Леонтий Византийский |
|
485-541 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Леонтий ВизантийскийЛеонтий Византийский — византийский схоластик, религиозный писатель и полемист первой половины VI века. Родился около 485 году, умер после 541 года. В юности был несторианином, но, будучи склонным к монашеству, преодолел свои заблуждения. Настойчиво защищал постановления Халкидонского собора, горячо возражал монофизитам и несторианам. Обладал серьезной философской подготовкой и проявлял большую находчивость в религиозных спорах. По каким-то причинам жизнь Леонтия осталась в тени; до нашего времени не сохранилось никаких упоминаний о нем в сочинениях его современников, хотя его произведения получили большую известность и широкое распространение. Во многих рукописях сохранился ряд его догматико-полемических сочинений, в том числе «Против несториан и евтихиан», «30 глав против Севира», «Эпилисис», «Против обманов аполлинаристов» и «Против монофизитов». Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с.562-563.
Леонтий Византийский (Λεόντιος) (6 в.) – византийский монах и богослов. О его жизни почти ничего не известно. Родился в Иерусалиме, по его собственным словам в молодости был несторианином, затем возвратился в православие. Автор трех сочинений, посвященных христологической полемике: «Против несториан и евтихиан», «30 глав против Севира Антиохийского», «Против обманов аполлинаристов». Опираясь на вероопределение Халкидонского собора 451 года, что Христос существует в двух природах (φύσις) и одной ипостаси (ὑπόστασις), Леонтий стремится дать точное определение этих понятий, опираясь на аристотелевские логические категории. Природу он отождествляет с сущностью (οὐσία). Природа означает общность происхождения, т.е. нечто обобщающее. Но реально существуют только отдельные вещи, которые Леонтий вслед за каппадокийцами определяет понятием «ипостась». Природа реально существует только в ипостаси. Однако существование какой-либо природы в данной ипостаси не значит, что это ипостась данной природы. Природа может осуществиться не только в присущей ей ипостаси, но и в ипостаси иной природы, поэтому существуют одноприродные и составные ипостаси. Примером последней является человек, представляющий собой одну ипостась, но состоящий из двух природ – души и тела. Таким образом, в составной ипостаси одна природа существует в ипостаси другой. Чтобы описать способ такого соединения, Леонтий вводит термин «воипостасность» (ἐνυπόστατον). Ипостась есть что-то или кто-то, воипостасность же указывает на то, что существует в другом, и означает соединение природ в одной ипостаси без слияния и без утраты свойств природ; Леонтий именует это ипостасным единством. Воплощение Бога Слова, будучи тайной, является нам в лице Христа, в котором соединились совершенный Бог, «один из Святой Троицы», и совершенный человек, «один из нас». Единая ипостась Богочеловека, обозначаемая именем Христа, есть ипостась Бога Слова, восприемлющая человеческую природу, и притом индивидуализированную человеческую природу – Христос как человек отличается своими индивидуальными признаками от других людей. Он «один из нас». Леонтий говорит о воплощении как втором рождении Слова, а не человеческой природы Христа от Девы Марии, поскольку Его человеческая природа существует только в Слове. Таким образом, понятие ипостаси выражает единство личности Христа, а понятие воипостасности определяет полноту реальности в Нем человеческой природы. Работа Леонтия оказала влияние на последующее развитие христианского богословия в течение всего Средневековья. А.В. Иванченко Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 388.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Византия (краткая справка). Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | Константинопольские патриархи (биографический справочник). Сочинения:MPG, t. 86. Литература:Соколов В. Леонтий Византийский, его жизнь и литературные труды. Сергиев Посад, 1916; Evans D.В. Leontius of Byzantium: an Origenist Christology. Wash., 1970; Otto S. Person und Subsistenz: die philosophische Anthropologie des Leontios von Byzanz. Ein Beitrag zur spätantiken Geistesgeschichte, Münch., 1968; Loofs F. Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche. Lpz., 1887.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |