Лихуд Софроний |
|
1633—1730 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Лихуд Софроний
Греческим просветителям братьям Иоанникию и Софронию Лихудам. ЛИХУДЫ — церковные деятели, просветители, братья Иоанникий (1633— 1717) и Софроний (1652—1730), греки по национальности. Учились в Италии, с 1685 г. в России, где преподавали в Славяно-греко-латинской академии. Составили ряд учебных пособий, авторы политических сочинений против, католиков, лютеран и старообрядцев. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 283.
Лихуды Иоанникий (1663–1717) и Софроний (1652–1730) – основатели и преподаватели философии в первом российском высшем гуманитарном учебном заведении – Славяно-греко-латинской академии. По происхождению греки, родились на острове Кефалония, учились в Падуанском университете. По возвращении на родину Иоанникий занимал важную должность судьи духовных дед Кефалонитской епархии. В 1681, когда царь Феодор Алексеевич заявил о желании создать православную академию, Лихуды, по единогласному решению вселенских восточных патриархов, были направлены в Москву (1685); преподавали греческий язык в Богоявленском монастыре, затем в Заиконоспасском монастыре, при котором была образована Славяно-греко-латинская академия. Заметное влияние на духовную жизнь России оказали диспуты, которые Лихуды вели с протестантским проповедником Яном Белобоцким и сторонником латинского образования Сильвестром Медведевым. В 1694 отстраняются от преподавания в академии по причинам политическим, гл. о. из-за конфликта с патриархом Иерусалимским Досифеем. Преемниками Лихудов в академии стали Николай Семёнов-Головин и Феодор Поликарпов, не окончившие курс студенты, к роли наставников подготовленные недостаточно. С 1706 по 1716 год Иоанникий преподавал в Новгороде, где стараниями просвещенного митрополита Иова была учреждена духовная школа. Софроний с 1708 по 1722 год был учителем в Типографской школе, с 1723 архимандрит Рязанского Солотчина монастыря. В Славяно-греко-латинской академии, которая, согласно замыслам ее основателей, должна была соединить преимущества западноевропейского университета со строгой православной идеологией, Лихуды успели прочитать риторику, логику и остановились на курсе физики. Психологию и метафизику они прочитать не успели, так что основателями профессионального философского образования в России их в точном смысле слова считать нельзя. Первым полный философский курс в Москве прочитал Феофилакт Лопатинский. Иоанникий написал трактат «О душе по учению перипатетиков», выступал с активной критикой «латинского учения» Сильвестра Медведева, протестантов и старообрядцев. Софроний читал курс натурфилософии, основанный на «Физике» Аристотеля. В период гонений Лихуды создали ряд полемических сочинений: «Щит веры», «Остен» (направленные против католиков) и «Люторские ереси» (против протестантов). А.В. Панибратцев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 399.
Лихуд Софроний (1633—1730), теолог, мыслитель, общественный деятель, основавший вместе со своим братом Иоанникием Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Родился на о. Кефалония, в Греции. Софроний, являясь потомком древнего византийского княжеского рода, подобно большинству благородных греческих юношей, обучался в Италии. В частности, он некоторое время брал уроки у православного митр. Филадельфийского Герасима в Венеции, а затем прослушал курс лекций в Падуанском университете, где ему был выдан докторский диплом. Возвратившись вместе со своим братом на родину, в Кефалонию, Софроний преподавал в различных греческих учебных заведениях философию и богословие. В н. 80-х XVII в. царское правительство предпринимает энергичные меры по организации первой русской высшей школы, которая должна была соединить преимущества западноевропейского университета с достоинствами православной духовной академии. В 1683 Софроний и Иоанникий, получив приглашение от московского патр. Иоакима, отправились из Константинополя в далекую Россию. Впрочем, политическая ситуация, сложившаяся к тому времени в Восточной Европе, не особенно благоприятствовала путешествию ученых монахов. В Молдавии Лихуды помимо своей воли оказались вовлечены в жесткие перипетии войны между войсками его апостолического величества и отрядами янычар Блистательной Порты, а во владениях короля польского греческие учителя столкнулись с вездесущими иезуитами, которые с целями пропаганды католицизма как раз в к. XVII в. основали в Московии свои школы. Разумеется, члены Ордена Иисуса не были заинтересованы в увеличении числа конкурентов. Вот почему, прибыв осенью 1684 во Львов (Лемберг), Лихуды были задержаны местными властями. Во Львове братьям пришлось выдержать публичный диспут с ученым иезуитом Руткою, послуживший основой для последующего сочинения «Мечец духовный или Разговор с иезуитом Руткою в Польской земле». В конце концов, Лихудам удалось бежать от своих могущественных противников, так что в марте 1685 они смогли благополучно завершить долгое путешествие. Представившись во дворце и предъявив духовным властям достоверные свидетельства своего Православия, Лихуды, наконец, смогли приступить к академической деятельности. Первоначально Лихуды обучали детей у себя дома в особых деревянных кельях Богоявленского монастыря. Но уже в 1687 завершилось возведение каменного здания школ в Заиконоспасском монастыре, куда переселилась академия. На торжестве по этому случаю присутствовал патр. Иоаким с Собором московского духовенства. Обширное здание академии, находившееся в Заиконоспасском монастыре, было построено на деньги, завещанные иеродиак. Мелетием, который в свое время по поручению патр. Иоакима написал Иерусалимскому патриарху просьбу о присылке учителей. Впрочем, определенные расходы взяли на себя царское правительство и Русская православная церковь. Располагая переданными им средствами, Лихуды сумели не только организовать в академии обучение по лучшим западноевропейским образцам, но и приступили к систематической подготовке национальных научных кадров. За короткое время работы в академии Лихуды написали несколько панегириков, учебник греческой грамматики, пространную грамматику, учебник латинского языка, пиитики, риторики, логики и физики, т. е. предметов, охватывающих собой полный академический курс. Перед Лихудами стояла сложная задача, ведь они должны были обучать не только совершенно не подготовленных учеников, для которых организовали «русскую школу», но и продолжать научную работу с более образованными воспитанниками. По мнению некоторых исследователей, состав учеников академии пополнился выходцами из Типографской школы и из училища Сильвестра Медведева. Впрочем, средства на содержание академии отпускались весьма умеренные, так что помпезный прожект «Академической Привилегии» (своеобразного устава будущей русской высшей школы, составленный в Москве еще до приезда туда Лихудов) на деле обернулся скромным образовательным начинанием. Основная работа в академии легла на плечи Софрония, т. к. Иоанникий к тому времени всецело отдался заботам дипломатическим. Софроний, в частности, обучал греческому и латинскому языкам; в апр. 1688 приступили к риторике, так что некоторые одаренные ученики обращались к патриарху со специальными «орациями». К сожалению, несмотря на то, что Лихуды имели на руках полный философский курс, основывавшийся, по-видимому, на падуанских лекциях, прочитать этот курс в академии ученым грекам не удалось. Едва лишь Софроний, завершив к 1691 изложение логики, перешел к лекциям по физике, как Лихуды оказались отстранены от педагогической деятельности. Обусловленная политическими интригами отставка Лихудов существенно затруднила развитие философской мысли в стенах московской академии, так что полный курс философии впервые удалось осуществить лишь в 1705—06, т. е. через 12 лет после ухода ученых греков. В философских лекциях, читавшихся как на греческом, так и на латинском языках, Софроний показывает себя приверженцем второй схоластики — оригинального направления философской мысли, распространившегося в Западной Европе со времен контрреформации. По сравнению с аналогичными курсами Киево-Могилянской академии, учение Лихудов выглядит более архаичным. Видимо, после окончания Падуанского университета Софроний сосредоточился на проблемах полемического богословия и не слишком внимательно следил за новейшими направлениями философской мысли. Кроме того, Лихуды вообще отличались консерватизмом, поэтому и в России они безоговорочно приняли сторону ревнителей византийского Православия. В академии Лихудам не удалось создать собственной школы, хотя из непосредственных учеников Софрония следует отметить таких видных деятелей российской культуры, как Ф. П. Поликарпов, Н. С. Головин, Карион Истомин. Интересно обратить внимание и на то немаловажное обстоятельство, что состав учеников во времена Лихудов отличался большим демократизмом, чем в последующие периоды академической истории. К примеру, на ученических скамьях в к. XVII столетия можно было увидеть и потомков владетельных князей, и сыновей крестьян. Как известно, к. XVII — н. XVIII в. в Москве сопровождались бурными спорами между приверженцами традиционного византийского благочестия и т. н. «модернистами», искавшими определенные точки сближения с европейской культурой. В частности, тогдашнее русское общество резко разделилось по вопросу о времени пресуществления Святых Даров. Софроний не замедлил включиться в разгоревшуюся борьбу, разумеется, снабжая свои произведения острыми полемическими выпадами против сторонников западной ориентации. В сочинении «Мечец духовный», составленном в 1689, Софроний опровергает учение католиков о главенстве римского папы в светской и религиозной жизни, критикует западный обряд Крещения, разбирает догмат о чистилище и т. п. Впрочем, лютеране и кальвинисты удостоились со стороны Софрония не менее резких выпадов в книжице под названием «Акос». Активная публицистическая деятельность Лихудов не могла удовлетворить ни правительство, стремившееся, с некоторыми ограничениями, обеспечить свободу вероисповедания многочисленным иностранцам, поступавшим на русскую службу, ни латинствующую партию, во главе которой находился Сильвестр Медведев. После казни Сильвестра, последовавшей в февр. 1691, враги Лихудов, тем не менее, продолжали очернять греческих учителей. В подметных листках они старались подорвать доверие русского общества к учебной деятельности Лихудов, обвиняли их в неправославии, презрительном отношении к русским, корыстолюбии и шпионаже. После удаления Лихудов от академических дел их на некоторое время переводят в патриаршую типографию, так что блестящая карьера ученых греков круто пошла на убыль. В 1697 они по приказу Петра I преподавали итальянский язык в Москве, однако предприятие успеха не имело. Хотя личная свобода братьев, по-видимому, существенно не ограничивалась, тем не менее скрытые преследования со стороны недоброжелателей постоянно продолжали их беспокоить. Положение Лихудов определенно улучшилось лишь в 1706, когда новгородский митр. Иов с позволения царя приступил к организации в своей епархии славяно-греко-латинского училища. В результате просветительской деятельности митр. Иова в новгородской епархии удалось открыть 14 грамматических школ. В Новгороде Софроний пробыл недолго: отправившись в 1708 в Москву за типографскими станками для училища, ученый грек был удержан в столице по настоянию местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который хорошо понимал, что пренебрегать услугами таких людей, как Лихуды, по крайней мере, легкомысленно. Софроний преподавал греческий язык в Москве до 1720, когда его перевели настоятелем в Солотчинский монастырь, величественные здания которого и поныне сохранились в Рязанской обл. В монастыре между настоятелем-греком и местной братией вскоре разгорелись жаркие споры, так что Софроний вынужден был спасаться бегством. Старость Софрония омрачилась затянувшейся кляузной тяжбой, которую ему пришлось вести с братией Солотчинского монастыря, к тому же в Москве у Лихуда неизвестные лица похитили все сбережения, прижитые за время жизни в России. Ученые труды Лихудов до сих пор остаются почти совершенно неизученными, хотя выдающийся вклад братьев в развитие русской духовной культуры единодушно расценивается весьма высоко. Панибратцев А. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Лихуды, братья Иоанникий (1663, Кефалония, Греция- 1717, Москва) и Софроний (1652, Кефалония, Греция - 1730, Москва) - деятели русского просвещения, основатели и учителя московского Эллино-греческого училища (в 1775 г. переименовано в Славяно-греко-латинскую академию). Лидеры греческой партии в русском богословии конца XVII - начала XVIII века. Философское и богословское образование братья Лихуды получили в Венеции у Герасима Влаха, будущего митрополита Филадельфийского, и в Падуанском университете. В начале 80-х годов XVII века было решено создать в России первую высшую школу, которая должна была соединить в себе западноевропейский университет с православной духовной академией. Лихуды впервые в истории России предприняли попытку организовать философское образование по программе, типичной для европейских университетов. Эта программа была реализована лишь частично. В 1694 году Лихуды были отстранены от преподавания из-за политических интриг (по навету иерусалимского патриарха Досифея), не имевших отношения к их профессиональному авторитету. Курсы, прочитанные Лихудами в Москве, в т. ч. риторика, логика и часть физики, а также невостребованные метафизика и психология, были составлены в Италии. В соответствии с падуанской университетской традицией философия изложена здесь в форме разбора аристотелевского учения на основе комментариев Аверроэса (Ибн Рушда), Фомы Аквинского, Авиценны (Ибн Сины) и Аль-Фараби. Авторы заявляют о своей безусловной приверженности рационалистической методологии, которая имеет дело с миром как порядком, в любой своей точке проницаемом разумом. Действительность представлена как иерархия рациональностей, выстроенная в процессе творения, которое в свою очередь понимается как раскрытие форм, заложенных в первоматерии. Иерархии рациональностей мира соответствует иерархия форм знания, высшую ступень которой занимает метафизика, соединяющая в себе достоинства теоретических наук, к к-рым относится философия и целью которых является истина, и практических наук, таких, как богословие, целью которых является благо. В курсе физики Софроний Лихуд утверждал вслед за Аль-Фараби, что в метафизике реализуется высшее предназначение познания - соединение с «активным умом», т. е. с Богом. Отождествляя рационализм с гуманизмом, он в курсах риторики и логики рассматривал разум как то, что делает человека человеком. Карьера Лихудов в России началась в то время, когда полемика между московскими грекофилами (сторонниками традиционного византийского православия) и западно-русскими, богословами (своего рода «модернистами», считавшими возможным ориентироваться на западную культуру) переросла в противостояние греческой и латинской партий. В круг идей, по которым велась борьба, были втянуты и философские взгляды сторонников этих партий. В силу своего образования и профессионального уровня Лихуды оказались в числе лидеров греческой партии. В своих богословско-полемических сочинениях они сформулировали основные идеи православной философской схоластики. Первая из них характеризует философию как предпосылку христианства, имеющую, следовательно, отрицательные определения (дохристианство и нехристианство). Вместе с тем достоинство философии заключается в том, что христианство явилось ответом на те вопросы, которые были ею поставлены. Вторая идея раскрывает соотношение философии и богословия в православном мировоззрении. Это соотношение Лихуд характеризует в терминах теории «двух истин». Богословие и философия взаимозависимы так, как взаимозависимы наука практическая и наука теоретическая. Торжество одной из них подтверждает правоту другой. Если философия является теоретической предпосылкой богословия, то богословие - это философия, нашедшая наилучшее практическое применение, в к-ром она, осуществляя себя, превышает свои принципы. В полемике с западнорусскими богословами Лихуды настаивали на необходимости для православия разграничивать философию и богословие по предмету и методу. Отсутствие подобного разграничения создает предпосылки для развития такой христианской культуры, которая не связана с наращиванием мистического опыта и может осуществляться вне церкви. Предметом богословия может быть только Бог в Себе. Все остальное тварное бытие должно быть предметом философии. Разграничение предметов богословия и философии обусловливает и различие их методов. Если основой философского метода является объяснение и понимание, то методы богословия должны базироваться на особом даре благодати - созерцании и духовном видении. Наконец, Лихуды сформулировали принципиальную для православной схоластики идею о возможности использования в православии западнохристианских философских и богословских учений, в том случае, если они не вступают в противоречие с православными догматами. Деятельность Л. как философов завершила длившийся в русской философии весь XVII век мировоззренческий переворот, в результате которого она утратила свою роль как образ жизни, как осуществление истины. Ее место заняла философия, понимаемая как теоретическая познавательная деятельность, совершающаяся по строго определенным общезначимым правилам. В. В. Аржанухин Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 333-334. Сочинения: Мечец духовный. Казань, 1866; Ответ Сафрония Лихуда // Историко-философский ежегодник 1993. М., 1994. Литература: Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. Спб., 1862. Т. 1-2; Остен. Памятник русской духовной письменности XVII века. Казань, 1865; Смирнов С. К. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855; Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. Спб., 1899.
Лихуды - братья Иоанникий (1633-1717) и Софроний (1652-1730) - деятели русского просвещения. Происходили из знатного греческого рода. Образование получили в Падуанском университете, были преподавателями греческих школ в Кефалонии и славянских - в Македонии. В 1683 году Лихуды были приглашены в Россию для создания высшей школы. Прибыли в Москву в 1685 году. Первоначально преподавали грамматику и риторику в Подготовительной школе при Богоявленском монастыре, а с 1687 года - в Славяно-греко-латинской академии - грамматику, пиитику, риторику, диалектику и физику. В 1688-1691 годы Иоанникий Лихуд являлся русским послом в Венеции. В 1694 году за преподавание физики и латинского языка Лихуды были отстранены от преподавания в академии по настоянию иерусалимского патриарха Досифея, поддержанного реакционными церковными кругами России. Однако Лихуды и после этого не прекратили педагогической деятельности: преподавали в Москве, с 1706 года - в Славяно-греческой школе в Новгороде, Софроний Лихуд с 1707 года - в школе при типографии в Москве. В 1723-1729 годы Софроний Лихуд жил в Солотчинском монастыре под Рязанью. В своих полемических сочинениях ("Акос", "Мечец духовный") Лихуды отстаивали интересы грекофильских кругов, боровшихся со сторонниками латино-польской образованности. Для учеников академии Лихуды составили учебники, участвовали в создании одного из первых русских словарей ("Лексикон треязычный", 1704); они авторы ряда проповедей, посвященных победам России в Северной войне. В некоторых учебниках содержатся методические указания относительно преподавания той или иной науки. Лихуды занимались также переводами (в том числе с итальянского языка книги Альберта об артиллерии и с латинского языка - Кирхера по истории Древнего Востока), исправлением славянского перевода Библии; Лихуды - авторы полемического сочинения против протестантизма и раскола. А. И. Рогов. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965. Литература: Сменцовский М., Братья Лихуды, СПБ, 1899; Николаев И., Мат-лы для биографии Лихудов, М., 1881.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Мечец духовный. Казань, 1866; Ответ Софрония Лихуда. – В кн.: Историко-философский ежегодник. 1993. М., 1994, с. 228–255. Литература:Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1854. Смирнов С.К. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855; Сменцовскии М.Н. Братья Лихуды. СПб., 1899; Богословские труды. Юбилейный сборник. М., 1986. Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. Спб., 1862. Т. 1-2; Остен. Памятник русской духовной письменности XVII века. Казань, 1865; Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. Спб., 1899.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |