Ленин Владимир Ильич |
|
1870-1924 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ленин как философ
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич [10(22).4. 1870, Симбирск, ныне Ульяновск, — 21.1.1924, поселок Горки, ныне Горки Ленинские, Московской области], гениальный мыслитель, теоретик марксизма, организатор и вождь КПСС и международного коммунистического движения, основатель Советского государства. Ленинизм вырос в борьбе против ревизионистских и догматических извращений теории К. Маркса, явился прямым продолжением и новой фазой в истории марксизма, органическим развитием всех его составных частей — философии, политэкономии, научного коммунизма, достижением не только русской, но мировой культуры (см. Марксизм-ленинизм). На формирование взглядов юного Ленина оказало влияние демократическое воспитание в семье, раннее знакомство с тяжёлым положением народа, с экономическим, политическим и национальным гнётом царизма. В Казанском университете, на юридический факультет которого в 1887 году поступил Ленин, он принял участие в студенческом движении. В декабре 1887 года за участие в студенческих беспорядках Ленин был арестован и выслан под надзор полиции в деревню Кокушкино, где начал систематически изучать общественно-политическую литературу, в частности произведения русских революционных демократов, в первую очередь Чернышевского. Значительно позже Ленин вспоминал: «Моим любимейшим автором был Чернышевский. Все напечатанное в "Современнике" я прочитал до последней строчки и не один раз. Благодаря Чернышевскому произошло мое первое знакомство с философским материализмом. Он же первый указал мне на роль Гегеля в развитии философской мысли и от него пришло понятие о диалектическом методе, после чего уже было много легче усвоить диалектику Маркса» («Вопросы литературы», 1957, № 8, с. 133). Осенью 1888 года Ленин (ему было разрешено вернуться в Казань без права поступления в университет) вступил в революционный кружок Н. Е. Федосеева. Ленин изучает основные произведения К. Маркса (особенно «Капитал»), Ф. Энгельса, работы Г. В. Плеханова, становится убеждённым марксистом. В Самаре, куда семья Ульяновых переехала в мае 1889 года, Ленин продолжает изучать и пропагандировать марксистскую теорию. В 1891 году он сдал экстерном экзамены за юридический факультет Петербургского университета. В Самаре Ленин определяется как профессиональный революционер. Вскоре, переехав в Петербург (1893), он становится руководителем марксистов столицы. В 90-х годах Ленин в ряде работ исследовал общественный строй России и роль различных классов в надвигавшейся революции. Анализ Лениным общественных отношений сопровождался критикой их искажённого отражения в народнической литературе, критикой всей системы субъективно-идеалистических взглядов либеральных народников. Исключительное значение в этой критике имела книга Ленина «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов» (1894), которая знаменовала собой начало нового, ленинского этапа в развитии марксизма вообще, в развитии марксистской философии в частности; в ней нашла выражение одна из основных особенностей Ленина как философа-марксиста — блестящее умение применить общие теоретические положения к анализу исторической действительности, к политическим задачам пролетариата. Марксизм, указывал Ленин, в самой теории внутренне и неразрывно «...соединяет строгую и высшую научность (являясь последним словом общественной науки) с революционностью...» (ПСС, т. 1, с. 341). Метафизическому методу мышления и субъективной социологии народников Ленин противопоставил марксистскую диалектику, в частности учение о конкретности истины, и материалистическое понимание закономерностей развития общества, роли народных масс, классов и личности в истории. Раскрывая существо революционного переворота, совершённого Марксом и Энгельсом в философии, Ленин особо подчеркнул методологическое значение материалистического понимания исторического процесса (см. там же, с. 136). В книге рассмотрены такие категории исторического материализма, как общественно-экономическая формация, способ производства и др. В статье «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» (1894—95), «Некритическая критика» (1900) и других Ленин показал несостоятельность попыток «легальных марксистов» навязать марксизму неокантианскую философию, «надклассовую» «общечеловеческую» этику. Буржуазному объективизму «легальных марксистов» Ленин противопоставил партийность марксизма. Методологический порок «легального марксизма» и народничества, обусловленный классовой природой этих идейных течений, Ленин видел в идеализме и «абстрактном догматизме», неспособности конкретно анализировать явления действительности. Выступая против догматизма, Ленин писал: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса, как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни» (там же, т. 4, с. 184). В 1895 году для установления связи с группой «Освобождение труда» Ленин выезжает за границу; здесь он изучает марксистскую литературу, в частности конспектирует книгу Маркса и Энгельса «Святое семейство». В декабре 1895 года Ленин был арестован и после 14 месяцев тюремного заключения выслан на 3 года под гласный надзор полиции в Восточную Сибирь (с. Шушенское). Он не прекращает теоретическую работу, пишет ряд статей и рецензий, заканчивает книгу «Развитие капитализма в России», внимательно следит за развернувшейся на страницах иностранных и русских журналов борьбой марксистов с ревизионистами, выступает против бернштейнианства и «экономизма». В связи с борьбой против неокантианства Ленин начинает систематически изучать историю философии. Летом 1899 года Ленин изучает произведения Гольбаха, Гельвеция, Гегеля, Канта, читает «Очерки по истории материализма» Плеханова, знакомится с неокантианской литературой (Ф. А. Ланге, Р. Штаммлер и др.). Во время встреч с ссыльными товарищами Ленин обсуждал «Науку логики» Гегеля; в 1898—1899 годы он переписывался по философским вопросам с Н. Е. Федосеевым и с Ф. В. Ленгником, критикуя в своих письмах юмизм и кантианство (письма Ленина не сохранились). В направленной против Струве статьи «Еще к вопросу о теории реализации» (март 1899) Ленин указал на бесплодность подмены неокантианством диалектического материализма, который «...представляет из себя законный и неизбежный продукт всего новейшего развития философии и общественной науки» (ПСС, т. 4, с. 75, прим.).
И. Пархоменко. В.И. Ленин. Рисунок с натуры. 1921 год. Вскоре после окончания срока ссылки (январь 1900) Ленин выехал за границу (июль 1900); началась первая эмиграция Ленина. В декабре 1900 года вышел первый номер газеты «Искра», сыгравшей решающую роль в создании (1903) марксистской партии в России. Накануне 1-й русской революции в центре теоретической деятельности Ленина была разработка марксистского учения о политической партии пролетариата. В работах 1901 — 1904 годов («С чего начать?», «Что делать?», «Шаг вперед, два шага назад» и др.) Ленин исследует процесс формирования социалистической идеологии и её влияние на историческое развитие, разрабатывает учение о партии нового типа как высшей форме классовой организации пролетариата, его передовом отряде, анализирует формы классовой борьбы пролетариата, формулирует принципы организационного строения партии, действующей главным образом в нелегальных условиях. Именно марксистская партия, показывает Ленин, призвана осуществить соединение социализма с рабочим движением; возникающее в результате выработки классового сознания духовное единство пролетариата должно быть закреплено «...материальным единством организации, сплачивающей миллионы трудящихся в армию рабочего класса» (там же, т. 8, с. 404). В работах периода Революции 1905—1907 годы Ленин главное внимание уделяет теории революции, тактике пролетариата и его партии («Две тактики социал-демократии в демократической революции»). В революционные периоды, писал Ленин, неизмеримо возрастает роль субъективного фактора исторического процесса, роль народных масс, продуктивность «организаторского творчества народа» (см. там же, т. 12, с. 335). Анализируя революционный процесс, Ленин, раскрывает диалектику общего и отдельного, абстрактного и конкретного, части и целого, формы и содержания в общественного развитии. Он указывает на многообразие форм и методов классовой борьбы пролетариата, подчёркивает, что «...марксизм требует безусловно исторического рассмотрения вопроса о формах борьбы» (там же, т. 14, с. 2). Ленин показывает политическую непоследовательность, абстрактный, формально-логический метод мышления меньшевиков, их социальный фатализм, отказ от анализа своеобразия революции в России, в результате чего ортодоксальность превращалась в теории в догматизм, а в политике — в оппортунизм. Меньшевики, писал Ленин, «...принижают материалистическое понимание истории своим игнорированием действенной, руководящей и направляющей роли, которую могут и должны играть в истории партии, сознавшие материальные условия переворота и ставшие во главе передовых классов» (там же, т. И, с. 31). В ноябре 1905 года Ленин приехал в Петербург и непосредственно возглавил борьбу партии. В феврале 1907 года Ленин пишет предисловие к русскому переводу писем Маркса к Л. Кугельману, в котором, отмечая важнейшие в теоретическом отношении места писем, уделяет главное внимание революционной политике Маркса, указывает на необходимость рассматривать историю «...с точки зрения тех, кто ее твоpит...», ценить выше всего «историческую инициативу масс». Здесь же Ленин раскрывает соотношение теории и практики в марксизме, подчёркивая, что «...тот не марксист, кто теорию, трезво констатирующую объективное положение, извращает в оправдание существующего...» (там же, т. 14, с. 379, 377, 375). После поражения революции, скрываясь от преследований полиции, Ленин уезжает в Женеву [25 декабря 1907 (7 января 1908)]; началась вторая эмиграция Ленина. В годы реакции усилилось влияние на пролетариат и его партию буржуазной идеологии, в частности идеалистической философии. Это сказалось в предпринятой А. А. Богдановым, В. А. Базаровым, А. В. Луначарским, П. С. Юшкевичем, Н. Валентиновым и др. попытке ревизии марксистской философии, замены её махизмом. В книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) — главном философском труде Ленина — он рассмотрел основные направления буржуазной философии конца 19 — начала 20 веков, показал их антинаучный, реакционный характер, прямую связь с субъективно-идеалистической традицией в истории философии, подверг критике попытки ревизии философии марксизма. Ленин раскрыл философское значение той революции в естествознании, которая началась на рубеже 19—20 веков. Обобщив с позиций диалектического материализма важнейшие естественнонаучные открытия, Ленин развил основные понятия марксистской философии (материя, опыт, истина, практика, причинность, свобода и необходимость и др.), выдвинул мысль о неисчерпаемости материи, подтверждённую всем дальнейшим развитием естествознания. Исследуя процесс познания, Ленин подчеркнул плодотворность применения диалектики к теории отражения, показал, что познание есть процесс развития относительной объективной истины в абсолютную (см. там же, т. 18, с. 137). Книга Ленина — образец марксистской партийности в философии, показывающей, как за «гносеологической схоластикой» буржуазной философии нужно уметь видеть «...борьбу партий в философии, борьбу, которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества» (там же, с. 380). В связи с 80-летием Л. Н. Толстого Ленин пишет статью «Лев Толстой, как зеркало русской революции» (1908), которая наряду с работой «Партийная организация и партийная литература» (1905), статьями о Толстом 1910 года, письмами к М. Горькому, И. Арманд и др. имеет важное значение для марксистской эстетики; здесь обосновывается принцип партийности литературы и искусства, рассматривается их роль в классовой борьбе пролетариата, специфика и социальное содержание художественного творчества. Для борьбы против различных философско-религиозных течений, усилившихся в России в годы реакции (богостроительство, богоискательство и др.), для развития научного атеизма вообще исключительное значение имели статьи Ленина «Об отношении рабочей партии к религии» (май 1909) и «Классы и партии в их отношении к религии и церкви» (июнь 1909). В статье «Марксизм и ревизионизм» (апрель 1908) Ленин раскрыл философские истоки ревизионизма в рабочем движении (попытки «соединить» марксизм с идеалистическим учениями, отказ от материалистической диалектики, проповедь плоского эволюционизма и т. д.). В июне 1912 года Ленин переезжает в Краков, откуда было удобнее осуществлять руководство работой партии в России. В работах этого времени («Критические заметки по национальному вопросу», 1913; «О карикатуре на марксизм...», 1916, и др.) Ленин развивает данное Марксом и Энгельсом решение национального вопроса применительно к эпохе империализма и назревавшего в Европе революционного кризиса. Одновременно Ленин пишет ряд произведений, в которых разрабатывает вопросы истории общественной мысли в связи с развитием освободительного движения. В статье «Памяти Герцена» (1912) он выдвигает марксистскую концепцию развития русского освободительного движения, указывая на три основные его этапа (дворянский, буржуазно-демократический и пролетарский). В статье «Исторические судьбы учения Карла Маркса» (март 1913) Ленин даёт периодизацию истории марксизма, а в статье «Три источника и три составных части марксизма·» (март 1913) анализирует исторические корни марксистской теории, которая возникла «...как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма» (там же, т. 23, с. 40). В годы 1-й мировой войны Ленин ведёт борьбу за объединение интернационалистов всех стран, за создание Коммунистического Интернационала. Политическая борьба Ленина была тесно связана с теоретической работой. В ноябре 1914 года он закончил для Энциклопедического словаря Гранат статью «Карл Маркс», в которой дана всесторонняя характеристика учения Маркса. На первый план в теоретических занятиях Ленина выдвигается диалектика, её основные категории, её история и отношение к практике. Ленин конспектирует «Науку логики» и параллельно первую часть «Энциклопедии философских наук» Гегеля, его «Лекции по истории философии» и «Лекции по философии истории», сочинения Фейербаха («Изложение, анализ и критика философии Лейбница») и Лассаля («Философия Гераклита Темного из Эфеса»), «Метафизику» Аристотеля и ряд других книг по философии и естествознанию. Эти конспекты и заметки составили содержание восьми тетрадей, озаглавленных Лениным «Тетрадки по философии (Гегель, Фейербах и разное)»; к этой серии относится и написанный ранее конспект «Лекций о сущности религии» Фейербаха. Ленинские философские конспекты, заметки 1914—1915 годов (их изучение позволяет предположить, что Ленин собирался написать специальный труд о диалектике) имеют огромное значение для развития марксистской философии, указывая пути «...диалектической обработки истории человеческой мысли, науки и техники» (там же, т. 29, с. 131). Ленин разрабатывает материалистическую диалектику как единственно правильную теорию развития, которая формулирует «общие законы движения мира и мышления» (там же, с. 156). Из них Ленин особо выделяет закон единства и борьбы противоположностей — «сущность», «ядро» диалектики. В ленинских конспектах и фрагментах развито дальше учение об активности сознания, сформулировано важнейшее положение марксистской философии о единстве диалектики, логики и теории познания, раскрывающее единство онтологического и гносеологического аспектов и категорий диалектики. Развивая основного положения марксистской историко-философской концепции, Ленин подчёркивает необходимость строгой историчности в оценке философских учений прошлого, выдвигает важнейший принцип выявления как их гносеологических, так и социальных, классовых корней. Обобщающая характеристика процесса познания дана во фрагменте «К вопросу о диалектике» (см. «Философские тетради»). Работа Ленина над проблемами философии имела большое значение для анализа империализма, для дальнейшего развития теории социалистической революции. На основе анализа империализма в ряде работ 1915—1916 годов и прежде всего в кн. «Империализм, как высшая стадия капитализма» Ленин разработал учение о революционной ситуации, развил дальше марксистскую теорию революции. Ещё раньше (статья «Марксизм и ревизионизм», 1908) Ленин, опровергая различные догмы 2-го Интернационала, показал, что для осуществления пролетарской революции вовсе не обязательна пролетаризация большинства населения страны. В статье «О лозунге Соединенных Штатов Европы» (авг. 1915) он выдвинул положение, которое блестяще подтвердилось развитием мировой революции: «Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране» (там же, т. 26, с. 354). В работе «О карикатуре на марксизм и об "империалистической экономизме"» Ленин писал: «Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни» (там же, т. 30, с. 123). Узнав о Февральской революции 1917 года, Ленин сразу принимает меры для возвращения на родину. Он пишет для «Правды» пять «Писем из далека» (опубликовано тогда было только первое), в которых говорит о неизбежности перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую и рассматривает вопросы пролетарского государственного устройства. 3(16) апреля 1917 года Ленин приезжает в Петроград. В написанных на другой день «Апрельских тезисах» Ленин провозгласил курс на победу социалистической революции, выдвинул идею республики Советов как государственной формы диктатуры пролетариата, наметил ряд политических и экономических преобразований, которые она должна осуществить. Ленин указывает на материальные предпосылки социализма, созданные развитием капитализма («Грозящая катастрофа и как с ней бороться», сентябрь 1917, «Удержат ли большевики государственную власть?», сентябрь — октябрь 1917, и др.), защищает от ревизионистских искажений развивает марксистское учение о революции, о диктатуре пролетариата, о путях построения бесклассового общества и фазах его развития. Значительное место в работах Ленина накануне революции и после её победы занимает марксистская теория государства, соотношение, классовая сущность и функции различных видов демократии и диктатуры, анализ особенностей Советов как государственной формы диктатуры пролетариата, определение перспектив и условий отмирания государства («Государство и революция», 1917, «Пролетарская революция и ренегат Каутский», 1918, «Тезисы и доклад о бурж. демократии и диктатуре пролетариата», март 1919, лекция «О государстве», июль 1919, и др.). Ленин был вождём Великой Октябрьской социалистической революции, ознаменовавшей собой новую эру в истории человечества. В работах этого периода Ленин раскрыл творческий, созидательный характер социалистической революции, определил её основные задачи. С победой революции ленинская политика партии большевиков, методологическим основанием которой является материалистическая диалектика, стала политикой Советского государства. «Наступил именно тот исторический момент,— писал Ленин,— когда теория превращается в практику, оживляется практикой, исправляется практикой, проверяется практикой» (там же, т. 35, с. 202). Ленин сформулировал основы внешней политики социалистического государства в период, «... когда будут существовать рядом социалистические и капиталистические государства» (там же, т. 39, с. 197), и показал, что принцип лирного сосуществования является и будет основным в отношениях Советского государства с капиталистическим странами. Указывая на огромное революционизирующее влияние первого в мире социалистического государства, Ленин вместе с тем решительно отверг авантюристическую идею «подталкивания», «экспорта» революции. Разрабатывая основы экономической политики Советского государства («Очередные задачи Советской власти», апрель 1918; «О „левом" ребячестве и о мелкобуржуазности», май 1918, и др.), Ленин видел в осуществлении всенародного учёта и контроля, в повышении производительности труда, организации соревнования необходимые условия перехода к планомерному социалистическому строительству, то «особое звено» в цепи исторических событий, ухватившись за которое можно «удержать всю цепь», осуществить социалистическое преобразование России. Развивая теорию научного коммунизма, Ленин указал на принцип демократического централизма как основу хозяйственной строительства, социалистического государства. По инициативе Ленина в 1919 году был основан Коммунистический Интернационал. Обобщая опыт социалистической революции в России, Венгрии и других странах, он развил тезис о разнообразии форм перехода к социализму, разработал тактику единого рабочего фронта в борьбе против капитализма. Большое внимание уделил Ленин зародившимся уже в первые годы революции формам коммунистического труда, анализу которых посвящена его работа «Великий почин» (июнь 1919). Важнейшее значение имеет данное в этой работе определение классов. Обобщая двухлетний опыт Советской власти, анализируя и развивая понятие диктатуры пролетариата как социалистического государства переходного периода, рассматривая соотношение диктатуры и демократии и т. д., Ленин указывал на руководящую роль партии в системе диктатуры пролетариата и на необходимость укрепления союза пролетариата с крестьянством, в котором он видел основное условие победы социализма («О диктатуре пролетариата», «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата», октябрь 1919, и др.). Ленин выступил против возросшей в коммунистическом движении опасности «левого» оппортунизма, раскрыл его мелкобуржуазную природу и сектантский характер, догматизм и субъективизм, незнание диалектики или неумение применять её в политике пролетарской партий («Детская болезнь "левизны" в коммунизме», апрель— май 1920), Разрабатывая основы стратегии и тактики международного движения в новых условиях, Ленин указал на растущее значение революционной теории, которая «...не является догмой, а окончательно складывается лишь в тесной связи с практикой действительно массового и действительно революционного движения» (там же, т. 41, с. 7). В опыте политической борьбы большевистской партии Ленин видел «образец тактики для всех». Ленин развил теорию социалистической культуры, раскрыл реакционность попыток «пролеткульта» отгородить культуру пролетариата от лучших традиций общечеловеческой культуры. Определяя основные задачи культурной революции, Ленин показал, что строители коммунистического общества должны овладеть всеми богатствами культуры, выработанной человечеством в его историческом развитии («Задачи союзов молодежи», октябрь 1920). В ряде работ Ленин обосновал теорию коммунистического воспитания трудящихся, указав на необходимость расширять общественно-преобразующую деятельность масс как средство их развития. В работах «О профессиональных союзах...» (декабрь 1920), «Еще раз о профсоюзах...» (январь 1921) и др. Ленин софистике и эклектицизму фракционеров, «формальной, схоластической» логике, с позиций которой они подходили к анализу действительности, противопоставил логику «диалектическую». При переходе к мирному строительству Ленин разработал новую экономическую политику как единственно возможную в условиях преобладания мелкотоварного производства форму строительства социализма [«О продовольственном налоге», апрель 1921; выступления на 10-м съезде, 9-й конференции РКП (б) и др.]. В марте 1922 года Ленин написал для журнала «Под знаменем марксизма» статью «О значении воинствующего материализма», в которой дана программа деятельности коммунистов на теоретическом фронте. Внимательное изучение достижений естествознания, разоблачение буржуазной философии, сплошь и рядом спекулирующей на этих достижениях, творческое изучение теоретического наследия прошлого, всестороннее развитие диалектики, последовательная борьба с религией — вот важнейшие пункты этой программы. Ленин обосновал необходимость союза философов-марксистов с представителями современного естествознания. Обобщая опыт национального строительства, Ленин выдвинул идею создания СССР, разработал принципы построения единого многонационального социалистического государства как добровольного союза суверенных наций. Ленин внёс новый элемент в теорию социалистической революции, указав на значение национально-освободительной борьбы народов Востока для освобождения всех трудящихся. Будучи уже больным, Ленин продиктовал ряд документов («Письмо к съезду», «О придании законодательных функций Госплану», «К вопросу о национальностях...»), в которых рассмотрел важнейшие вопросы внутренней политики, предложил предпринять «...ряд перемен в нашем политическом строе» (там же, т. 45, с. 343), укрепить единство партии, усовершенствовать партийный и государственный аппарат. Особое значение Ленин придавал правильной национальной политике, указывая на её значение не только для Союза Советских Республик, но и для колониальных и зависимых народов. К январю — февралю 1923 года относятся последние статьи Ленина: «О кооперации», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше». В них Ленин вновь обратил внимание коммунистов на вред догматического, педантского подхода к марксистской теории, призвал их глубже овладевать революционной диалектикой. Подчёркивая общие и специфические черты социалистической революции в России, Ленин показал, что страна имеет все необходимые предпосылки для построения бесклассового общества. Творческое развитие Лениным диалектического и исторического материализма, дальнейшая разработка учения о материи, законов и категорий диалектики, проблем теории познания, закономерностей общественного развития, философских вопросов естествознания, проблем этики, эстетики, научного атеизма составило новый, ленинский этап в истории марксистской философии. Работа Ленина в сфере философии неразрывно связана с развитием им и других составных частей марксизма — политэкономии и научного коммунизма, с его политической, революционной деятельностью. В творческом развитии марксизма Ленин видел необходимое условие действенности революционного учения, ключ к теоретическому и практическому решению задач рабочего класса, коммунистической партии, социалистического государства. Я. П. Коликов. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Литература: ПСС, т. 1—55. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Тезисы ЦК КПСС, М., 1969; О 110-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина. Постановление ЦК КПСС от 13 дек. 1979, М., 1979; Брежнев Л. И., О Ленине и ленинизме, М., 1981; В. И. Ленин. Биография, М., 19816; В. И. Ленин. Биографич. хроника, т 1—12—, М., 1970—82; Воспоминания о В. И. Ленине, т. 1—5, М., 1968—69. Вернуться на мемориальную страницу Ленина
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |