёте (1823). В 1823 г. вернулся в Россию. На выставках в АХ (1824, 1827) его картинам отводились отдельные залы. Автор портретов многих общественных деятелей, Меценатов, артистов и поэтов, в том числе А. С. Пушкина (1827), выполненного в стиле романтизма, характерного для художника. В 1828 г. вновь уехал в Италию, работал в Риме, Неаполе и других городах участвовал в Неаполитанской художественной выставке (1830); избран членом Неаполитанской АХ. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 221-222. Орест Адамович Кипренский (1782-1836). Орест Адамович Кипренский — крупный портретист первых десятилетий XIX века — родился 13 марта 1782 года на мызе Нежинской, близ Копорья Ораниенбаумского уезда Петербургской губернии, в имении, принадлежавшем помещику А. С. Дьяконову. В метрической книге копорской церкви будущий художник записан как внебрачный сын крепостной крестьянки Анны Гавриловой, через год после появления на свет сына выданной замуж помещиком за его дворового человека Адама Швальбе. В 1788 году Кипренский был определен в Воспитательное училище при Академии художеств и через девять лет поступил в класс исторической живописи, куда обычно попадали обнаружившие способности ученики. Его учителями были профессор исторической живописи Г. И. Угрюмов и мастер плафонной и декоративной живописи Г.-Ф. Дуайен. Первую золотую медаль художник получил в 1805 году за историческую картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем» (ГРМ). Однако не историческая живопись принесла художнику известность. Еще в 1804 году художник создает одно из самых талантливых произведений — портрет отца, Адама Карловича Швальбе (ГРМ). Портрет поражает удивительной зрелостью, глубиной проникновения в человеческую натуру, мастерством, достигнутым молодым художником в самом начале творческого пути. Перед нами волевой человек, преисполненный силы духа и достоинства. Портрет написан в теплых тонах, свободным, широким мазком, построен на контрастах света и тени. Блестящее исполнение этого портрета поразило современников. В 1830 году он экспонировался на художественной выставке в Неаполе и, как писал сам художник, «здешняя академия... сыграла следующую штуку... отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Ван- дика, а некто Альбертини в Рембранты пожаловал». К ранним произведениям художника принадлежит и «Автопортрет» (1808, ГРМ). В непринужденности, приподнятости, особой вдохновенности образа, в своеобразии живописного и композиционного решения отчетливо проявились черты нового отношения к задачам портретной живописи. Личность и творческий путь художника были проникнуты духом свободолюбивых первых десятилетий XIX века. Он — художник-романтик, первый из портретистов, уловивший веяние времени, опоэтизировавший ценность и красоту духовного богатства человека. «Кто говорил, что чувства нас обманывают!» — записывал Кипренский в альбоме рисунков. В 1808 году начинается дружба О. А. Кипренского с известным коллекционером и меценатом А. Р. Томиловым, дом которого был одним из центров художественной культуры первой четверти XIX века. К этому времени относятся написанные художником портреты А. Р. Томилова (1808, ГРМ), И. В. Кусова (1808, ГРМ), А. И. Корсакова (1808, ГРМ), «Автопортрет» (ок. 1809, ГТГ) и другие. 27 февраля 1809 года О. А. Кипренский, прикомандированный в помощь скульптору И. П. Мартосу для завершения работы над памятником Минину и Пожарскому, уезжает в Москву. Здесь расширяются связи художника. В салоне Ф. В. Растопчина, в доме Е. Ф. Муравьевой Кипренский встречается с К. Н. Батюшковым, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, С. П. Мариным, с Денисом и Евграфом Давыдовыми. Атмосфера творческих споров, знакомство с художественной галереей Ф. В. Растопчина, насчитывавшей до трехсот экспонатов (среди которых находились картины Веласкеса, Ван Дейка, Тинторетто и др.), предвоенные настроения русского общества имели огромное влияние на живописца. Жизнь Кипренского в Москве, богатая впечатлениями, способствовала интенсивной художественной деятельности. «Кипренский почти помешался от работы и воображения», — писал Ф. В. Растопчин конференц-секретарю Академии художеств А. Ф. Лабзину. К лучшим портретам московского периода 1809—1812 годов относятся портреты А. А. Челищева (1810—1811, ГТГ), Е. П. Растопчииой (1809, ГТГ), Е. В. Давыдова (1809, ГРМ). В парадном портрете-картине Е. В. Давыдова, героя Отечественной войны 1812 года, награжденного за подвиги золотой шпагой, художник стремится показать человека передовых взглядов, настроений, знаменовавших пробуждение общественных сил России. Портрет Давыдова привлекает благородством, достоинством, эмоциональной приподнятостью. В марте 1812 года Кипренский возвращается в Петербург. За группу портретов — Е. В. Давыдова, принца Ольденбургского, И. А. Гагарина, А. И. Кусова и других — ему присуждается звание академика портретной живописи. Расцвет портретного творчества художника совпал с Отечественной войной 1812 года. «Отечественная война открыла нам своих Курциев, Сцевол, Регулов», — писал ее участник П. Свиньин. Как бы торопясь запечатлеть героев войны, Кипренский делает многочисленные рисунки карандашом. В графической портретной серии — друзья художника: братья М. и А. Ланские, генерал Е. И. Чаплиц, ополченцы А. Р. Томилов и П. А. Оленин, поэты К. Н. Батюшков, И. И. Козлов, В. А. Жуковский, баснописец И. А. Крылов. Художник создает также серию детских и юношеских портретов, поражающих светлой целеустремленностью и характерной для Кипренского этих лет гармоничностью общего решения. Таковы портреты Н. Кочубей, Пети Оленина, крестьянских мальчиков Андрюши и Моськи, калмыцкой девочки Баяусты, будущего декабриста И. М. Муравьева, А. П. Бакунина. Рисунки Кипренского — ценнейший вклад в развитие мировой портретной графики. К этой поре относятся и лучшие живописные произведения. Среди них один из шедевров Кипренского — портрет Д. Н. Хвостовой (1814, ГТГ). В середине мая 1816 года, получив звание советника Академии художеств, он, благодаря стараниям друзей (скорее всего В. А. Жуковского), уезжает в Италию в качестве пенсионера. Живя в Италии (1816— 1823), художник продолжает напряженно работать. Однако недоброжелательное отношение к Кипренскому со стороны чиновников русского посольства в Риме, осуществлявших надзор за пенсионерами, переживания, вызванные драматическими событиями революции в Италии, — все это определенно настраивает художника и в какой-то степени сказывается в его работах. К лучшим произведениям этого времени относятся портрет А. М. Голицына (около 1819, ГТГ), карандашный портрет С. С. Щербатовой (1819, ГТГ) и знаменитый «Автопортрет» 1819 года, который был заказан Флорентийской Академией для галереи Уффици. «Автопортрет» обнаруживает новые черты в творчестве живописца. В нем ничего не осталось от искрящейся непосредственности и жажды жизни, которая составляла главную особенность раннего «Автопортрета». Мир, окружающий художника, потерял жизнерадостную привлекательность, окрашен в мрачные тона. Кипренский остро осознает контрастность идеалов и действительности. В июле 1823 года Кипренский возвращается на родину. Россия переживает время жестокой аракчеевской реакции. В почетные члены Академии художеств введены Аракчеев и Гурьев. «Академия здесь заплесневела...» — пишет Кипренский по возвращении в Петербург. Подавление восстания декабристов повергло Кипренского в состояние тоски и разочарования. Сведений об отношении художника к Тайному обществу декабристов нет, однако со многими из них он встречался в доме кавалергардского офицера Д. Н. Шереметьева, некоторых знал, был с ними в дружеских отношениях и, несомненно, переживал чувство глубокого волнения, как и значительная часть русского общества. Несмотря на холод официальной встречи и тяжелый душевный кризис, мастерство художника не ослабевает. Портрет А. С. Пушкина (1827, ГТГ) стал крупнейшим достижением портретного творчества мастера. Он написан по просьбе Дельвига между маем и июлем 1827 года, во время непродолжительного пребывания поэта в Петербурге. Пушкин любил этот портрет и после смерти Дельвига приобрел его. Кипренскому он посвятил следующие строки: Любимец моды легкокрылой, Всеобщее возмущение вызвало то, что Кипренский, оставивший поразительные по своей правде рисунки и полотна, где изобразил участников Отечественной войны, не был привлечен, как и другие русские художники, к созданию портретов для Военной галереи 1812 года. Александр I заказал их английскому живописцу Д. Доу. «Я приехал в Италию, единственную имея цель, принести в Россию плоды более зрелые таланта моего, но за это, возвратившись оттуда, был завистью врагов покрыт некою тенью. Не замечая зависти, твердою ногою я всегда шел вперед, зная, что время рано или поздно всегда открывает истину», — так писал Кипренский по возвращении на родину. В конце 20-х годов он снова уезжает в Италию. Женитьба на бывшей воспитаннице и вдохновительнице его таланта Марии Фалькуччи не скрасила последние годы жизни художника. Кипренский умер 5 октября 1836 года и похоронен в Риме. «Знаменитый Кипренский умер, — писал из Италии А. А. Иванов, — он первый вынес имя русское в известность в Европе... Кипренский не был никогда ничем отмечен, ничем никогда жалован от двора, и все это потому только, что был слишком благороден и горд, чтобы искать этого». Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971, с. 64-69. Далее читайте:Художники (биографический справочник).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |