Лавров Петр Лаврович |
|
1823 - 1900 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Петр Лаврович ЛавровЛавров Петр Лаврович (2.VI.1823 - 25.I.1900) - теоретик русского революционного народничества; мелкобуржуазный социалист, философ и социолог. Родился в семье псковского помещика. Окончил Петербургское артиллерийское училище (1842). В 1844-1866 годы преподавал в военных учебных заведениях. В конце 50-х - начале 60-х годов в ряде статей и книг: "Гегелизм" (1858), "Очерки вопросов практической философии. Личность" (СПБ, 1860), "Три беседы о современном значении философии..." (СПБ, 1861) - Лавров разрабатывал проблемы философии и критиковал с позиций позитивизма религию и мистические формы идеализма. Расходясь с кругом "Современника" по философским вопросам, Лавров вместе с тем активно участвовал в политической антиправительственной деятельности (поддержка студенческих выступлений в 1861-1862 годов; участие в обществе "Земля и воля", 1862; сближение с Н. Г. Чернышевским). Считая, что почва для радикального политического и социального переворота в России не готова, Лавров в 50-х годах ставит своей задачей пропаганду научного миросозерцания, допуская вместе с тем возможность "...гармонии интересов личности господствующего класса и интересов большинства подчиненного класса", "...примирения прошедшего с будущим..." (Избр. соч. на социально-политические темы, т. 1, 1934, с. 103, 111). В начале 60-х годов Лавров, отбрасывая мысль о "постепенном" реформировании России, выдвигает идею решительного и одновременного обновления всех частей общественного организма. В середине 60-х годов выступает против "исключительного и одностороннего увлечения естественными науками", возникшего под влиянием Д. И. Писарева. Главная задача науки - раскрыть "законы нравственности, т. е. законы общественных отношений человека", дать молодому поколению руководство для "сознательного участия в общественной жизни". Попытка социологической разработки этих проблем была предпринята в "Исторических письмах" (1868-1869, отд. изд. 1870), созданных Лавровым в ссылке в Вологодской губернии, куда был отправлен в 1867 году. В феврале 1870 года Лавров при посредстве Г. А. Лопатина бежал из ссылки и выехал в Париж. Здесь сблизился с революционными рабочими, вступил в 1-й Интернационал, активно участвовал в деятельности Парижской Коммуны. Посланный Коммуной в Лондон, Лавров в 1871 году познакомился там с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Знакомство с деятельностью Интернационала убедило Лаврова "в существовании непримиримой борьбы классовых интересов" и наличии в Западной Европе "реальной почвы для социального переворота", исполнителем которого явится революционный пролетариат. Применительно к условиям более отсталой России задачи по-прежнему сводились к подготовке крестьянской социальной революции путем "... развития научной социологической мысли в интеллигенции и путем пропаганды социалистических идей в народе" (там же, с. 104). Вершина революционной деятельности Лавров - издание в эмиграции журнала и газеты "Вперед!" (1873-1877), пытавшихся возродить традиции герценовского "Колокола". Разделяя ряд народнических иллюзий (самобытность исторического развития России, община как основной элемент ее будущего строя, второстепенность политических вопросов перед социальными), Лавров основной упор делает на тщательной подготовке революции как "социального переворота при помощи народа" (там же, т. 3, 1934, с. 364). Таким образом, Лавров выступает как против бунтарского бакунинского, так и против заговорщического ткачевского течений. В конце 70-х - начале 80-х годов тактические установки Лаврова подверглись некоторым изменениям: он пришел к идее непосредственного политического действия, главным образом террора как основного метода политической борьбы с самодержавием. В 1882 году Лавров примкнул к "Народной воле", видя в ней единственную в России революционную партию, которая "умела выработать нечто похожее на общественную силу". Перед поставленной ею задачей свержения самодержавия должны отступить на второй план все вопросы, имеющие "лишь спекулятивное значение" (возможность перехода России к социализму, минуя капитализм, тенденции развития общины и др.; см. там же, т. 1, с. 106). В 1883-1886 годы Лавров вместе с Л. А. Тихомировым редактировал "Вестник "Народной воли". С развитием рабочего движения и распространением пролетарской идеологии в России роль и авторитет Лаврова в революционном движении падают. Сам Лавров по-прежнему считал рабочий класс России незначительной силой и скептически оценивал деятельность русских социал-демократов. Ряд неверных установок Лаврова (см. письмо Лаврова в No 4 "Летучих листков "Группы народовольцев", 1895) резко критиковал В. И. Ленин, считая их непростительными для такого "ветерана революционной теории" (см. Соч., т. 2, с. 319). Последние годы жизни Лавров посвятил преимущественно разработке своей социологической концепции ("Опыт истории мысли", т. 1, СПБ, 1875; "Опыт истории мысли нового времени", т. 1, ч. 1-2, Женева, 1888-94; "Задачи понимания истории", М., 1898; "Важнейшие моменты истории мысли", М., 1903). Свое мировоззрение Лавров определял как антропологизм, считая себя продолжателем Протагора, "сенсуалистов", Канта, Л. Фейербаха и неокантианцев. За отправной пункт социологических построений берется отдельная личность, становление которой объясняется исключительно эволюцией ее биологической природы. Начало историческй жизни человечества связано с появлением у дикаря на чисто физиологической основе "сознательного стремления к прогрессу". Важную роль в теории прогресса Лаврова играет различение культуры и цивилизации. Первое характеризует доисторическую среду, связанную с застывшими формами жизни, воспроизводящимися согласно обычаю. Второе - прогрессивное движение общественных форм, смену различных фазисов культуры, происходящую под воздействием критической мысли. Двигателем прогресса является интеллигенция - небольшая группа личностей, способная наслаждаться развитием и вырабатывающая потребность развития. Первоначальный прогресс этого меньшинства был куплен "порабощением большинства" (так называемая "цена прогресса"), уплата интеллигенцией своего долга перед народом заключается "... в посильном распространении удобств жизни, умственного и нравственного развития на большинство, во внесении научного понимания и справедливости в общественные формы" (Избр. соч..., т. 1, с. 227). Окончательная формула "прогресса", данная Лавровым, гласит: "развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости..." (там же, с. 199). На этом этическом основании возводится Лавровым его социалистический идеал, как "требование солидарности всего человечества" (там же, т. 4, 1935, с. 107). Подчеркивая принципиальное различие явлений общественных и природных, Лавров отрицал естественноисторический характер развития общества: поскольку историю отличает развитие, прогресс, то найти закон исторического развития - значит обнаружить "нормальный порядок" неповторяющихся "фазисов эволюции". Установление правильной перспективы неповторяющихся исторических фактов, уяснение их смысла зависит от самого историка. Отсюда и идея Лаврова о субъективном методе в социологии, отрицающем объективный материальный критерий при определении направления общественного развития (см. там же, т. 1, с. 189, 190, 191). Из этих положений Лаврова вытекала идея, получившая затем в народничестве широкое признание, - идея свободного выбора "идеала", философски обосновывающая возможность изменить это развитие в желательном направлении. Несмотря на субъективно-идеалистическую сущность, социология Лаврова сыграла в России прогрессивную роль, став теоретической основой деятельности целой плеяды революционеров-народников. Идеи активного воздействия сознания на ход истории, теория "неоплатного долга" интеллигенции перед народом, призывы к переустройству общества на началах "истины и справедливости" воспринимались молодежью как лозунг революционного свержения несправедливого общественного строя в России и создания революционной партии, основанной на союзе передовой интеллигенции с народом. Под влиянием К. Маркса Лавров несколько изменил свое понимание исторического процесса. В последних работах Лаврова социализм выступает не только как нравственный идеал, вырабатываемый мыслящим меньшинством, но и как "неизбежный результат современного процесса экономической жизни" (там же, с. 96). Ряд ценных в теоретическом отношении мыслей высказал Лавров в работе "Государственный элемент в будущем обществе" (1876), где поставлена проблема постепенного отмирания государственности при социализме, гарантий от узурпации власти отдельными лицами и др. Если раньше, полемизируя с русскими бланкистами, Лавров категорически высказывался против какого-либо принятия революционной диктатуры, то теперь он признает ее вынужденную необходимость. Государство при социализме мыслится только как диктатура большинства, его сохранение - мера временная; зрелый социализм не знает государственности, управления человека человеком "в смысле принудительной власти одной личности над другой". Образец социалистического государства Лавров, как и Маркс, видел в Парижской Коммуне. Признавая необходимость революционного насилия в социальной революции, Лавров требовал сведения его к минимуму. Принудительность даже в отношении враждебных элементов может быть доведена до минимума, если все материальные, общественные силы перешли в руки победившей партии, если она составляет громадное большинство населения и если враги нового строя располагают лишь умственным и нравственным влиянием (см. "Парижская Коммуна 18 марта 1871 г.", П., 1919, с. 141-42). Определенной теоретической заслугой Лаврова была критика им революционного авантюризма. В противоположность анархисту Бакунину Лавров указывал, что нельзя "торопить" историю путем искусственно вызванных революций, до того как даст плоды основательная пропаганда социалистического учения среди трудящихся и тщательная - теоретическая и нравственная - подготовка революционеров. Лавров выступил и против заговорщической тактики Ткачева: "Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой, каков бы ни был источник новой власти. Будущий строй русского общества... должен воплотить в дело потребности большинства, им самим сознанные и понятые" (Избр. соч..... т. 4, с. 31). В целом значение Лаврова в истории русского революционного движения и общественной мысли крайне противоречиво. Его философские и социологические работы 50-60-х годов представляют собой как бы промежуточное звено от материализма Н. Г. Чернышевского и других шестидесятников к неокантианству и субъективизму Н. К. Михайловского. На работах Лаврова 70-80-х годов сказывается влияние К. Маркса, хотя "достройка" концепции Лаврова элементами "экономического материализма" не изменила ее субъективно-идеалистические основы, лишь усилив эклектичность его построений (сам Лавров в 80-е годы не счел нужным изменять свои философские взгляды "ни в одном существенном пункте"; см. там же, т. 1, с. 89). Тем не менее ориентация Лаврова на рабочее движение в Европе, подчеркивание им интернационального характера революционной борьбы и значения научного социализма Маркса облегчили переход некоторых последователей Лаврова на позиции социал-демократии. С другой стороны, ряд последователей Лаврова, руководствуясь его идеей о постепенной подготовке революции, отошел от революционной деятельности к "культурничеству" (от этих "лавристов" отрекался сам Лавров). Научное изучение деятельности и литературно-теоретического наследия Лаврова началось по существу лишь после Октябрьской революции 1917 года. Были изданы "Материалы для биографии П. Л. Лаврова" (в. 1, П., 1921), переиздан ряд его сочинений, начато издание многотомного собрания произведений Лаврова. Наиболее содержательные работы о Лаврове в 20-30-х годах написаны И. Книжником-Ветровым ("П. Л. Лавров", 2 изд., М., 1930, и др.). В обстановке культа личности Сталина было прекращено издание сочинений Лаврова и книг о нем. Лавров был зачислен в вожди "правого" (т. е. оппортунистического) крыла русских революционеров 70-х гг. С середины 30-х до середины 50-х годов наследие Лаврова не разрабатывалось, его богатый архив находился в забвении, во 2-й половине 50-х годов изучение его возобновилось. А. И. Володин, E. Г. Плимак. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965. Сочинения: Собр. соч., сер. 1, 3-6, П., 1917-20 (не закончено); Избр. соч. на социально-политич. темы, т. 1-4, М., 1934-35; Философия и социология, т. 1-2, М., 1965. Литература: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, (2 изд.), 1951; Колубовский Я. Н., Мат-лы для истории философии в России. П. Л. Лавров, в кн.: "Вопросы философии и психологии", 1898, кн. 44; Аксельрод П. Б., П. Лавров, в его кн.: Рабочий класс и революц. движение в России, СПБ, 1907; Раппопорт Х., Социальная философия П. Лаврова, СПБ, 1907; Кареев Н. И., Теория личности П. Л. Лаврова, СПБ, 1907; Витязев П., П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский, П., 1917; П. Л. Лавров. Статьи, воспоминания, мат-лы, Сб., П., 1922; Горев В. И., Лавров и утопич. социализм, "Под знаменем марксизма", 1923, No 6-7; Козьмин Б. П., Ткачев и Лавров. Столкновение двух течений рус. революц. мысли 70-х гг., в его кн.: От 19 февр. к 1 марта, М., 1933; Левин Ш. M., Обществ. движение в России 60-70-х гг. XIX в., М., 1958; Маркина Н. Л., Социологич. взгляды П. Л. Лаврова, "Тр. ин-та философии АН БССР", 1958, в. 1; Замятнин В., Экономич. взгляды П. Лаврова, "НДВШ. Экономич. науки", 1961, No 3; Галактионов А., Никандров П., История рус. философии, М., 1961; "Вопр. лит-ры", 1960, No 10, 1961, No 2; Venturi F., Roots of revolution, L., 1960; Karpovich M., P. L. Lavrov and Russian socialism, "California Slavic Studies", 1963, v. 2. Вернуться на страницу П.Л. Лаврова.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |