Лесевич, Владимир Викторович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лесевич, Владимир Викторович

1837–1905

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Владимир Викторович Лесевич

Лесевич Владимир Викторович (1837—1905) — русский философ-позитивист. Был близок к народникам, потом эволюционировал к буржуазному либерализму. Ленин назвал его первым и крупнейшим русским эмпириокритиком (Т. 18. С. 51). До 1877 сторонник Конта («Очерк развития идеи прогресса», 1868), затем перешел на позиции «новокритической немецкой школы» (А. Риль, Авенариус, Й. Петцольдт и др.), считая ее высшей стадией позитивизма. Эта школа, по мнению Лесевича, дополнила философию Конта разработанной теорией познания, построенной на истолковании т. наз. чистого опыта, т. е. на основе эмпириокритицизма и неокантианства. Исходные данные для своего анализа гносеология заимствует из психологии, развитие которой, по Лесевичу, опровергает положение о наличии априорных элементов в сознании. Отрицая за философией роль мировоззрения, Лесевич полагает, что она лишь способствует созданию цельного «мироразумения», «объединяя» понятия, вырабатываемые частными науками («положительным знанием»). Общественную жизнь объяснял идеалистически, заимствуя мн. идеи у Лаврова и Михайловского. Социальный прогресс определяется, по Лесевичу, главным образом результатами «умственной деятельности» человечества. Отвергая элитарную концепцию культуры, Лесевич выступал за широкое распространение знаний в условиях свободы слова и печати. С позитивистской точки зрения критиковал представителей религиозно-идеалистического направления в русской философии (Соловьева, А. А. Козлова и др.). Основные работы: «Опыт критического исследования основоначал позитивной философии» (1877), «Что такое научная философия» (1891).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 219-220.


Вернуться на главную страницу Лесевича

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС