Лютер, Мартин
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лютер, Мартин

1483–1546

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Мартин Лютер

Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего.

Лютер. Историография о Лютере развивалась в течение столетий под знаком острых противоречий между протестантизмом и католицизмом. Вплоть до 18 века Лютер пользовался у своих ортодоксальных приверженцев непререкаемым авторитетом, который был несколько поколеблен лишь пиетистами. В эпоху Просвещения Лютер чтили как борца за свободу совести, против оков католической церкви и схоластики, который тем самым способствовал расцвету науки и гуманности. В 19 веке к этой рационалистически-либеральной трактовке Лютера добавились националистические (а иногда и шовинистические) черты. Его все более прославляли как воплощение "немецкого народного духа" и "немецкой сущности"; в конце концов он был объявлен национальным героем (A. Hausrath, Luthers Leben, Bd 1-2, В., 1904). Напротив, попытки теологического истолкования учения Лютера, предпринятые Т. Харнаком, А. Ричлем, не оказали большого влияния на историографию о Лютере. Э. Трёльч соединял восхищение Лютером с критикой последствий Реформации.

Значительным стимулом к изучению деятельности и произведений Лютера послужили начатое в связи с 400-летним юбилеем Лютера издание полного собрания его сочинений (Веймарское издание, с 1883 года), основание Союза по изучению истории Реформации (1883) и, наконец, опубликование ранних лекций Лютера. В буржуазной литературе, выходившей с 1917 года, все меньше внимания уделяется связи деятельности Лютера с общественным движением начала 16 века, на первый план выдвигается сугубо внутренние душевные противоречия Лютера в связи с его отношением к богу. Первыми проложили путь в этом направлении работы К. Холля (К. Holl, Gesammelte Aufsätze zur Kirchengeschichte, Bd 1 - Luther, 6 Aufl., Tübingen, 1932; Bd 3 - Der Westen, Tübingen, 1928), который оказал большое влияние на последующую буржуазную историографию, сильно связанную также с традициями Л. Ранке (П. Иоахимзен, Р. Штадельман и наконец Г. Риттер, y которого Лютер служит символом и воплощением некоего иррационального стремления немецкой души, - G. Ritter, Luther. Gestalt und Tat, 1925, 5 Aufl., 1949).

В освещении католических историков и теологов образ Лютера до недавнего времени складывался под влиянием враждебного Лютеру сочинений католического теолога 16 века Кохлеуса. Реакционные романтики проклинали Лютера как разрушителя церковного единства, И. фон Дёллингер, как и И. Янсен, приписывал Лютеру вину за упадок культуры, якобы наступивший в 16 веке. Г. Денифле и Г. Гризар изображали Лютера как преступную натуру или как психопата.

В новейшей историографии наблюдается смягчение противоречий между католической и протестантской интерпретацией Лютера, представляющее составную часть сближения обоих христианских вероисповеданий, целью которого является создание единого идеологического фронта против научного коммунизма. Особое значение придается "раннему" Лютеру, иначе - "католическому" Лютеру (О. Scheel, M. Luther, Bd 1-3, 3 Aufl., Tübingen, 1921-30, H. Böhmer, Der Junge Luther, 5 Aufl., Lpz., 1952, и др.), который кажется особенно "пригодным" для преодоления конфессиональных различий. При этом революционные народные движения периода Реформации, против которых Лютер вскоре начал борьбу, были оклеветаны или их значение сильно принижалось. В католической историографии крутой поворот в сторону "реабилитации" Лютера произвел И. Лорц (I. Lortz, Die Reformation in Deutschland, Bd 1-2, Freib., 1939-40).

В то время как конфессионально ограниченная историография выдвигает на первый план особенности личности Лютера и изображает его религиозную проблематику как решающую и даже единственную основу всей Реформации, марксистская историческая наука, начиная с Ф. Энгельса, рассматривает деятельность Лютера как отражение экономических преобразований и классовой борьбы в Германии в начале перехода от феодализма к капитализму. Историки СССР и ГДР (особенно М. M. Смирин, А. Мейзель, Л. Штерн, М. Штейнмец) различают две главные фазы в деятельности Лютера: Лютер как представитель национального антипапского движения (до 1521 года) и Лютер как идеолог умеренного бюргерского лагеря Реформации (а затем и княжеской реформации), чем в конечном счете объясняют многочисленные изменения в теологических воззрениях Лютера (Р. Мюллер-Штрейзанд и др.).

Л. Штерн. ГДР.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Werke. Kritische Gesamtausgabe, Abt. 1-4, Weimar, 1882-1957 (Abt. 1, Bd 1-58; Abt. 2, Bd 1-6; Abt. 3, Bd 1-10; Abt. 4, Bd 1-11; Inhaltsübersicht zu Abt. 1-4).

Литература: Маркс К., К критике гегелевской философии права, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 422-23; Энгельс Ф., Крест. война в Германии, там же, т. 7; Бецольд Ф. фон, История Реформации в Германии, пер. с нем., т. 1-2, СПБ, 1900; Смирин М. М., Народная Реформация Томаса Мюнцера и Великая крест. война, М., 1947; его же, Германия эпохи Реформации и Великой крест. войны, М., 1962; Die Frühbürgerliche Revolution in Deutschland, В., 1961; Febvre L., Un destin: M. Luther, P., 1928; Diem H., Luthers Lehre von den zwei Reichen, Münch., 1938; Hinrichs K., Luther und Müntzer, В., 1952; Stern L., M. Luther und Ph. Melanchthon..., (Halle-Wittenberg, 1954); Gerstenkorn H. R., Weltlich Regiment... Die staatstheoretischen Auffassungen Martin Luthers..., Bonn, 1956; Fife R. H., The revolt of M. Luther, N. Y., (1957); Blayney I. W., The age of Luther..., N. Y., (1957); Granz F. E., An essay on the development of Luther's thought on justice, law and society, Camb., 1959; Fabiunke G., M. Luther als Nationalökonom, В., 1963; Green V. Н. Н., Luther and the reformation, L., 1964; Müller-Streisand R., Luthers Weg von der Reformation zur Restauration, Halle, 1964.

Schnabel E., Deutschlands geschichtliche Quellen und Darstellungen, Tl 1 - Das Zeitalter der Reformation, Lpz.-В., 1931; Herte A., Das katholische Lutherbild im Banne der Lutherkommentare des Cochläus, Bd 1-3, Münster, 1943; Stephan H., Luther in den Wandlungen seiner Kirche, 2 Aufl., В., 1951; Zeeden E. W., M. Luther und die Reformation im Urteil des deutschen Luthertums, Bd 1-2, Freib., 1950-52; Bornkamm H., Luther im Spiegel der deutschen Geistesgeschichte, Hdlb., 1955; Lutherforschung heute. Referate und Berichte des I Internationalen Lutherforschungskongresses, Aarhus, 18-23 Aug. 1956, В., 1958.


Вернуться на главную страницу Лютера

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС