ХРОНОС:
Родственные проекты:
|
Константин I Великий
Икона "Достоинство Есть".
Расположена в Карейском монастыре, основанном Константином Великим.
Иллюстрация с сайта
http://www.cirota.ru/
Константин I Великий. Константин был старшим сыном Констанция Хлора и Елены,
дочери трактирщика. Когда Константину было около двадцати лет, его отец был
объявлен цезарем и был принужден развестись с его матерью. Констанций Хлор
женился на Фсодоре, падчерице августа Максимиана Герку-лия; в результате этого
брака у Константина оказалось три сводных брата (Далмаций Старший, Юлий
Констанций, Аннибалиан) и три сводных сестры (Анастасия, Констанция 1, Евтропия
II).
В мае 305 г. после отречения Диоклетиана и Максимиана Гсркулия августами стали
Галерий и Констанций Хлор.
Константин оказался во власти Галерия, который задержал его у себя в Никомедии
как заложника.
«Не желая мириться с этим, Константин, при своем сильном и неукротимом
характере, тогда уже, с молодых лет охваченный страстным стремлением к власти,
решил бежать» (Авр. Викт. Цсз. XL).
Лактаниий рассказывает о его побеге:
«Констанций Хлор, так как был тяжело болен, отправил письмо Галсрию, чтобы тот
прислал к нему сына его Константина, которого он хочет видеть, чего он давно уже
тщетно добивался. Галсрий же не хотел этого. Часто строил он тайные козни против
молодого человека, так как не решался что-либо предпринять явно, дабы не навлечь
на себя гнев граждан и — чего он особенно опасался — ненависть воинов. Однажды
Галсрий под видом шутки и как бы для испытания силы и ловкости Константина
втолкнул его в клетку со зверями. Но тщетно...
Так как Галсрий больше не мог отказывать Констанцию Хлору в его просьбе, то
однажды вечером он дал Константину разрешение уехать и повелел, чтобы тот
отправился в путь на следующее утро... Галсрий был намерен наутро либо задержать
его под каким-нибудь предлогом, либо срочно отправить письмо в Италию, чтобы его
задержал по дороге Флавии Север. Предвидя это, Константин поспешил уехать, когда
император после ужина отправился на покой. Константин умчался, искалечив по
дороге всех государственных лошадей на многочисленных дорожных постах. На
следующий день император, намеренно проспав до полудня, приказывает позвать к
себе Константина. Ему говорят, что тот сразу после ужина отправился в путь.
Галсрий приходит в ярость и поднимает крик. Он требует седлать государственных
лошадей, чтобы вернуть его. Ему сообщают, что лошадей нет. Галсрий едва
сдерживает слезы. А Константин с невероятной быстротой приезжает к отцу,
находящемуся уже при смерти, который представляет его воинам и передаст власть
из рук в руки. Констанций Хлор обретает на своем ложе покой от дел мирских, как
он того желал» (Лакт. О см. гон. XXIV).
Это случилось в 306 г.
Получив об этом известие, Галерий вскипел от ярости, Константин, однако, был уже
недосягаем. Галсрпю пришлось смириться, но он признал его не августом, а только
цезарем.
После того как Максснций захватил власть в Риме и к нему прибыл его отец
Максимиан Гсркулий, Константин охотно пошел на соглашение с ними. В 307 г.
Максимиан Гсркулий предоставил ему титул августа и выдал за него замуж свою дочь
Фаусту.
Через несколько лет, когда правление Максенция выродилось в откровенную тиранию,
Константин не остался глух к тайным предложениям, которые стали поступать к нему
от угнетенных римлян. Он активно вступил в борьбу за власть над Италией и двинул
войска.
После разгрома и гибели Максснция 28 октября 312 г. Константин как победитель
вступил в Рим и постарался проявить великодушие: он ограничился тем, что
приказал убить только двоих сыновей свергнутого тирана. А когда некоторые
римляне потребовали казни всех приверженцев Максснция и доносчики уже стали
развивать активность, Константин решительно пресек их деятельность, объявив
всеобщую амнистию
Такое поведение Константина повергло римлян в изумление и привлекло к нему их
сердца.
Победитель посетил сенат и заявил, что намерен вернуть ему его былое величие и
значение. За это растроганный сенат провозгласил Константина главным августом
Римской империи (двумя другими августами в это время были Лици-нии и Максимин
Даза).
В честь победы Константина над Максенцисм в Риме воздвигли пышную триумфальную
арку, которая и сейчас стоит недалеко от Колизея; на ней написано:
«Императору Цезарю Флавию Константину Величайшему, Благочестивому, Счастливому
Августу сенат и народ римский посвятили замечательную арку в честь его триумфа
за то, что он со своим войском по внушению свыше и благодаря величию своего ума
с помощью праведного оружия освободил государство одновременно и от тирана и от
веси его клики» (ЛЭ, с. 287).
Это единственная триумфальная арка в Риме, которая сооружена не за победу над
внешним врагом, а за победу в междоусобной войне.
Сам факт создания этой арки говорит о том, что к IV в. римляне в значительной
мере уже утратили понимание общественного блага и стали рассматривать
государство как личную собственность монарха, существующую для его удовольствия;
за долгие века империи римляне в конце концов усвоили ту идеологию рабского
подчинения властелину, за которую прежде презирали варваров — жителей стран
Востока.
Варварство римлян при сооружении этой арки проявилось и в том, что для ее
украшения сняли скульптуру с одной из триумфальных арок Траяна. Как видно,
никого не смутило, что Траян считался лучшим императором во всей римской
истории; к IV в. большинство римлян уже разучилось уважать достойные деяния
предков. Так как скульптуры с арки Траяна оказалось мало, для украшения арки
Константина добавили кое-что новое, сделанное грубо и примитивно. Это не значит,
что в тс времена в Риме уже не было хороших мастеров — они еще были, но
художественный вкус большинства римлян упал столь низко, что мало кого
шокировало соседство посредственной продукции с великолепными произведениями
эпохи Траяна.
Лактанций, христианский писатель начала IV в., сообщает, что после победы над
Максснцисм Константин и Ли-циний в Милане1 опубликовали эдикт, разрешающий
свободное исповедание христианства наряду с языческими культами, и приводит
часть его текста в своем сочинении «О смерти гонителей» (XLVIII). Евссвий,
современник Лак-танция, в своей «Церковной истории» (X, 5) приводит греческий
текст этого эдикта.
По повелению Константина в Риме завершили строительство базилики, начатой
Максснцисм. В этом гигантском, роскошно отделанном здании поставили колоссальную
мраморную статую Константина (се обломки можно видеть сейчас в Риме во дворе
Дворца Консерваторов, который входит в состав Капитолийских музеев).
Голова колосса Константина I
Великого. Рим.
Капитолийские музеи. Двор
Плаццо деи Консерватори.
Константин, став господином Италии, навсегда распустил преторианскую гвардию,
справедливо усмотрев в ней источник внутригосударственных смут. Вместо
преторианских когорт были созданы отряды дворцовой стражи, а преторианский
лагерь в Риме разрушен.
Макссицип очень не нравился римлянам потому, что требовал от сенаторов
добровольных пожертвований в пользу государства.
Константин намного превзошел Максенция и установил для сенаторов твердый налог.
Все они были разделены на разряды по имущественному признаку; самые богатые
должны были отныне ежегодно вносить в казну по восемь фунтов золота, другие — по
четыре и по два фунта, а самые несостоятельные — по семь золотых монет.
Сенаторское сословие потеряло в Римском государстве всякое реальное значение, а
звание сенатора сделалось обременительным. Именно поэтому Константин очень
заботился об увеличении численности римского сената и охотно делал сенаторами
богатых провинциалов.
Константин всеми средствами прокладывал себе путь к власти, действуя не только
силой, но и другими способами. В борьбе за власть он сумел опереться на
христианство. Он учел, что эта религия уже широко распространена среди жителей
Римской империи, и предпочел иметь в христианах не врагов, а друзей. Поэтому он
всегда вел себя как сторонник веротерпимости, хотя христианином не был. Не
отвергая старых римских богов, он допустил в их число нового бога. Сам
Константин принял крещение только перед своей кончиной.
Христианская церковь всегда считала Константина своим благодетелем, свято чтила
его память и не уничтожала его статуи (бронзовая конная статуя императора Марка
Аврелия уцелела лишь потому, что невежественные средневековые римляне принимали
ее за изображение Константина).
В главной церкви средневекового Рима, в церкви св. Иоанна Крестителя около
Латеранского дворца, резиденции папы римского (Сан-Джованни ин Латерано), и
сейчас стоит высокая мраморная статуя Константина в военном облачении.
В 324 г. после поражения августа Лициния Константин остался единственным
августом и откровенным господином, пред которым склонилась вся империя. К нему
обращались с рабской почтительностью, что хорошо видно из текста надписи,
найденной в Риме на форуме Траяна:
«Нашему господину, восстановившему род человеческий, расширившему империю и
власть римскую, а также заложившему основы спокойствия навечно, Флавию Валерию
Константину Счастливому, Величайшему, Благочестивому.
Постоянному Августу, сыну божественного Констанция, всегда и повсюду
почитаемого. Гай Цейоний Руфи и Волузиан, светлейший муж, консул первых месяцев
года, градоначальник Рима, имеющий императорскую судебную власть, преданнейший
его воле и величию» (ЛН, 225).
Константин вышел победителем в суровой борьбе с многочисленными претендентами на
высшую власть, ибо выгодно отличался от них во многих отношениях. Он был
человеком очень смелым, энергичным и вместе с тем осторожным. Хорошего
образования он не получил, однако к образованности относился с уважением. В
сравнении со звероподобными Максснцисм и Лицинисм он обладал большими личными
преимуществами.
Константин имел хорошую внешность, был высокого роста, крепкого телосложения,
отличался физической силой и ловкостью. Он вел воздержанный образ жизни,
прекрасно умел владеть собой, был вежлив, общителен и даже склонен к юмору.
Определяющим качеством характера Константина было непомерное властолюбие.
Сделавшись императором, он сбросил маску учтивости и справедливости и стал
проявлять откровенную жестокость и деспотизм. Его алчность и расточительность
легли тяжелым бременем на народ, так как только беспощадно грабя жителей
империи, можно было добывать тс колоссальные суммы, которые расходовались на
блеск императорского двора, на грандиозное строительство и на содержание
громоздкого военно-бюрократического аппарата.
Внешне Константин усвоил великолепие и негу восточной роскоши. Даже немолодой он
наряжался в пестрые шелка, расшитые золотыми цветами, носил накладные волосы и
короны изысканных фасонов со множеством драгоценных камней и жемчуга, его мощная
шея была увешана ожерельями, а могучие руки увиты браслетами.
Государственная деятельность Константина продолжала основные направления
политики Диоклетиана и имела своим результатом постепенное прикрепление
значительной массы свободных людей к их месту жительства, к земле или ремеслу,
чтобы обеспечить регулярный сбор налогов с населения. Если в прежние века Рим
жил за счет того, что грабил другие народы, то теперь от стал грабить сам себя;
Римское государство вступило на путь самопожирания: собирая налоги, правители не
задумывались над тем, откуда возьмут налогоплательщики требуемые суммы, и чем
строже взыскивались налоги, тем более истощались средства населения.
В сельском хозяйстве труд рабов и мелких свободных собственников постепенно
вытеснялся трудом колонов (это были люди формально свободные, которые у частных
лиц арендовали землю и фактически были лишены права покинуть ее). Колоны не
только обрабатывали землю, но и платили налоги, поэтому государство было очень
заинтересовано в их закрепощении.
30 октября 332 г. Константин издал грозный указ против бегства колонов:
«Тот, у кого будет найден чужой колон, должен не только вернуть его к месту его
происхождения, но и заплатить за него подушную подать за то время, которое колон
у него находился. А самих колонов, которые вздумают бежать, надлежит заковать в
кандалы как находящихся в рабском положении, чтобы они были принуждены в
наказание исполнять рабским способом обязанности, приличествующие свободным»
(Хрестоматия по истории древнего Рима. Под ред. С Л. Утченко. М., 1962, с. 601).
По той причине, что граждане постепенно превращались в закрепощенных
налогоплательщиков, Константин был вынужден брать в армию все большее и большее
число варваров. В римской армии было много скифов, готов и германцев, а при
дворе Константина особым влиянием пользовались франки; он был первым
императором, который стал делать варваров консулами (Амм. Марц XX, 10). Таким
образом, варвары вступили на путь, который привел их в конце концов к овладению
Римом.
К городу Риму Константин был совершенно равнодушен. Он пробыл в нем после победы
над Максенцием не более трех месяцев, а впоследствии посетил его только два
раза, когда вступал в десятый и в двадцатый год своего правления. Временными
резиденциями Константина были Трир в Германии, Медиолан (совр. Милан), Аквилея в
Северной Италии, Сирмий в Паннонии, Фессалоники (совр. Салоники в Северной
Греции) и Нэсс (совр. Ниш в Сербии); последний был его родиной.
Константин основал новую столицу Римской империи, назвав ее Вторым, или Новым,
Римом (эти названия быстро вышли из употребления, и город стал именоваться
Городом Константина — Константинополь, совр. Стамбул).
Новую столицу построили на месте древнего греческого города, который назывался
Византии и был расположен на границе Европы и Азии на побережье пролива Босфор.
На ее строительство израсходовали колоссальные средства; шестьдесят тысяч фунтов
золота истратили только на сооружение городских стен, крытых колоннад и
водопроводов В городе Константина были построены и храмы старым богам и церкви
христианскому богу.
Чтобы придать блеск новой столице, ограбили старую: из Рима увезли огромное
количество статуй. Почти все крупные города империи были вынуждены отдать
большинство своих статуй для Константинополя. Часть римской знати переселилась в
новую столицу.
Константин умер 22 мая 337 г. в Аквирионском дворце в предместье Никомедии.
Своими наследниками он считал трех своих сыновей (цезари Константин II,
Констанций II, Констант) и двух племянников (цезарь Далмации Младший и
Аннибалиан, женатый на Константине Августе, дочери Константина).
1) Это было в 313 году.
Использованы материалы кн.: Федорова Е.В.
Императорский Рим в лицах. Ростов-на-Дону, Смоленск, 1998.
Констанция I, сводная сестра
Константина Великого.
Мрамор. Санкт-Петербург.
Государственный эрмитаж.
Вернуться на главную страницу
Константина Великого
|