Лавров Петр Лаврович |
|
1823 - 1900 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Петр Лаврович ЛавровЛавров Пётр Лаврович [2 (14).6.1823, с. Мелехове Псковской губ., — 25.1 (6.2). 1900, Париж], русский философ и социолог, публицист, идеолог революционного народничества. Участник демократического движения 60-х годов, в 1866 году был арестован, предан военному суду и приговорен к ссылке. В 1870 году бежал за границу, в Париже был принят в одну из секций Интернационала, участвовал в Парижской коммуне 1871 года, тогда же в Лондоне познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873—1876 годы издавал журнал и газету «Вперёд!» (Цюрих, Лондон), в 1883— 1886 годы — один из редакторов «Вестника "Народной воли"». В философских работах 50—60-х годов («Практическая философия Гегеля», 1859; «Механическая теория мира», 1859; «Очерки вопросов практического философии», 1860; «Три беседы о современном значении философии», 1861, и др.) с позиций антропологизма выступал с критикой религиозной идеологии и мистических форм идеализма как «патологических элементов» сознания, а также вульгарного материализма, несправедливо отождествлявшегося Лавровым с материализмом вообще. По Лаврову, предметом философии является человек как единое нераздельное целое; объективный материальный мир, несомненно, существует, но в наших суждениях о нём мы не можем выходить за пределы мира явлений, человеческого опыта; поэтому материализм, считающий всё сущее лишь многообразным проявлением единой, не данной непосредственно в сознании субстанции («вещества»), несмотря на все его исторические заслуги в борьбе с идеализмом, представляет собою разновидность умозрительного, метафизического верования, в лучшем случае — гипотезу. С этими философскими положениями Лаврова, в которых проявилось воздействие на Лаврова идей Канта и позитивизма, в 60-х годах полемизировали Н. Г. Чернышевский и М. А. Антонович. В социологии Лавров («Исторические письма», 1870, и др.) подчёркивал принципиальное различие природных (закономерных, повторяющихся) и общественные (прогрессивно изменяющихся, неповторимых) явлений. По Лаврову, сущность истории состоит в переработке культуры — традиционных, склонных к застою общественных форм, в цивилизацию — сознательное историческое движение, осуществляемое «критической мыслью». Поскольку мысль реальна лишь в личности, главной движущей силой истории являются «критически мыслящие личности», передовая интеллигенция. Лавров разрабатывал субъективный метод в социологии: критерий общественного прогресса, состоящего в конечном счёте в росте человеческой солидарности, во всё более полном воплощении в человеческом общежитии идей равенства и справедливости, отождествлялся им с нравственным идеалом мыслителя или исторического деятеля. По Лаврову, критически мыслящие и энергически желающие личности для достижения своих целей должны объединяться в партию, которая придаёт борьбе «направление и единство» (Избр. соч., т. I, с. 254. 261). В отличие от Бакунина и Ткачёва, Лавров настаивал на обязательности тщательной подготовки социальной революции, подготовки как народа, который только и может совершить революцию, так и его руководителей, сознательных революционеров («Вперёд! Наша программа», 1873). С этой точки зрения Лавров критиковал бакунинскую ставку на революционный порыв масс, бланкистскую концепцию революции сверху, «якобинизм» Ткачёва и других деятелей освободительного движения. Особое значение Лавров придавал роли нравственного начала в революции («Социальная революция и задачи нравственности», 1884). Критикуя анархизм, Лавров признавал в работе «Государственный элемент в будущем обществе» (1876) необходимость революционной диктатуры при совершении социалистического переворота, на «другой день» после свержения эксплуататоров. Образец социалистического государства Лавров, как и Маркс, видел в Парижской Коммуне («18марта 1871 г.», 1880). Не поняв сущности марксизма как качественно нового социалистического учения и условий его применимости к России, Лавров признавал выдающуюся роль Маркса и Энгельса в экономическом обосновании «рабочего социализма», постоянно подчёркивал интернационалистский характер борьбы за социализм. Критикуя теоретические ошибки Л., В. И. Ленин вместе с тем считал его «... ветераном революционной теории ...» (ПСС, т. 2, с. 462). А. И. Володин. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Собр. соч.,М., 1917—20 (не законч.); Задачи понимания истории, СПБ, 1903г (псевд. С. С. Арнольди); Избр. соч. на социально-политич. темы, т. 1—4, М., 1934—35 (не законч.); Философия и социология, т. 1—2, М., 1965. Литература: Книжник-Ветров И., П. Л. Л., M., 19302; Галактионов Α. Α., Η и к а н д p о в П. Ф., Идеологи рус. народничества, Л., 1966, гл. 2; Б о г а т о в В. В., Философия П. Л. Л., М., 1972; Π а н т и н И. К., Социалистич. мысль в России: переход от утопии к науке, М., 1973; В о л о д и н А. И., П. Л. Л. как исследователь и критик религии, в сб.: Вопросы науч. атеизма, в. 17, М., 1975; Володин А. И., Итенберг B.C., Л., М., 1981. Вернуться на страницу П.Л. Лаврова.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |