Кьеркегор Серен |
|
1813—1855 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сёрен Кьеркегор (Киркегор)
Кьеркегор Сёрен. Источники: БСЭ, DVD-Soft, ООО «Сигма», г. С-Пб, 2003 г.); (статья, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, CD: (Р) 2002 IDDK, (С) 2002 Мультмедиа-издательство «Адепт»); (БЭКиМ 2006 (2 СD-ROM), ООО «Кирилл и Мефодий», 117296, г. Москва, Ломоносовский проезд, д. 18.); Примечания [1] Сёрен Кьеркегор «Либо то, либо другое», гл. Возраст, [2] Примечание, §552, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Энциклопедия философских наук, т. 3, Философия духа, Изд-во «Мысль», М., 1977, стр. 373. [3] Примечание, §552, там же, стр. 377 – 378. [4] §562, там же, стр. 386 [5] Сёрен Кьеркегор «Либо то, либо другое», Непосредственно-эротические стадии, или Музыкально-эротическое начало, Bland (Первый этап) Введение,. [6] Деяния Апостолов, 5:9. [7] Сёрен Киркегор. О понятии иронии, гл. Законность иронии с точки зрения мировой истории. Ирония Сократа. [8] «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня», Ср. Евангелие от Иоанна: 14:6. [9] гл. Ирония как сдержанный момент. Истинность иронии, там же. [10] Сёрен Кьеркегор «Либо то, либо другое». [11] Там же, Предисловие. [12] Пятая книга Моисеева. Второзаконие, 23:1 – 9. [13] Сёрен Кьеркегор «Либо то, либо другое», кн. Рефлекс из древних трагедий. Современная трагедия, гл. Эстетические страдания. [14] Там же, Третий этап, гл. 1. Чувственный гений, как соблазнитель. [15] Там же, гл. Древняя трагедия в отличие от современных. [16] Там же, гл. Страх и жалость. [17] Серен Кьеркегор. Повторение, ч. 2 стр. 72. [18] Там же, ч.2, стр. 109 – 111. [19] Там же, ч.1, стр.11. [20] Там же, К читателю, стр. 115 – 119. [21] [31] Неявная отсылка к высказыванию Клемента Александрийского, заявлявшего, что он излагает христианское учение в неявной форме, дабы уберечь его от злоупотреблений непосвященных. [22] [32] Сноска идет, естественно, на первое издание «Повторения»; в современном издании сочинений Кьеркегора это: Samlede (Vaerker. III. S. 189. [23] [33] В своей «Критике способности суждения» Кант пишет, что всякое суждение о прекрасном, окрашенное хотя бы малейшим интересом, пристрастно, а потому не является чистым суждением вкуса, – а чтобы иметь право выносить суждение в делах вкуса, необходимо совершенное безразличие, беспристрастность (раздел I,§ 2). [24] [34] Страница указана по первому изданию «Повторения»; в современном издании сочинений Кьеркегора: Samlede (Vaerker. III. Я. 254. [25] [35] Сёрен Кьеркегор, Понятие страха. Пер. и комм. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева, Введение, см. прим. 35. [26] Там же, Введение, сноска. [27] «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее…», (Евангелие от Луки, 17:33). [28] Сёрен Кьеркегор. Страх и трепет. гл. Проблема II. Существует ли абсолютный долг перед Бором? [29] [11] См.: Первое посл. к Коринфянам, 2:3 – «...и был я у вас в немощи и в страхе и в вещном трепете». [30] См.: Матф., 19:16 – 22. [31] Сёрен Кьеркегор. Страх и трепет, гл. Проблемы. Вступление от чистого сердца. [32] Лат.: «Теперь речь идет о твоем собственном деле» (Гораций. Письма. 1.18.84). Гораций пишет о том, что, если дом твоего соседа внезапно загорелся, это тотчас же касается и тебя самого. [33] См.: Иоанн, 2:1 – 11: знаменитое чудо в Кане Галилейской, когда Иисус на брачном пиру превратил воду в вино. [34] См.: Первое посл. к Коринфянам, 10:12: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». [35] Сёрен Кьеркегор. Страх и трепет, гл. Проблемы. Вступление от чистого сердца. [36] Anfaegtelse (дат.) – «искушение» как духовное испытание, стоящее перед индивидом. См. прим. 9. [37] «Этическая жизнь» – заглавие третьей части гегелевской «Философии права» («Rechtsphilosophie»); «Добро и совесть» – название одного из разделов второй части этого произведения. Здесь Кьеркегор показывает, каким образом этическое вступает в противоречие с религиозным. Для самого Гегеля здесь отнюдь не было ясности, он скорее был склонен видеть в религиозном естественное продолжение этического, нравственного в человеке. [38] См.: Гегель. Феноменология духа. VI. В. [39] Любопытно, что в юношеских работах Гегеля, опубликованных только в 1906 году (Hegel. Theologische Jugendschriften. Tübingen, 1906), Авраам описывается именно как преступник и убийца, о чем Кьеркегор, разумеется, никак не мог знать. [40] Сёрен Кьеркегор. Страх и трепет, гл. Проблема I. Существует ли теологическое устранение этического? [41] Там же, гл. Проблема II. Существует ли абсолютный долг перед богом? [42] Насколько тут вообще может идти речь об аналогии, ситуация, связанная со смертью Пифагора, дает нечто подобное: молчание, соблюдавшееся им все время, он должен был осуществлять вплоть до последних мгновений своей жизни, и потому он сказал: «Лучше быть убитым, чем говорить» (см.: Диоген Лаэрций. Книга 8. §39). [43] Сёрен Кьеркегор. Страх и трепет, гл. Проблема III. Было ли этически ответственным со стороны Авраама скрывать свой замысел от Сары, Елизара и Исаака? [44] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, Прим. 40. [45] Серен Кьеркегор. Философские крохи. Гл. 3. Абсолютный парадокс (метафизический каприз). [46] Цит. по: Платон. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1993. Т. 2. С. 137-138), (прим. 1). [47] «Accessorium» [прибавление], См. прим. 15, Серен Кьеркегор. Философские крохи. [48] «Prius» – титул для идеи «первой по природе» (πρóτερον τη φυσει), в свете которой предметы выявляются для воспринимающего в своем качестве. На истолкование бытия как prius (apriori) стоит европейская метафизика начиная с Платона. Гегель называет «prius» родовое понятие. См. прим. 16, там же. [49] Гл. 3. Абсолютный парадокс (метафизический каприз), там же. [50] Сноска 2, гл. 3. Абсолютный парадокс (метафизический каприз), там же. [51] Там же. [52] Там же. [53] (27) Reservatio finalis – последняя оговорка. [54] (30) Автор опирается на «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта (Кн.1. Гл. 4), где Сократ убеждает своего собеседника Аристодема в том, что сплошная целесообразность человеческого организма – свидетельство разумности того, кто его таким создал. См.: Суд над Сократом. Сборник исторических свидетельств. СПб.,1997. С. 132-133. [55] (33) Здесь и далее – прочтение гегелевского «Учения о сущности» (II том «Науки логики»), рассматривающего идею «абсолютного различия» в его ограниченности сферой рефлексии, т.е. как диалектический момент тождества: «Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом, оно отрицательность самого себя, отличие не от многого, а себя от самого себя; оно есть не оно само, а свое иное. Различенное же от различия есть тождество. Различие, следовательно, есть само же оно и тождество <...> Это следует рассматривать как существенную природу рефлексии и как определенную первопричину всякой деятельности и самодвижения.» // Гегель Г.В.Ф. Ук. соч. С. 39. Другим источником послужила цитируемая выше книга А.П. Адлера «Доступное толкование объективной логики Гегеля», где эти разделы комментируются так: «Моя идея Абсолюта заключается в том, что все – разно, одно отличено от другого. Это – Абсолют как внешняя разность, «Verschiedenheit». Но это внешняя, непосредственная разность создает в действительности столь же значимое тождество.» // Adler A.P. Op. cit. S. 123. [56] (34) Δι´ασπορα – рассеивание {греч.). [57] (37) В 1 главе: Kierkegaard S. Op. cit. S. 222. [58] (38) Ср. черновик: «...Но если человек абсолютно отличается от бога, то это отличие не может вырастать из того, что дал ему сам бог, оно должно происходить из него самого. Поэтому мы и сказали, что неистина заслужена им самим. Затем отличие становится грехом. Но если он тогда должен стать сходен с богом, то не в этом ли заключен абсолютный парадокс?» (Рар. V В 5:10) [59] Гл. 3. Абсолютный парадокс (метафизический каприз), там же. [60] Гл. 3. Абсолютный парадокс (метафизический каприз), там же. [61] [21] «λόγος – Логос» (греч.); в христианстве «логос» означает прежде всего «слово» как внутреннюю сущность Бога (см.: Иоанн, 1.1), в философии те он определяет «мышление», находящее себе наивысшее выражение в «логике». [62] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, Введение. [63] Там же [64] [36] Отсылка к Демокриту, согласно учению которого атомы порождаются во вселенной как бы в водовороте, будучи неограниченными в своем числе и размерах (см.: Диоген Лаэрций. IX. 44). [65] Там же [66] Там же [67] [38] По Аристотелю, теоретическая философия имеет три раздела: математику, физику и первую философию. Последняя рассматривает бытие как таковое, представляет собой вершину теоретического рассмотрения, она занимается всеобщими свойствами действительности, общими принципами устройства вселенной; порой она определяется Аристотелем также как теология (см.: Аристотель. Метафизика. Книга 5, 1). [68] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, Введение. [69] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, см. прим. 40. [70] [53] Пелагий (V в.) отрицал понятие первородного греха и полагал, что всякий человек – подобно Адаму до его падения – рождается безгрешным. Социний (XVI в.) отвергал традиционные толкования концепции первородного греха. «Филантропический индивидуализм» – морально-религиозное филантропическое движение основанное Й.-Б. Базедовым (J. В. Basedow) в конце XVIII века. Все эти подходы Кьеркегор считал несущими на себе печать (и пороки) морально-религиозного индивидуализма. [71] [55] «Глава рода человеческого по зарождению, по разделу» (лат.) – выражение, встречающееся в учебниках и трактатах по лютеранской догматике. См., например: Bretschneider С.О. Handbuch der Dogmatik der evangelisch-lutherischen Kirche, 1 – II. Leipzig, 1838. [72] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 1, гл. 1. [73] Там же. [74] Там же, § 2, гл. 1. [75] Там же, см. прим. 56. [76] Там же, § 2, гл. 1. [77] [59] Syndighed (дат.); «грех» (Synd) означает действительный грех, «греховность» (Syndighed) – возможность новых, действительных грехов. [78] Там же, § 2, гл. 1. [79] Там же, § 3, гл. 1. [80] Там же. [81] [67] По словам Гегеля, «чистое бытие есть в конечном счете чистая абстракция, а потому оно абсолютно негативно; будучи рассмотрено непосредственно, это ничто» (Энциклопедия философских наук. Часть 1. Логика. § 87). В другом своем труде он пишет: «Стало быть, чистое бытие и чистое ничто – это одно и то же» (Наука логики. Книга I. Раздел I. Глава 1, С). [82] См. Бытие, 20:4. [83] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 3, гл. 1. [84] [68] См.: Посл. к Римлянам, 3:19 – «...так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом...» [85] [69] См.: Иоанн, 1:29 – «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». В одном из набросков к «Понятию страха» Кьеркегор пишет: «...ибо противоречием будет эстетически печалиться о греховности. Единственный, кто невинно печалился о греховности, был Христос, и потому может показаться, будто он печалился о ней эстетически. Но ведь он также нес все грехи мира, и потому он этически печалился о греховности» (Papirer. 5. В 53:5, запись 1844 года). [86] [70] См. работу швейцарского теолога Леонхарда Устери (Usteri Leonhard. Entwickelung des paulinischen Lehrbegriffs mit Hinsicht auf die ubrigen Schriften des Neuen Testamentes. Zurich, 1832). [87] [71] Концепция свободы воли Ф. Баадера основана на предположении, что воля может осознать свою свободу и направленность только посредством выбора, вменяемого ей внешними обстоятельствами; с его точки зрения, все это приложимо также к положению Адама до грехопадения. См.: Baader Franz. Vorlesungen uber religiose Philosophie. Munchen, 1827. [88] [73] "Все люди, зачатые естественным путем, рождаются с грехом, то есть без страха Божия, без доверия к Богу, и со сладострастием" (лат.). – Аугсбургское исповедание веры. 2. 1. [89] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 4, гл. 1. [90] [74] См.: Бытие, 2:16,17 – «И заповедал Господь Бог человеку... а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь»; Бытие, 3:4,5: «И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». [91] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 5, гл. 1. [92] Там же, См. прим. 76. Papirer. III. А 233, запись 1842 года. [93] [78] См. об этом также в «Болезни к смерти». [94] Там же, § 5, гл. 1, со сноской. [95] [84] Скажем, Августин в своем «Граде Божием», XIV. 23, задается вопросом о том, могли бы люди размножаться в Раю, если бы ни один не согрешил. А Франц Баадер (опираясь на взгляды Якоба Беме) предположил, что природа человека до грехопадения могла быть андрогинной. [96] [85] См.: Бытие, 2:25 – «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». [97] [86] «Свободное суждение» (лат.) – свобода абсолютно независимо и безразлично выбирать. Кьеркегор пишет по этому поводу: «Совершенно незаинтересованная воля (equilibrium) – это ничто, химера; Лейбниц непревзойденно доказывает это во многих местах своих трудов; Бейль также это признает (в противоположность Эпикуру)». – Papirer. IV. С 39, запись 1842 или 1843 года. [98] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 5, гл. 1. [99] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, гл. 2. [100] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 1, гл. 2. [101] Там же, А. Следствие отношения между поколениями. [102] Там же. [103] Там же. [104] Там же. [105] Там же. [106] Там же, Б. Следствие исторического отношения. [107] Там же, Б. Следствие исторического отношения. [108] [118] «Познай самого себя» (греч.), см. прим. 118. [109] Там же, Б. Следствие исторического отношения. [110] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, гл. 3. [111] [145] «Во мгновение ока». – См. Первое посл. к Коринфянам, 15:52 – «Вдруг, во мгновение oza, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». [112] [148] Задача философа, по Платону, состоит в «умирании» для телесных наслаждений, для чувственности вообще, – только так можно надеяться приобщиться к вечности. – См.: Федон. 64 а и сл. [113] [149] Лат.: «разделение», «граница». [114] [150] Посл. к Галатам, 4:4 – «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены...» [115] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, гл. 3. см. прим. 151. [116] Там же, см. прим. 152. [117] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, гл. 3. [118] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 1, гл. 3. [119] Там же. [120] Там же. [121] [159] См. также: Первое посл. к Коринфянам, 2.4: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы...» [122] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 1, гл. 3. [123] [160] См.: Матфей, 5:13; Лука, 14:34,35. Интересно, что буквальный перевод греческого αμβλεία ? в этой цитате как раз означает «тупой», «оцепеневший». [124] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 1, гл. 3. [125] [162] См.: Первое посл. к Коринфянам, 8.4. [126] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 2, гл. 3. [127] [163] Гегель определяет это так: «Под гением нам следует понимать особую природу человека, который в каждой ситуации и в любых обстоятельствах сам определяет свои действия и свою судьбу». – Энциклопедия философских наук. Часть 3. Философия духа. § 405. Дополнение 3. [128] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 2, гл. 3. [129] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 3, гл. 3. [130] Там же, см. примеч. 170 [131] [173] См.: Матф., 25:21 – «Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю»; Лука, 17:33 – «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее». [132] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 3, гл. 3. [133] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, гл. 4. [134] Там же, см. прим. 180. [135] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, гл. 4. [136] [183] Шекспир. Король Лир. IV.6: «О ты, погибший шедевр природы» (Кьеркегор цитирует немецкий перевод А. Шлегеля и Л. Тика. Берлин, 1839 – 1840). [137] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 1, гл. 4. [138] Там же, см. прим. 184. [139] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 1, гл. 4. [140] Там же. [141] Там же. [142] см. Марк, 5:8,9; Лука, 8:29,30. [143] см. Лука, 11:14. [144] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 2, гл. 4. [145] [187] Опираясь на текст Писания: «Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой» (Лука, 14.17:23), Августин требовал в Карфагене, чтобы против еретиков-донатистов применили силу – в качестве долга братской любви, чтобы привести их к истинной вере (см.: Contra Candentium, 1, 28). О «наказании» еретиков говорил Тертуллиан (Scorpiace, П). [146] [188] См.: Платон. Горгий. 479 а. [147] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 2, гл. 4. [148] Там же. [149] Там же. [150] Там же. [151] Там же, см. прим.[190]. [152] [192] Букв.: «сообщающееся» (лат.), однако термин этот применяется также для обозначая принятия Святых Даров во время причастия. [153] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 2, гл. 4. [154] Там же. [155] Там же. [156] [201] В предварительных набросках к «Понятию страха» Кьеркегор вместо соматически-психической и пневматической потери свободы говорит о свободе, утраченной животно, интеллектуально и религиозно (см.: Papirer. 5. В 72:24). [157] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, § 2, гл. 4. [158] [203] Паран-Дюшатле был автором книги «О проституции в городе Париже». Точнее определить отсылку не представлялось возможным. [159] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, 1.Соматически-психическая утрата свободы, § 2, гл. 4. [160] [204] «Бесовская мудрость» (греч.). – Посл. Иакова, 3:15: «Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская». [161] [205] «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут», – Посл. Иакова, 2:19. [162] [206] См.: Иоанн, 8:32: "И познаете истину, и истина сделает вас свободными". [163] [207] Кьеркегор подразумевает здесь, конечно, Гегеля. См.: Энциклопедия философских наук. Часть 1. Логика. § 35. [164] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, а) Общие замечания, 2. Пневматическая утрата свободы, § 2, гл. 4. [165] Там же. [166] Там же. [167] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, в) Схема исключения или отсутствия внутреннего смысла, 2. Пневматическая утрата свободы, § 2, гл. 4. [168] Там же. [169] Там же. [170] [220] См.: Samlede Vaerker. III. 175. [171] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, с) Что такое уверенность и внутренний смысл? 2. Пневматическая утрата свободы, § 2, гл. 4. [172] [228] См.: Матф., 26:37; Марк, 14:33, 34; Иоанн, 12:27, 13:27. [173] [229] См.: Марк, 15:34. [174] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, гл. 5. [175] Там же. [176] [231] Букв.: Heksebrev («ведьмино письмо») – набор картинок из частей людей и животных; если их вывернуть и сложить по-новому, картинки перетасовываются и дают новый образ. Та же метафора используется Кьеркегором и в «Или – или». [177] [232] См.: Платон. Кратил. 428 d. [178] Сёрен Кьеркегор. Понятие страха, гл. 5. [179] См.: 2Кор 5:17,18. [180] Декарт (Descartes) Рене (латинизированное имя – Картезий; Renatus Cartesius) (31.03.1596, Лаэ (Турень) – 11.02.1650, Стокгольм), французский философ и математик. [181] Гольдшмидт, Меир, (Meïr Goldschmidt) — датский писатель и публицист еврейского происхождения (1819 – 1887). [182] Сёрен Кьеркегор. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». [183] Спиноза (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (24.11.1632, Амстердам, – 21.02.1677, Гаага), нидерландский философ-материалист, пантеист и атеист. [184] Гегель Г.В.Ф. Наука логики, С. Модус абсолютного (Der modus des absoujten), гл. 1, разд.III, С.–Пб, 1997, www.koob.ru [185] Сёрен Кьеркегор. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам», § 1. [186] Там же. [187] Там же. [188] Там же. [189] [4] Земная страстность сужает экзистенцию тем, что преображает существование во что-то мгновенное. [190] [5] Поэзию и искусство вообще всегда называли предвосхищением вечного. Но если это так, то нужно заметить, что поэзия и искусство по существу не связаны с существованием, так как их взгляд, "удовольствие от прекрасного", незаинтересован и не принимает во внимание существование как существование. [191] Сёрен Кьеркегор. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» (фрагм. пер. и комм. Д.А. Лунгиной, § 1. [192] Термином «Спекуляция» (от speculatio (умозрение) – лат.) нередко обозначают такую деятельность мышления, которая вращается в сфере предметов или событий, не данных на опыте, но лишь предполагаемых. Это приводит к установлению тесного или точного смысла термина У., как мышления, содержание которого – только мыслимое или сверхчувственное, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, CD: (Р) 2002 IDDK, (С) 2002 Мультмедиа-издательство «Адепт». [193] Сёрен Кьеркегор. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» (фрагм. пер. и комм. Д.А. Лунгиной, § 2. [194] [1] "sensu strictiori" (лат.) – "в узком смысле слова". [195] Серен Кьеркегор. Заключительное ненаучное послесловие к "Философским крохам". Пер. Н. Исаевой и С. Исаева // "Вестник Европы". 2005. № 16. [196] То же, см. прим. 2 [197] Там же. [198] Сёрен Кьеркегор. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». Пер. Н. Исаевой и С. Исаева // "Вестник Европы". 2005. № 16. [199] Сёрен Кьеркегор. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». Пер. Н. Исаевой и С. Исаева. [200] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти. [201] Там же, Прелисловие. [202] См. Иоанн, 11:4. [203] См. Иоанн, 11:14. [204] См. Иоанн, 11:43. [205] См. Иоанн, 11:25. [206] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, Введение. [207] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, гл. I, кн.I, ч.I. [208] [3] О человеке как синтезе, полагаемом перед собственным Творцом, применительно к философскому учению Кьеркегора см.: L?gstrup К. Е. Kierkegaards und Heideggers Existenzanalyse und ihr Verhaltnis zur Verkiindigung. Frankfurt a/M., 1950; Slpk Johannes. Die Anthropologie Kierkegaards. Kpbenhavn, 1954; Malantschuk б. Begrebet Fordoblese hos Spren Kierkegaard // Kierkegaardiana II. Kpbenhavn, 1957. [209] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, гл. I, кн.I, ч.I. [210] Там же гл. II. [211] [4] Об отношении между категориями "возможности" и "действительности" см. также: Философские крохи ("Philosophiske Smulen" // Søren Kierkegaard. Samlede V(R)rker. Bind 6. Kpbenhavn, 1962. Б. 67 Щ. [212] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, гл. II, кн.I, ч.I. [213] [5] Букв.: "мыслителю" (дат.: Taenkerne). Здесь явная отсылка к Иоганну Климакусу, под чьим псевдонимом вышли "Философские крохи". См. об этом также: Философские крохи. Гл. 6. [214] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, гл. II, кн.I, ч.I. [215] Там же, гл. III. [216] Там же, кн. II. [217] Там же. [218] Там же, кн. III. [219] Там же, гл. I. [220] [12] «Мгновение» в системе Кьеркегора – это не просто предельно малый временной отрезок, это прежде всего точка, в которой время соприкасается с вечностью. Таким образом, "мгновение" по сути вообще лишено протяженности; пребывая в явленном, человеческом мире, «мгновение» обеспечивает человеку канал сообщения, или окно в вечность, в мир божественного Откровения, см. напр. «Понятие страха», § 5, гл. 1. [221] [13] Шекспир Ричард III. Акт III. Сцена 2. Кьеркегор использовал немецкий перевод Шекспира, выполненный Ф. Шлегелем. Русский текст дается по изданию: Шекспир В. Полн. собр. соч.: В 8 т. (Перевод М. Лозинского). М., 1958. Т.З. С. 466. [222] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, гл. I, кн.III, ч.I. [223] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, разд. а, гл. II, кн.III, ч.I. [224] О второй этике см. Сёрен Кьеркегор. Понятие страха. [225] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, гл. I, кн.IV, ч.II. [226] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, кн.IV, ч.II. [227] [29] См., например: Brettschneiders К. 6. Handbuch der Dogmatik. Bd. П. Berlin, 1828. Б. Ям: «Вина грешника бесконечна, ибо через нее понесло урон бесконечное величие, а потому и наказание также должно быть бесконечным». Ср.: Августин. Исповедь. Глава 2, § 7 и сл. [228] [30] См.: Посл. к Ефесянам, 2.12: «...и были безбожники в мире». [229] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, гл. I, кн.IV, ч.II. [230] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, доп. гл. I, кн.IV, ч.II. [231] Откровение – явление Бога в слове (Пс 18:8; Ис 8:16) или в видении (Иов 33:15,16), [232] Там же, гл. II. [233] Там же. [234] [35] Подразумевается сюжет комедии датского литератора первой половины XIX века Й. Хольберга «Политикан» (Holberg Х Den politiske Kandestpber). Акт 4. Сцена 2. [235] [37] «Мыслю, следовательно, существую» (лат.) – основной методологический постулат философии Рене Декартa. [236] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, гл. II, кн.IV, ч.II. [237] Там же. [238] [38] Имеются в виду, по всей вероятности, произведения известного датского теолога того времени Ганса Лассена Мартенсена (1808 – 1884) (Martensen Н. L. Christelige Dogmatik. 1849) и немецкого профессора теологии Филиппа Конрада Мархейнеке (Marheineke Р. К. Die Grundlehren der christelichen Dogmatik. 1827). [239] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, гл. III, кн.IV, ч.II. [240] Там же. [241] Там же. [242] Там же. [243] [41] «Призвание» – дат.: Kald, означает одновременно и «церковный приход», равно как и вообще «вакансию» на службе. [244] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, доп. к кн.IV, ч.II. [245] Там же. [246] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, кн.V, ч.II. [247] Там же. [248] Там же. [249] [43] Известен латинский вариант поговорки: «Errare humanum est» – «гpeшить (ошибаться) свойственно человеку». В средневековой схоластической традиции поговорка была продолжена: «...sed nullius nisi stulti in еrrоrе perseverare», то есть «но ничего нет хуже, чем упорствовать в своих ошибках (гpexax)». [250] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, кн.V, ч.II. [251] Там же. [252] Там же. [253] [45] См.: Гете. Фауст. Часть 1. Стих 3116. [254] [46] Шекспир. Макбет. Акт II. Сцена 3. У Кьеркегора, цитирующего немецкий перевод Шлегеля, ошибочно указана сцена 2. [255] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, гл.I, кн.V, ч.II. [256] Там же. [257] Там же, гл.II. [258] [49] См.: Матф., 9.2 – 3: «И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует». [259] [50] См.: Аристотель. Политика. III.2. [260] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, гл.II, кн.V, ч.II. [261] [51] Датское соответствие латинскому термину: han begriber – «постигает»; здесь, однако же, он идет скорее как синоним omfatter – «обнимает собою». [262] [52] "Противоположные явления при помещении их друг подле друга ясно выступают" (лат.). [263] [53] Дат.: ved еn omvendt Art Accomodation, букв.: «после обратного рода уподобления». [264] [54] См.: Платон. Апология Сократа. 27 б. [265] [56] Forargethed (дат.), то есть уже не просто «досада», но «активная злость», «яростное возмущение». [266] [57] «Любовь», «страсть» – дат.: Kjerlighed, в нынешней датской орфографии: Kaerlighed. [267] [58] См.: Матф., 11:6 «...и блажен, кто не соблазнится о Мне». [268] [59] См.: Первое посл. к Коринфянам, 11.28: "Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей". [269] Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти, гл.III, кн.V, ч.II. [270] [61] См.: Лука, 18.8: "Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?" [271] [63] Докетизм – еретическое учение, согласно которому человеческая сущность Христа была лишь некой видимостью, иллюзорной, воображаемой формой, – так что, скажем, его телесная оболочка была всего лишь "воображаемым телом" и так далее. [272] [64] См.: Матф., 12.24. [273] [65] «Вера» – дат.: Тrое. Биографическую справку составил В.Г. Врачев. Литература:1. Сёрен Кьеркегор «Либо то, либо другое», Фрагмент из жизни, Перевод: Михельсена / Gleiss, 1885, Исходный текст на немецком находится на сайте: http://www.textlog.de/kierkegaard-oder.html. 2. Сёрен Киркегор. О понятии иронии. Пер. А. Коськовой, С. Коськова // Логос. 1993. №4. С. 176 – 198, http://www.kierkegaard.newmail.ru/works/Begrebet_Ironi.html. 3. Серен Кьеркегор. Повторение, из-во Лабиринт, Москва, 1995 г., http://imwerden.de/pdf/kierkegaard_povtorenie.pdf. 4. Сёрен Кьеркегор, Понятие страха. Пер. и комм. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева, Простое, психологически намеченное размышление в направлении догматической проблемы первородного греха, Написано Вигилием Хауфниенсием. Источник: Кьеркегор С. Страх и трепет, М.: Республика, 1993. С. 115 – 248. http://www.kierkegaard.newmail.ru/works/Begrebet_Angest.html, 5. Сёрен Кьеркегор. Страх и трепет. Диалектическая лирика Иоханнеса де Силенцио, Перевод Н.В.Исаевой и С.А.Исаева, В кн.: С.Кьеркегор. Страх и трепет. М.: «Республика», 1993, гл. Проблема II. Существует ли абсолютный долг перед Бором?; http://psylib.org.ua/books/kerks01/index.htm 6. Серен Кьеркегор. Философские крохи. Пер. и примеч. Д.А. Лунгиной // Вопросы философии. 2004. № 1. С. 161 – 174, http://www.kierkegaard.newmail.ru/works/Philosophiske_Smuler.html. 7. Сёрен Кьеркегор. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» (фрагм. пер. и комм. Д.А. Лунгиной // Логос. 1997. №10. С. 139 – 147. Перевод с датского Д. Лунгиной; http://www.kierkegaard.newmail.ru/works/Uvidenskabelig_(Lungina).html. 8. Сёрен Кьеркегор. Болезнь к смерти (Изложение христианской психологии ради наставления и пробуждения, Написано Анти-Климакусом, издано С. Кьеркегором), Перевод С. А. Исаева, Источник: Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. С. 251-350. http://www.kierkegaard.newmail.ru/works/Sygdommen.html. Вернуться: Врачев В. Кьеркегор, Киркегор Вернуться на главную страницу Кьеркегора
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |