Лев XIII, Джиоаккино, граф Печчи |
|
1810-1903 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Лев XIIIАвтор энциклики «Рерум новарум»Лев XIII (Джиоаккино, граф Печчи), 1878.II.20 — 1903.VII.20 Лев XIII (1810-1903), римский папа с 1878. Автор энциклики «Рерум новарум». Иностранный почетный член Петербургской АН (1985). + + +Лев XIII (в миру - Винченцо Джоаккино Печчи (Pecci)) (2.III.1810-20.VII.1903) - римский папа с 1878 года. Стремился приспособить деятельность католической церкви к условиям буржуазного общества. При нем началось сращивание верхушки католической церкви с правящими классами капиталистических государств. Проблемы взаимоотношений между церковью и буржуазными государствами Лев XIII изложил в энцикликах "Diuturnum" (1881) и "Immortale dei" (1885). В энциклике "Quod apostolici" (1878) и особенно в "Rerum Novarum" (1891) сформулировал позицию католической церкви по отношению к социализму, и рабочему движению: Лев XIII призывал к сотрудничеству между трудом и капиталом; проповедовал извечность существования классов, в противовес классовым организациям рабочих призывал к созданию "рабочих корпораций", призванных заниматься "моральным и религиозным усовершенствованием". Антисоциалистическая доктрина Льва XIII была положена в основу последующей социальной деятельности католической церкви. Выступал поборником союза христианских церквей под эгидой Рима. Лев XIII содействовал прекращению культуркампфа в Германии. Стремясь к союзу с буржуазными государствами, Лев XIII предложил французскому епископату признать французскую республику. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.
Лев XIII – новый курс папстваЛев XIII понял бесперспективность тон политики, которую вел Пий IX. Ее продолжение еще больше изолировало бы папство и ослабило бы позиции католической церкви. Участникам конклава, собравшимся после смерти Пия IX, было ясно, что нужен папа иного типа. Выбор пал на кардинала Джоаккино Печчи, принявшего имя Лев XIII. Джоаккино Печчи — выходец из графской итальянской семьи — родился в 1810 г. Курс обучения он закончил в папской дворянской академии и специализировался в вопросах канонического и гражданского права. В 1837 г. был посвящен в сан священника. С этого времени началась его карьера на ватиканской службе, которая и привела его в 1878 г на папский престол. Выбор имени — Лев XIII (а не Пий X) — имел символическое значение. Так новый папа объявлял, что его понтификат не будет прямым продолжением понтификата Пия IX. Лев XIII исходил из того, что ориентация папства только на феодально-аристократические круги и только на монархические режимы устарела и невыгодна для церкви. В мире хозяином стал капитал, и на него церковь должна теперь ориентироваться, к нему приспособиться. Эту истину раньше, чем папа, поняли американские католические епископы и церковные деятели. В США над церковью не довлел груз более чем 1000-летнего феодального прошлого. Здесь она отлично ужилась с капиталом. Американские католические епископы советовали своим европейским коллегам не цепляться за феодальные гербы, вжиться в буржуазное общество, признать его культуру, приспособить свою деятельность к потребностям господствующего класса этого общества и тем самым поднять значение церкви и папства. По этому пути и пошел Лев XIII. Он стремился примирить средневековый католицизм с буржуазным миром. [22] Отстаивая в незыблемом виде католическое вероучение, он в то же время был за то, чтобы католики принимали конкретные достижения современной науки. Будучи сторонником монархического принципа, Лев XIII, однако, там, где этого требовали условия, советовал католикам (Франции, США) признать республику и сотрудничать с нею. Если Пий IX был последним представителем феодального папства, то Лев XIII был первым представителем буржуазного папства. Генеральная линия, характерная для понтификата Льва XIII,— курс на приспособление церкви к буржуазному обществу, приобщение к нему и поддержка его. В 1880 г. по указанию Льва XIII был создан ватиканский банк «Банко ди Рома», поныне представляющий финансовые интересы папского престола. По сообщению германского военного атташе в Риме, изучавшего в 1899 г. вопрос о финансах Ватикана по поручению кайзера Вильгельма II, капиталы папского престола после смерти Пия IX составляли 80 млн. лир, а к 1899 г. выросли до 140 млн. (не считая недвижимости). Ватикан и его учреждения стали участвовать в финансовых спекуляциях и вкладывать свои капиталы в промышленные предприятия, что еще больше связало руководящие органы церкви с капиталистическим миром. Приспособление церкви к капитализму требовало вы-работки такой социальной доктрины церкви, которая со-ответствовала бы интересам буржуазного мира. Лев XIII занимал папский престол с 1878 по 1903 г., в годы, когда социалистическое рабочее движение приняло широкий раз-мах. В. И. Ленин писал, что именно в это время везде «складываются пролетарские по своей основе социалисти-ческие партии, которые учатся использовать буржуазный парламентаризм, создавать свою ежедневную прессу, свои просветительные учреждения, свои профессиональные союзы, свои кооперативы. Учение Маркса одерживает полную победу и — идет вширь. Медленно, но неуклонно идет вперед процесс подбирания и собирания сил пролетариата, подготовки его к грядущим битвам» 1. Успехи социалистического рабочего движения пугали правящие классы. Они убеждались, что ни исключительные законы против социалистов, ни террор, к которому _____ 1. Ленин В И. Полн. собр. соч., т. 23, с. 2—3. [23] они прибегали после поражения Коммуны, ни запреты не смогли помешать успеху рабочего движения. Не отказываясь от насилий, они стали в широких масштабах прибегать к более изощренной идеологической борьбе против социализма. В этой области Лев XIII нашел новое поле деятельности для католической церкви и таким образом завоевал поддержку правительств и господствующих классов. За время своего понтификата Лев XIII издал множество энциклик, посланий и писем по социальным проблемам, острие которых всегда было направлено против социализма и коммунизма. В своей первой — программной — энциклике «Инскрутабили деи»(21 апреля 1878 г.) папа писал об опасности, угрожающей существующему строю со стороны социалистического движения, о «врагах общественного порядка». Вторая энциклика этого же года, «Квод апостолици мунерис», также целиком направлена против социализма — «смертоносной чумы», как называл его папа. Социализм отрицает частную собственность, «установленную природой», провозглашает равенство. Это вызывает гнев папы, Лев XIII пишет, что все люди равны перед богом, но от бога же исходит неравенство в правах и обязанностях; социалистическая доктрина о равенстве и против собственности, утверждает папа, своим источником имеет «жадность» к земным богатствам, эту основу всех зол. По этой «теории», жадны не капиталисты, наживающиеся на эксплуатации рабочих, а рабочие, выступающие за ликвидацию капиталистической собственности. Энциклика критикует социалистов и коммунистов и за то, что они отвергают повиновение высшим властям. В про-тивовес им церковь внедряет в сознание людей апостольскую заповедь: «Нет власти не от бога, существующие же власти от бога установлены». Даже в тех случаях, когда государи «безрассудно излишествуют в применении своей власти», католическое учение не позволяет восставать против власти. Заканчивается энциклика выводом: социалисты имеют больше всего сторонников среди рабочих, среди людей на-емного труда, и церкви необходимо вырвать рабочих из-под этого влияния, объединить их в организации, которые на-ходились бы «под опекой религии и приучали бы всех своих членов довольствоваться своей участью, с достоинством нести ее тяготы и вести тихую и спокойную жизнь». [24] Таким образом, уже в двух энцикликах первого года своего управления церковью Лев XIII развил основные моменты современной социальной доктрины церкви До конца своей жизни этот папа не переставал напоминать правящим классам об опасности социализма и коммунизма и о том, что лишь католическая церковь может успешно бороться с этой опасностью. Эту же мысль Лев XIII развивал в энциклике «Либертас» (20 июня 1888 г.): религия «является чудесным помощником государства», она учит правителей править справедливо, а подданных — покоряться властям, так как они-де поставлены богом. [25] Цитируется по изд.: Шейнман М. От Пия IX до Павла VI. 1979, с. 22-25.
Чрезвычайно способный и разносторонне образованныйЛев XIII, Папа Римский (Leo Tertius Decimus). Мирское имя: Джоакино Винченцо Раффаэле Луиджи Печчи. Происхождение: Карпинето Романо (Италия). Годы жизни: 2 марта 1810 - 20 июля 1903. Годы понтификата: 20 февраля 1878 - 20 июля 1903. Отец: Лодовико, граф Печчи. Мать: Анна Проспери Буцци. Джоакино Печчи происходил из семьи римских аристократов. Он изучал философию, теологию и право в Витербо и Риме, проявив себя необычайно способным и разносторонне образованным человеком. Джоакино писал стихи на латыни и цитировал по памяти Данте. В 1837 г. он принял сан священника. Григорий XVI назначил его легатом в Беневенто, где Печчи принял энергичные меры, чтобы ликвидировать бандитизм. Затем он был послан в качестве нунция в Брюссель, но тридцатитрехлетний дипломат не сумел положить конец распрям, которые возникли в этой стране между иезуитами и епископатом. Отозванный статс-секретарем Антонелли, Печчи был назначен епископом епархии в Перудже, которой управлял почти 30 лет. В 1853 г. получил кардинальскую шапку. Кардинал Печчи держался поодаль от римской курии, поскольку не одобрял консервативной линии, представленной кардиналом статс-секретарем. Только во время Первого Ватиканского собора он принял активное участие в совещаниях, выказывая разносторонние знания и знакомство с социальными и политическими реалиями тогдашней Европы. В 1877 г. после смерти Антонелли Печчи был назначен кардиналом-камерленго, или управляющим папским имуществом. Выбирая на папский трон шестидесятивосьмилетнего, слабого здоровьем кардинала Печчи, многие выборщики считали, что он будет временной фигурой, но правление Льва XIII длилось 25 лет. Специфические условия, в которых после ликвидации папского государства пришлось Льву XIII осуществлять высшую власть в католической церкви, заставили его выработать новую модель функций папы, непогрешимый авторитет которого и верховенство были признаны догматом, но границы его власти как в политической, так и во внутрицерковной сферах были в значительной степени ограничены. Первоначально Лев XIII намеревался покинуть Рим, тем более что в городе все чаще происходили антицерковные манифестации. Однако он решил остаться узником Ватикана, поддавшись на уговоры своего статс-секретаря кардинала Рамполлы, справедливо считавшегося главным творцом тогдашней папской политики. В самом Ватикане полностью сохранился и тщательно режиссируемый придворным этикетом церемониал, который подчеркивал сакральный характер наместника Христа на земле. Лев XIII с энергией взялся за выполнение задач, которые вытекали из его ответственности как главы церкви. Как каждый интеллигент, Лев XIII верил в силу печатного слова. Он опубликовал 60 энциклик, намного больше, чем любой из его предшественников или преемников. Первые из них он писал лично, последующие подготавливались его секретарями. Круг тем, затрагиваемых в них, был очень широк. Самой известной из них является энциклика "Rerum novarum" от 16 мая 1881 г. В ней сформулированы первые наброски официальной католической социальной доктрины, которую преемники Льва XIII дополняли и модифицировали в соответствии с изменившимися социально-политическими условиями. Лев XIII вместе с кардиналом Рамполлой приложили много усилий, чтобы удержать ранг католического епископата в европейских странах. Был заключен договор с Германской империей. Бисмарк получил орден Христа, а император Вильгельм II дважды посетил папу в Ватикане. Французских католиков папа склонял к примирению с республиканским строем. Лев XIII искал контактов даже с англиканами, чтобы добиться их примирения с апостольской столицей. В этот период он назначил кардиналом обращенного в католичество Джона Ньюмена. Хуже складывались отношения между апостольской столицей и Австрией, которая продолжала придерживаться традиций иосифизма. Дипломатическая активность государственного секретариата не увеличила авторитет папства настолько, чтобы оно могло питать надежду на восстановление папского государства. Зато она проложила путь к политической консолидации фронта христианской демократии, которая предприняла энергичные шаги в борьбе с влиянием социализма и коммунизма в рабочей среде. Из других достижений Льва XIII следует назвать возрождение философии Фомы Аквинского, которую папа считал фундаментом доктринально-теологической католической мысли, а также развитие библеистики и библейской археологии. Папа приказал открыть доступ учащимся католических учебных заведений к части церковных архивов, оставляя, однако, за собой контроль за публикацией результатов их исследований и содержанием последних. В последние годы жизни Лев XIII передал в руки кардинала Рамполлы значительную часть своих функций по руководству католической церковью. Использованы материалы сайта http://monarchy.nm.ru/
Далее читайте:История папства (хронологическая таблица). Папы римские (по векам в хронологическом порядке): | I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI | Ордена монашеские и ереси (католические)
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |