Лиханов Альберт Анатольевич |
|
р. 1935 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Лиханов Альберт АнатольевичЛиханов Альберт Анатольевич (р. 13.09.1935), писатель. Родился в г. Кирове. В 1958 окончил отделение журналистики Уральского государственного университета. В 1961 опубликовал историческую повесть «Да будет солнце». Главная тема творчества Лиханова — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых: повести «Звезды в сентябре» (1967), «Теплый дождь» (1968), «Крутые горы» (1971), трилогия «Семейные обстоятельства» (роман «Лабиринт», 1970; повести «Чистые камушки», 1967, «Обман», 1973), романы «Музыка» (1971) и «Мой генерал» (1975), повесть «Высшая мера» (1982), книга «Драматическая педагогика» (1983). + + + Лиханов Альберт Анатольевич [13.9.1935, Киров] — прозаик, публицист. Отец, Анатолий Николаевич, рабочий, во время войны ушел на фронт добровольцем. Мать, Милица Алексеевна,— медицинский работник. Детство Лиханов пришлось на трудные военные годы, оставившие неизгладимый след в памяти писателя. Вспоминая то время, Лиханов сказал: «Эти четыре года — от шести до десяти, видно, уж так было угодно судьбе — ведут меня через всю остальную жизнь». (Лиханов А. Кричал и буду кричать! [интервью главному редактору журнала Игорю Нагаеву] // Детская литература. 2000. №5-6. С.81). После окончания школы Лиханов учился на отделении журналистики Уральского государственного университета (1953-58), затем работал литсотрудником в областной газете «Кировская правда», главным редактором молодежной кировской газете «Комсомольское племя». В начале 1960-х дебютировал как писатель. Первое произведение в центральной печати — рассказ «Шагреневая кожа» (Юность. 1962. №10). Критика одобрила необычность сюжета, «точно подмеченного» автором в жизни ребят из бригады коммунистического труда. Следующая по времени публикация — историческая повесть «Да будет солнце!» (Киров, 1963) стала итогом многолетних размышлений и творческих поисков, связанных с судьбой опального польского художника Андриолли, создавшего портрет прабабки Лиханова во время ссылки в Вятку. Эти произведения, написанные «без определенного адреса», стали «визитной карточкой» писателя на IV Всесоюзном совещании молодых писателей (весной 1963), где, по признанию Лиханова, для него «было полной неожиданностью, поначалу даже несколько обидной, оказаться вдруг в списке начинающих авторов книг для детей» (Мотяшов И.П.— С.19). Начиная со второй половины 1960-х появляются знаковые произведения Лиханова «Звезды в сентябре» (впервые опубл. в 1966 в журнале «Пионер» под названием «Звезда упала в лесу»), «Чистые камушки» (1967), «Теплый дождь» (1968) и др., где автор обращается к проблеме, ставшей впоследствии главной в его творчестве,— становление подрастающего поколения. В этих и написанных позже повестях («Магазин ненаглядных пособий», 1983; «Последние холода», 1984; «Детская библиотека», 1985) сказалась и др. существенная особенность творчества писателя — непреходящий интерес к теме Великой Отечественной войны. «Ведь все дело в том, что, рассказывая о войне, литература рассказывает не только о войне. Она учит жить. Учит любые поколения» (Конспект судьбы. М., 1976. С.55). С ощущения личного и общего горя начинается рост самосознания маленького Леки («Звезды в сентябре»), понимание не только себя, но и окружающего мира Алеши («Теплый дождь»), активное противостояние обстоятельствам Михаськи («Чистые камушки») и Коли («Крутые горы», «Музыка», «Деревянные кони» — все 1971). В повестях 1970-х «Лабиринт» (1970) и «Обман» (1973), объединенных автором наряду с «Чистыми камушками» в трилогию «Семейные обстоятельства» (1974), связь времен и связь поколений, далеко выходя за пределы военной проблематики, утверждается Лихановым в иных, мирных обстоятельствах, требующих, однако, не только активного действия и поиска решения, но и психологической зрелости, нравственных усилий, роста души. Героям Лиханова придется немало пережить, чтобы понять: «Нельзя видеть только землю и самого себя на ней. И никого больше. И ничего больше. Все есть и никуда не денется, не исчезнет, не переменится, если махнешь волшебной палочкой» (СС: в 4 т. Т.2. С.133). Критика неоднократно обращала внимание не только на исследование писателем острейших нравственных проблем, но и на искренность, реализм в изображении созданных характеров и обстоятельств. «Среда, в которой развиваются события повестей А.Лиханова,— не условная, искусственная, где героев оберегает автор, и они совершают необходимые автору (а не диктуемые жизнью) поступки, нет, это целый мир, в котором есть место и мучительной доброте, и холодной жестокости, где сражаются честность и ханжество, где люди живут, умирают, но остаются людьми. Это мир сложный, не упрощенный, не облегченный специально для детского восприятия; это мир, в котором мы живем» (Алексин А. Размышляя о прочитанном // Лиханов А. Семейные обстоятельства. М., 1974. С.523). Ткань художественного повествования Лиханов включает в себя и непосредственно выраженную точку зрения автора, лирические рассуждения и размышления, далеко не бесспорные, философские обобщения и выводы, которые становятся неотъемлемой частью глубокого осмысления проблем формирования растущей личности. Художественное творчество писателя находит органичное развитие и продолжение в книгах публицистических очерков в 1970-е: «Конспект судьбы» (1976), «Времена жизни» (1978), «Уже не дети, еще не взрослые» (1979), в 1980-е: «Драматическая педагогика» (1-е изд. 1983), в 1990-е: «Философия детства» (1999). Эта документально-публицистическая линия творчества, тесно связанная с профессиональной и общественной деятельностью, свидетельствует о единстве человеческой, гражданской и художественные позиции Лиханова. Творчество Лиханов с середины 1970-х по 1980-е отличает сюжетное, тематическое и жанровое разнообразие, обращенность к широкому кругу читательской аудитории и вместе с тем внутреннее родство созданного в этот период. Писатель остается верен главной задаче — воспитывать растущего человека, помогать ему преодолеть боли, «не закрывать глаза на боли, а растить его способным эти боли одолеть, излечить, способным быть бойцом и борцом...» (Литературная Россия. 1982. 20 авг.). И несмотря на то, что в центре повествования «Голгофы» (1979), «Благих намерений» (1980), «Высшей меры» (1982) взрослые, автор настаивает, что все же в центре внимания дети, все эти произведения «в защиту ребенка, отрока, юноши, в защиту тех, кто младше нас, в защиту собственных детей, а значит, нашего будущего» (Там же). Используя излюбленную им форму «от первого лица», Лиханов рассказывает о педагогическом опыте в школе-интернате молодой учительницы Надежды Георгиевны («Благие намерения»), о жизни «самого обыкновенного» четвероклассника Антона Рыбакова («Мой генерал»), о подростковом идеализме и первой любви Федора («Солнечное затмение») и о многих других, размышляя на острейшие темы семейной, школьной, общественной жизни. Важнейшие среди них — тяжелое детство, сиротство, душевное оскудение и отчуждение — получат свое дальнейшее развитие в диалоге с читателями. В результате обширной переписки (особенно интенсивной во второй половине 1970-х в связи с выходом романа «Мой генерал») возникла «Драматическая педагогика» — книга педагогической публицистики, в центре которой проблемный материал, документальные образы и интерпретация их художником, публицистом, педагогом Лихановым. И если в этом произведении Лиханова преимущественно интересуют кризисные ситуации, трудности взросления, современные конфликты взрослых и детей, из которых необходимо найти выход, то в эссе «Философия детства» автор скрупулезно исследует глубинные истоки, предшествующие зарождению жизни,— «преддетство». В «Философии детства», которую сам автор назвал «попыткой», главное — это стремление откровенно и честно разобраться в том, что и кто влияет на «преддетство», а значит, «преджизнь». И.Арзамасцева определила главную тему творчества Лиханова как «историю трудного детства в России, начиная с 40-х годов до наших дней» (Детская литература. 2002. №1-2. С.86). Художественное осмысление этой проблемы, взятой, наверное, в самом ее драматическом, даже трагическом состоянии представлено в романе Лиханова «Никто» (впервые опубл.: Наш современник. 2000. №7-8 и Школьная роман-газета. 2000. №5). Предельная правдивость, доходящая до натурализма в изображении обычной, повседневной, а от того не менее страшной в своей безысходности жизни,— основная тональность рассказанной писателем истории. В центре внимания автора судьба Николая Топорова, Топора или Топорища, как чаще зовут его сверстники-детдомовцы, ставшего волею обстоятельств подручным криминального авторитета по кличке «Никто». В новом «безликом» прозвище особенно остро дают себя знать одиночество и сиротство героя, его обреченность в мире, где он — никто. «Когда человек не нужен близким, он умирает» — эта неизбежная закономерность, обнаруженная в повести «Высшая мера», на новом витке ху-дож. творчества Л. ведет к полному разрыву человеческих связей и побуждает автора к отчаянному призыву о спасении обездоленного детства, о спасении всего человеческого. Желанием «закричать от боли, да так, чтобы услышали все», по признанию Лиханова, рожден и замысел романа «Сломанная кукла» (впервые опубл.: Наш современник. 2002. №1,2; Мы. 2002. №2,3). История трех Марий — баушки, дочери и внучки — завершается, как и история детдомовца Кольки Топорова («Никто»), трагически. «Финита ля трагедия» — единственно возможная, подлинная «наша правда» обнажает болевые точки совр. России, в которой надежда на защиту, по мысли автора, обращена к Богородице: «О, ВЛАДЫЧИЦА НЕБЕСНАЯ, ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, СОХРАНИ РОССИИ ЕЕ ДЕТЕЙ» (Наш современник. 2002. №2. С.128). В одном из интервью Лиханов сказал: «Хочу признаться — писать все труднее. И не потому, что становлюсь старше, а потому, что труднее дается осмысление всего того, что с нами произошло и происходит. Как можно чувствовать себя свободно в мире, где добро считается глупостью, а корысть — нормой!» (Детская литература. 2000. №5-6. С.85). Л.В. Лукьянова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2, М., 2005, с. 445-447. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:СС: в 6 т. М., 2000; Боря Царьков. М., 1982; Золотая сабля командира. М., 1983; Нежеланные, или Мать чужих детей. М., 1984; Смысл сущего. М., 1985; СС: в 4 т. М., 1986-87; Дети без родителей. М., 1987; Недетские заботы Детского фонда: Сб. статей и выступлений. М., 1990; Положение детей в России. М., 1993; Никто. М., 2000. Литература:Белая Л. Приговор в школьных тетрадках // Литературное обозрение. 1973. №2; Андрианов А. Учит жить // Октябрь. 1980. №11; Мотяшов И.П. Альберт Лиханов: Очерк творчества. М., 1981; Путилова Е. Высшая мера // Детская литература. 1983. №4; Скоробогач Т.Л. Лиханов Альберт Анатольевич // Русские детские писатели XX в. Биобиблиографический словарь. М., 1997. С.254-256.; Полозова Т.Д. Альберт Анатольевич Лиханов // Русская литература для детей. М., 1997. С.445-452; Арзамасцева И. Герой из истории детства (Никто: роман Альберта Лиханова) // Детская литература. 2002. №1-2.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |