Левкипп |
|
5 в. до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
ЛевкиппЛевкипп и ДемокритЛевкипп жил в Милете, возможно, около 440 года до н. э. Многие, однако, отрицают существование человека по имени Левкипп. Имена Левкиппа и Демокрита тесно связаны с атомистической теорией. Демокрит был современником Сократа. По мнению Левкиппа и Демокрита, в основе всех вещей лежат атомы. Эти атомы неделимы с точки зрения физики (но не геометрии). Их нельзя уничтожить. Атомы существуют вечно. Они всегда были, есть и будут. Атомы постоянно находятся в движении. Число их бесконечно. Атомы различаются по форме и величине. Атомы вечно находятся в состоянии падения. Более тяжелые атомы падают быстрее легких, при этом тяжелые увлекают по пути легкие атомы, в результате чего и эти шарики приходят в движение. Подобно бильярдным шарам, атомы при столкновении разлетаются во все стороны. По мнению Демокрита, безграничная пустота однообразна. Движение атомов души подобно движению частиц солнечных лучей. Душа состоит из нескольких атомов. В результате столкновения атомов возникает вихревое движение. Этот вихрь охватывает всю вселенную, и из него возникают миры. Сторонники атомистической теории были противниками индетерминизма. По их мнению, все явления в этом мире происходят по естественным законам. Ничего не возникает из пустоты само собой. У каждого явления есть причина. Оставив поиски целей и причины причин, атомисты стремились дать механистическое объяснение всему миру. Их путь был путем восхождения от частного к общему, путем науки. Те, кто во всех явлениях стремился найти конечную цель или причину причин, заводили науку в тупик, где прекращалось всякое ее развитие. Целью атомистов было нахождение такого явления в прошлом, которое породило данное явление. Они считали излишними поиски цели, с которой происходило данное явление. По мнению Демокрита, каждый атом неделим и неразложим, так как внутри него нет пустого пространства. Когда мы разрезаем плод манго, мы находим в нем пустоты, куда может войти нож. Если бы в плоде не было этих пустот, разрезать его было бы невозможно. С точки зрения своего внутреннего строения атом неизменен. Атомы находятся в беспрерывном вихревом движении и то и дело ударяются друг о друга. Если некоторые из атомов сходны по форме, они соединяются. Форма атомов различна. Из соединения маленьких круглых атомов возникает огонь, душа также состоит из этих круглых атомов. В результате столкновения атомов появляются завихрения, из которых возникают скопления атомов, а из них — миры. Во вселенной имеется множество миров, подобных нашему. Одни из них развиваются, другие разрушаются. В одних мирах имеются Луна и Солнце, в других— Луны и Солнца нет. Каждый мир имеет свое начало и свой конец. Гибель может наступить в результате внешнего столкновения одного мира с другим. Жизнь появилась из первичной влаги. В каждом живом теле заключено известное количество огня, больше всего его в голове и в душе. Мысль есть своего рода движение, и поэтому она везде вызывает движение. Познание и мышление — это телесные процессы. Познание бывает двух родов: чувственное и рациональное. Рациональное познание опирается на уже познанное. Чувственное познание опирается на чувства. Поэтому оно часто может быть ошибочным. Звук, осязание, запах и другие качества не существуют во внешнем мире, а возникают в наших органах чувств. Тяжесть, плотность, твердость и другие качества зависят от вещей. Демокрит был материалистом. Душа, согласно его учению, представляет собой соединение атомов. Мышление — телесный процесс. Поиски какой-либо целесообразности в мире он считал просто безумием. Здесь есть только бытие атомов, управляемых механическими законами. Демокрит не верил ни в какие народные верования. Анаксагор считал, что душа — источник всякого движения. Демокрит был против такого представления. По его мне шло, целью жизни является блаженство. Это блаженство достигается путем воздержания и повышения своей куль[1]туры. Он был противником всяческих излишеств, в особенности половых. В результате чрезмерных половых излишеств сознание человека затемняется. Демокрит высоко ценил дружбу. О женщине он был невысокого мнения. Он был противником рождения детей. Труд и время, затрачиваемые на обучение детей, служат препятствием для философского образа жизни. В политике он был поклонником демократии. С Демокритом кончается научный период греческой философии. Воображение материалистов было живым, метод — научным. Любознательность их была безгранична. Луна, Солнце, метеоры, затмения, гроза, религия, мораль — ничто не укрылось от их взгляда. Острота их ума сочеталась с детской любознательностью. После Демокрита большое внимание стало уделяться не внешнему, а внутреннему миру человека. Сократ основное внимание уделял этике. Платон покинул внешний мир ради мира чистого мышления. Аристотель подчеркивал наличие цели за каждым научным понятием. Как ни разносторонен был талант и ум Платона и Аристотеля, их философские взгляды содержали уже зародыш будущей гибели греческой философии, науки и социального прогресса. Безгранична была ненависть Платона к Демокриту. Упомянув в своих сочинениях всех предшествовавших философов, он из неприязни даже не указал его имени. Он даже выразил благочестивое пожелание предать сожжению все сочинения Демокрита. Приблизительно сто лет спустя в Индии один философ, по имени Канада, распространял атомистическую теорию. В понятии атома у Демокрита и Канады имелось существенное различие. Ниже мы остановимся на этом. Эта атомистическая теория вызвала большое волнение в мире научной мысли. Ее следствием явился ряд эпохальных открытий. Атомистическая теория Демокрита и Канады была метафизическим знанием и не имела под собой научной основы. Лишь Дальтон впервые поднял атомистическую теорию на научный уровень. До конца XIX века господство атомистической теории в физике было безраздельным. В настоящее время ученые расщепили не делимый атом Демокрита и Канады. Они почти достигли шуньявады буддийского философа Натарджуны. В новой физике атом превратился в мельчайшую частицу электричества. Между атомами ничего нет: они рассеяны на сравнительно больших расстояниях друг от друга и с немыслимой скоростью движутся в различных направлениях. Было обнаружено, что тепло, свет и движение обладают, помимо массы, энергией. Теперь атом представляет собой крошечную солнечную систему. В центре ее находится протон, вокруг которого вращаются мельчайшие электроны .по закону, напоминающему закон всемирного тяготения. В результате научных исследований оказалось, что, помимо электронов и протонов, в атоме имеются нейтроны. Кроме того, была получена элементарная частица, аналогичная с электроном и носящая название «позитрон». Электрон заряжен отрицательно, позитрон — положительно и обладает продолжительным периодом жизни. Позднее были открыты еще две частицы — мезон и нейтрино. После того как удалось расщепить атом, Эддингтон и другие ученые заявили, что материя больше не существует; в основе всего вещества лежит энергия, подобно непрерывному потоку нематериальной энергии у Нагарджуны. Ленин писал об этом кризисе физики: «Одним словом, сегодняшний «физический» идеализм точно так же, как вчерашний «физиологический» идеализм, означает только то, что одна школа естествоиспытателей в одной отрасли естествознания скатилась к реакционной философии, не сумев прямо и сразу подняться от метафизического материализма к диалектическому материализму. Этот шаг делает и сделает современная физика, но она идет к единственно верному методу и единственно верной философии естествознания не прямо, а зигзагами, не сознательно, а стихийно, не видя ясно своей «конечной цели», а приближаясь к ней ощупью, шатаясь, иногда даже задом. Современная физика лежит в родах. Она рожает диалектический материализм. Роды болезненные. Кроме живого и жизнеспособного существа, они дают неизбежно не[1]которые мертвые продукты, кое-какие отбросы, подлежащие отправке в помещение для нечистот. К числу этих отбросов относится весь физический идеализм, вся эмпириокритическая философия вместе с эмпириосимволизмом, эмпириомонизмом и пр. и т. п.» 1. По мнению известного химика Уильяма Рамсея, «электричество есть материя». «Когда эти мельчайшие частицы в виде волн отрываются от предметов, они распространяются, подобно световым волнам, в эфире и используются для радиотелеграфа... Какое-либо одно вещество нельзя считать высшей субстанцией, ибо одно вещество легко превращается в другое... Это вполне доказывается наличием особой формы отрицательно заряженной электрической материи. Положительное электричество представляет собой материю, лишенную отрицательного электричества, то есть такую, в которой нет этой электрической материи... Что же такое электричество? Раньше думали, что имеется электричество двух родов: одно называли положительным, другое — отрицательным. В то время было еще невозможно дать ответ на этот вопрос. Последними исследованиями доказано, что то, что обычно считали отрицательным электричеством, представляет собой вещество; были установлены даже сравнительные размеры его частиц: одна сотая молекулы воды. Частицы электричества называются электронами» 2. Хотя неделимые и неразложимые атомы Демокрита и Канады были разложены, материя не исчезла. У Эддингтона и других не было оснований торжествовать по поводу того, что «материя исчезла», «превратилась в электричество». Исчезло старое понимание форм материи, старое понимание форм движения. То, что раньше считали первичным веществом (субстанцией), в результате открытий но[1]вой фиалки оказалось изменчивым и преходящим. Одно вещество возникает из другого. Глухая стена, столько времени разделявшая материю и движение, рухнула. Было доказано, что энергия наделена массой материальных частиц, а материя в свою очередь может превращаться в волны. Следовательно, новая физика стоит за диалектический путь развития, против исчезновения материи из поля зрения науки. Цитируется по изд.: Рой М. История индийской философии. Греческая и индийская философия. М., 1958, с. 59-63. Примечания 1. В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 299. 2. William Ramsey , Biography and Articis about Chemistry, pp. 126, 160, 176, 196. Вернуться на главную страницу Левкиппа
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |