Манхейм, Карл |
|
1893-1947 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Карл МанхеймМанхейм, Карл (Mannheim), (1893-1947), немецкий социолог. Родился 27 марта 1893 в Будапеште. В 1930-1933 профессор социологии Франкфуртского университета. После прихода нацистов к власти покинул Германию и перебрался в Великобританию; доцент (1933) и профессор (1945) Лондонского университета (Высшей школы экономических наук). Один из основателей систематизированной научной социологии. Автор трудов "Свобода, власть и демократическое планирование" (1950), "Идеология и утопия" (1951). Умер в Лондоне 9 января 1947 года. + + + МАНХЕЙМ Карл (1893-1947) — немецкий философ и социолог, с 1933 г. жил в Великобритании. Один из основателей «социологии знания» — концепции, утверждающей социальную обусловленность всех духовных образований и исследующей их социальные функции. На формирование взглядов Манхейма повлияли идеи неокантианства, феноменологии, марксизма. Основные работы: «Идеология и утопия». «Диагноз нашего времени», «Интеллигенция и ее роль в прошлом и настоящем». В центре внимания Манхейма — проблемы сущности идеологии, изменений, происходящих в культуре XX в., социального предназначения интеллигенции, проблемы воспитания и образования. Манхейм различает частичную и тотальную идеологию. Частичная идеология — форма социального самосознания индивида или группы. К тотальной идеологии Манхейм относит господствующие идеологии эпохи. Основная функция тотальной идеологии — сохранение существующего социального порядка. Основная функция утопии — его разрушение. Утопия — такое же, как и идеология, «частичное» знание, которое пытается выдать свою одностороннюю позицию за абсолютную истину. Утопия и идеология взаимообратимы, изменение социальных условий меняет их местами, превращает утопию в идеологию. М. выделяет четыре типа утопического сознания: «оргиастический хилиазм анабаптистов» (веру в тысячелетнее царствование Бога и праведников на земле), «либерально-гуманистическую идею», «консервативную идею», «социалистически-коммунистическую утопию». Интеллигенция («интеллектуалы»), по мнению Манхейма не укорененная в социальном бытии, в силу своеобразного социального положения способна корректировать идеологию, продуцировать критическое сознание, являющееся импульсом к разрушению старых утопий и созданию новых. Интеллигенция — необходимый инструмент социальной регуляции. Отношение к интеллигенции в обществе является косвенной формой принятия или отвержения тотальной идеологии — основной опасности нашего времени. Считая себя приверженцем «релятивизма» (в данном случае — концепции, рассматривающей социальную обусловленность и социальную ограниченность любой социальной позиции), Манхейм возлагает большие надежды на интеллигенцию, способную вырваться из оков социальной ограниченности и помочь политической элите проводить сбалансированную политику. М. вводит понятие «социальной технологии» — особой формы социального контроля, основанной на балансе социальных интересов и корректировке группового сознания. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 212-213. Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |