Марк Аврелий |
|
161-180 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Марк Аврелий
Марк Аврелий Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) (26.4.121, Рим,—17.3.180, Виндобона, ныне Вена), римский философ-стоик, император (с 161 года). Автор сочинения «К самому себе» (на древнегреческом языке), содержащего записи кратких рассуждений по вопросам мироустройства и этики. Практицизм и скептицизм Марка Аврелия не позволили ему быть вполне последовательным стоиком. Стоическая философия сочетается у Марка Аврелия с некоторыми идеями эпикурейцев, перипатетиков и киников. Всё происходящее в мире Марк Аврелий рассматривает как проявление промысла природы, отождествляемой с богом — активным, разумным и материальным началом, проникающим весь мир и объединяющим его в единое целое. У Марка Аврелия сильнее, чем в раннем стоицизме, проявляется яичное религ. отношение к миру как к богу и требование активного сотрудничества каждого человека с мировыми силами. Как и Эпиктет, Марк Аврелий подчёркивает различие между внешним миром, не зависящим от человека, и собственным внутренним миром, единственно подвластным человеку. Счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внешним миром, в котором всё происходит согласно естественному закону, т. е. разуму всеобщей природы. Во многих записях, отступая от стоической доктрины, Марк Аврелий рассматривал человеческий разум как нечто полностью отделённое от души и как единственное подлинно человеческое начало. В некоторых случаях разум признаётся божественным истечением в духе неоплатонизма или отождествляется с внутренним божеством человека, как и у Посидония. Марк Аврелий не отрицал гераклитовского учения о мировых пожарах с той решительностью, как это делал Панетий, но, как и последний, склонялся к идее непрерывных превращений первостихий. Часто варьируемая у Марка Аврелия гераклитовская идея текучести всего существующего, тема смерти, некоторые платонические и неопифагорейские мотивы, создающие впечатление резиньяции и пессимизма, принадлежат к общим местам увещательной литературы. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: в рус. пер.: Наедине с собой, пер. С. Роговина, Μ.,1914. Литература: Dalfen J., Formgeschichtliche UntefsXiclumgen zu" den Selbstbetrachtungen Marc Aureis, Münch., 1967. Вернуться на главную страницу Марка Аврелия
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |